«Зоопарк» - советская рок-группа, образованная в 1980 году в Ленинграде. Основатель,
бессменный лидер и автор песен группы - Майк (Михаил) Науменко .
Майк Науменко родился 18 апреля 1955 года в Ленинграде.
Рок-музыкой стал интересоваться ещё будучи школьником, приблизительно в 1970
году.
Весной 1976 года Майк знакомится с Борисом Гребенщиковым , Всеволодом Гаккелем и
Михаилом Васильевым. Их музыкальные отношения быстро перерастают в дружеские
(причём надолго!). Они вместе устраивают сейшены с классическим рок-н-ролльным
репертуаром под общим названием «Вокально-инструментальная групировка имени
Чака Берри».
В середине 1978 года Майк и Борис Гребенщиков , при поддержке сокращенного
«Аквариума» (Гребенщиков, Гаккель, Васильев, Майкл Кордюков) выпускают совместный
акустический альбом "Все братья - сестры". Песни альбома, такие как «Женщина»,
«Глава 7», «Ванная комната» , сразу привлекают внимание любителей рок-музыки своей
молодёжной лексикой, честностью, и, главное поэтичностью. Интересный факт: альбом
был записан под открытым небом на берегу Невы.
В 1980 году в студии Ленинградского Большого Театра Кукол Майк Науменко записывает
свой первый сольный акустический альбом «Сладкая N и другие». Из записанных
тридцати двух песен в альбом вошли только пятнадцать. В записи участвуют Вячеслав
Зорин («Капитальный ремонт») и Борис Гребенщиков .
Осенью 1980 года Майк , наконец-то, собирает первый состав собственной группы и не
без оглядки на «Аквариум» называет её «Зоопарком». Первыми в члены группы были
приглашены два музыканта студенческой группы «Прощай, чёрный понедельник»
Александр Храбунов (гитара) и Андрей Данилов (барабаны), а затем по рекомендации
был приглашен басист Илья Куликов из группы «Маки». В этом составе «Зоопарк»
начинает репетировать в ноябре 1980 года.
В феврале 1981 года «Зоопарк» даёт свой первый концерт на одной из танцплощадок
города в следующем составе: Майк Науменко (гитара, вокал), Александр Храбунов
(гитара), Илья Куликов (бас), Андрей Данилов (ударные).
В этом составе весной 1981 года «Зоопарк» вступает в организованный Ленинградский
рок-клуб, а в мае, на заключительном концерте первого сезона работы клуба,
показывает собственную программу, целиком состоящую из песен Майка . Стилевая
ориентация группы на рок-н-ролл и ритм-энд-блюз, проявившаяся уже тогда, с тех пор
не претерпевала изменений.
Выступление «Зоопарка» вызвало бурную, хотя и неоднозначную реакцию публики.
Впечатление от группы было настолько неожиданным, что некоторые сгоряча
поторопились зачислить «Зоопарк» в ряды панк-рока. Многие молодые слушатели
рок-музыки в то время были воспитаны на текстах ленинградских «Россиян» и
московской «Машины времени », с их замками, кораблями и космическими
катастрофами, поэтому разговорный язык «Зоопарка» в сочетании с плотным
рок-н-ролльным звуком и произвёл впечатление новой волны. Но при всём при этом -
Майк Науменко многим пришёлся по душе своей естественностью. (Песни многих групп
в то время, той же «Машины времени », например, старались нести в себе какую-нибудь
определённую философию, мораль. Майку уже тогда удалось этого избежать).
«Зоопарк» регулярно выступает в Ленинграде, одновременно совершает серию
удачных поездок в Москву, став там на некоторое время популярнее «Аквариума», (да
и других питерских и даже известных в то время московских групп) несколько раз
выступает в сопровождении музыкантов известной московской группы «ДК». Одна из
таких концертных записей послужила основой для "живого" (концертного) альбома «Blues
de Moscou» (1981), в который вошли почти все тогдашние хиты.
В 1983 году на студии «АнТроп» - «Зоопарк» записывает свой лучший альбом «Вчера и
позавчера... в уездном городе N» («Уездный город N»). Наиболее известные композиции:
«Пригородный блюз», «Дрянь», «Если ты хочешь», несколько необычная для «Зоопарка»
заглавная 14-минутная баллада «Странные дни», которую тогда стали называть
энциклопедией нашей жизни. А песня «Мажорный рок-н-ролл» становится хитом сезона,
попав о официальные списки.
В мае 1983, на Первом фестивале рок-клуба, в составе «Зоопарка» появился пианист и
певец Александр Донских, успевший до этого сменить множество групп от «Длинной
дистанции», которая в середине 70-х годов блистала на концертах в честь дней
рождения участников «The Beatles » до официозно-филармонической группы «Земляне».
Хотя выступление «Зоопарка» оказалось неровным, и группа не стала лауреатом, сам
Майк получил приз за лучшие тексты.
К зиме оригинальный состав группы распался. Илью Куликова призвали в армию,
начались поиски басиста. Место Куликова занял Михаил Васильев («Аквариум»).
Закончил институт и уехал в Петропавловск барабанщик Андрей Данилов, пришлось
искать замену и ему. В группе появляется ещё один музыкант «Аквариума» - Пётр
Трощенков. «Зоопарк» начинает готовить новую программу.
