Фрэнк Таттл - голливудский режиссёр и сценарист, один из немногих кинорежиссёров,
карьера которых началась ещё в немом кинематографе 1920-х годов и успешно
продолжилась в звуковом кино вплоть до 1960 года. На пике своего успеха в 1930-е и
первой половине 1940-х годов Таттл был одним самых изобретательных и авторитетных
режиссёров Голливуда, фильмы которого регулярно приносили прибыль. Таттл оказал
влияние на формирование художественных принципов фильма «нуар».
Фрэнк Таттл родился 6 августа 1892 года в Нью-Йорке. Он учился в Йельском
университете, одновременно занимаясь в студенческом театре постановкой
спектаклей и актёрской работой. После окончания университета Таттл работал в
журнале «Вэнити фейр», директором по рекламе русского балета, а также занимал
должность президента Йельской ассоциации драматического искусства. После
первого же собеседования на студии «Джесси Ласки продакшнс» Таттл получил
3-месячный испытательный контракт на студии, а затем получил постоянную работу в
сценарном отделе. В 1921 году Таттл написал свой первый сценарий к фильму
«Кентуккийцы», а в 1922 году попробовал свои фильмы как режиссёр с комедией
«Разрушитель колыбели» (1922).
После того, как «Джесси Ласки продакшнс» после серии объединений превратилась в
«Парамаунт пикчерс», статус Таттла ещё более укрепился. В качестве штатного
режиссёра компании «Парамаунт» он поставил ещё 73 фильма, завершив карьеру в 1959
году картиной «Остров потерянных женщин». Таттл стал успешным режиссёром
универсального плана, одинаково удачно работая в жанрах комедии, драмы и
триллера. Именно к последнему жанру относится одна из его самых удачных ранних
работ «Дело об убийстве Грина» (1929), ставшая одним из первых звуковых детективов.
Репутация Таттла в кино выросла благодаря ещё одному ударному триллеру «
Дело об убийстве Бенсона» (1930). В 1930 году Таттл стал одним из 11
ведущих режиссёров студии, каждый из которых поставил по одному эпизоду
музыкального фильма-ревю «Парамаунт на параде» (1930). На 1930-35 годы приходится самый
плодотворный этап в творчестве Таттла, когда он поставил 22 фильма, иногда
одновременно являясь и автором сценария. Наиболее заметными картинами этого
периода стали «
Большое радиовещание» (1932), стилизованное музыкальное шоу с участием
Бинга Кросби , сестер Босвелл и десятка других звёзд того времени, «
Римские
сплетни» (1932), один из лучших фильмов с участием популярного радиоведущего,
юмориста и певца Эдди Кантора , а также лёгкий мюзикл «Вот мое сердце» (1934) с
участием Бинга Кросби и Китти Карлайл .
Однако интересы Таттла выходили за рамки развлекательного кино. В 1935 году в
промежутке между двумя легковесными и банальными картинами «Двое в ночи» и «
Каникулы» Таттл поставил новаторский детективный триллер «
Стеклянный ключ» (1935) с участием Джорджа Рафта , Эдварда Арнольда и Рэя
Милланда. «
Стеклянный ключ» (1935) установил новый для своего времени стандарты с
точки зрения темпа повествования и степени насилия, рассказав историю
политической коррупции, преступного заговора, убийства, шантажа и похищения
человека, а также распадающегося романа менее чем за 80 минут. Фильм смотрелся
очень хорошо на протяжении последующих 40 лет, даже после выхода в 1942 году очень
удачного ремейка с участием Алана Лэдда.
Таттл вёл своего рода двойственное существование как режиссёр. Фильмы, подобные
«Стеклянному ключу», чередовались с мюзиклами с участием Бинга Кросби, такими как
«
Свадьба на Вайкики» (1937) и необычными комедиями, такими как «
Чарли МакКарти, детектив» (1939). К этому времени Таттл достиг на
студии «Парамаунт» высокого авторитета, так как все его фильмы были прибыльными,
все делались вовремя и в рамках установленного бюджета.
Однако лишь в 1942 году Таттл проявил себя как мастер стиля с фильмом «
Оружие
для найма», работой, оказавшей влияние на формирование жанра фильм нуар.
Поставленный по роману Грэма Грина, этот страшный и пугающий по настроению
увлекательный триллер продемонстрировал уникальную для того времени
психологическую глубину. Фильм сделал звездами исполнивших в нём главные роли
артистов Алана Лэдда и Веронику Лейк.
В 1943-44 годах режиссёрская активность Таттла заметно снизилась. Среди
немногочисленных работ этого периода - «
Час перед рассветом» (1944), военный триллер по книге Сомерсета Моэма, в
котором Лейк неловко пытается изображать врага, говорящего с австрийским
акцентом.
Однако в 1945 году Бинг Кросби, который начал производить собственные фильмы,
выбрал Таттла для постановки первого из них - биографической драмы о знаменитом
кулачном бойце «Великий Джон Л». После ещё трёх фильмов, включая нуар «
Саспенс»
(1946), в 1947 году карьера Таттла была временно прервана в связи с началом сенатских
слушаний по антиамериканской деятельности о внедрении коммунистов в
киноиндустрию.
Слушания в Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности
В 1947 году Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности палаты
представителей конгресса США начала преследование деятелей Голливуда, одним из
которых оказался Таттл. Ещё в 1937 году Таттл вступил в Коммунистическую партию США,
желая таким образом противодействовать приходу Гитлера к власти. Таттл принимал
участие в некоторых мероприятиях компартии США и даже предоставлял свою
нью-йоркскую квартиру для проведения партийных встреч. Неожиданно Таттл был
лишён работы и даже обнаружил, что его имя было удалено из некоторых проектов, над
которыми он работал ранее.
В 1950 году, уже после вынесения обвинительного заключения против лидеров
компартии США, Таттл вернулся на родину и предстал на слушаниях Комиссии. Он
признал, что состоял в компартии вплоть до 1947 года, когда вышел из её рядов,
посчитав «слишком жестокой». Таттл прошёл «ритуал называния имен», назвав, в
частности, режиссёра Жюля Дассена, который также попал в «черные списки» и был
вынужден эмигрировать из США. В результате «раскаяния» Таттл избежал попадания в
«черные списки» и смог продолжить работу в Голливуде.
Последние годы
В 1949 году Таттл поставил во Франции свой единственный европейский фильм «Стрелок
на улицах» (1950), отличный гангстерский триллер с участием Дейна Кларка и Симоны
Синьоре. Этот фильм не демонстрировался в Америке в течение полувека.
Лишь в середине 1950-х годов, уже после снятия всех обвинений в свой адрес Таттл смог
вернуться к постановке фильмов в США на постоянной основе. В 1956 году он снял фильм
«
Крик в ночи», триллер о психопате, который похищает дочь полицейского
офицера (в фильме снимались Рэймонд Берр, Натали Вуд и Эдмонд О’Брайен). Таттл
завершил свою карьеру фильмом в новом для себя жанре научной фантастики «Остров
пропавших женщин» (1959), в котором, по иронии судьбы, сыграл его коллега по «чёрным
спискам» Алан Напье. Оба фильма продемонстрировали, что его способность грамотно
изложить историю не была утеряна, несмотря на перерыв в работе.
Френк Таттл умер 6 января 1963 года в Голливуде.