В марте 1984 года «Зоопарк» впервые появляется на сцене Лениградского рок-клуба в
сопровождении ритм-секции «Аквариума»: Михаил Васильев (бас) и Петр Трощенков
(барабаны).
В мае 1984 года проходят успешные выступления нового состава группы на концерте по
случаю трёхлетия Ленинградского рок-клуба в Ленинградском Дворце Молодёжи.
Михаил Васильев (бас), который в ту пору фактически покинул «Аквариум», играет в
«Зоопарке» до конца года, а Петра Трощенкова (ударные) в мае сменил лучший
барабанщик города Евгений Губерман («Аквариум», «Август»).
Выступление «Зоопарка» на Втором Ленинградском рок-фестивале (июнь 1984 года) стало
одним из его центральных событий. К тому времени состав группы выглядел следующим
образом: Майк Науменко (гитара, вокал), Александр Храбунов (гитара), Михаил
Васильев (бас), Евгений Губерман (ударные). Две статьи Власова в Ленинградской
«Смене» и статья композитора Морозова в «Комсомольской правде», вышедшие в 1984
году и носящие откровенно провокационный характер несомненно, повлияли на
решение жюри Второго фестиваля Ленинградского рок-клуба (Здесь необходимо
небольшое отступление. В декабре 1982 года по инициативе Министерства культуры
СССР начался период кампании против самодеятельного рока и многих известных и
популярных в то время групп. В 1982-1984 году в эту компанию активно включается
отечественная пресса). Группа не стала лауреатом, хотя зрители в анкетном опросе
поставили «Зоопарк» на первое место.
Летом того же года Андрей Тропилло записал, как оказалось впоследствии, последний
студийный альбом группы «Белая Полоса», на котором играли басист «Аквариума»
Александр Титов и барабанщик «Секрета » Алексей Мурашов.
В ноябре 1984 года Майк и Храбунов сыграли один концерт, усиленные ритм-секцией
группы «Алисы » (Святослав Задерий - бас и Михаил Нефедов - барабаны), но этот
альянс тоже оказался непрочным и «Зоопарк» пропал на девять месяцев. Конечно, не
последнюю роль сыграла в этом борьба властей с самодеятельным роком. «Зоопарк»,
как и многие группы в то время, был вынужден уйти в подполье. Несмотря на это, 1983 и
1984 годы стали наиболее плодотворными и результативными в творчестве «Зоопарка».
Группа и её лидер - Майк Науменко - приобрели всесоюзную известность.
Весь 1985 год прошёл в поисках ритм-секции. Лишь в августе 1985 года поиски подходящих
музыкантов временно завершились, и на сцену вышел новый состав «Зоопарка»,
включавший Сергея Тессюля (бас-гитара) и Валерия Кирилова (ударные). В таком
составе «Зоопарк» репетирует, собираясь выступить на Четвёртом фестивале
Ленинградсого рок-клуба и готовит зрителям необычный сюрприз.
Весной 1986 «Зоопарк» вновь удивил (а то и смутил) многих, появившись на сцене
Четвёртого рок-фестиваля в сопровождении эффектного вокального трио, Александр
Донских, Наталья Шишкина, Галина Скигина и клавишника Андрея Муратова. Старые
вещи - «Женщина», «Свет» - зазвучали по-новому, а такие баллады, как «Иллюзия» и
«Мария» воспринимались теперь только в новом исполнении. Шикарные аранжировки,
легкая театрализация, стилизованный под манеру ду-уоп вокал. Старые поклонники
«Зоопарка» были раздосадованы, новые - заинтригованы, а жюри - очаровано.
Гонения на рок к тому времени прекратились, времена изменились, вследствие чего
группа впервые получила лауреатское звание. Эта версия «Зоопарка»
просуществовала год, сделала ряд разрозненных записей для радио и распалась в мае
1987 года.
Летом 1987 года в «Зоопарк» возвращается Илья Куликов (бас), в следствии чего группа
стала звучать гораздо жёстче, тем более без вокального трио.
В сентябре группа с триумфом выступает на Всесоюзном рок-фестивале в Подольске,
много гастролирует по стране - на этом этапе «Зоопарк» становится самой
концертирующей группой Ленинградского рок-клуба, а возможно, и всей страны.
Интересно, что группа «Секрет », ушедшая после триумфального дебюта на Втором
фестивале Ленинградского рок-клуба на профессиональную эстрадную сцену
продолжала исполнять песни Майка . Интересно и весело аранжированные рок-н-роллы:
«Буги-вуги каждый день» и «Мажорный рок-н-ролл» вошли в дебютный диск-гигант
«Секрета» (1997), зазвучали в радио и телепрограммах. Всё это вызвало интерес к
«Зоопарку» у молодёжи конца 80-х годов, предпочитавшей в то время слушать тяжёлый
рок и диско. Таким образом, волна популярности «Зоопарка» совершила свой второй
круг.
В 1988 году Андрей Тропилло выпустил на виниле (LP) слегка урезанную версию альбома
«Белая Полоса». (В альбом не вошли песни «Бедность» и «Вперёд, боддисатва»). В
апреле того же года Андрей Муратов ушёл в «ДДТ», и «Зоопарк» вернулся к составу
квартета: Майк Науменко (гитара, вокал), Александр Храбунов (гитара), Илья Куликов
(бас), Валерий Кирилов (ударные).
За период 1988-1990 годов Майк с «Зоопарком» исколесил всю Россию, и, несмотря на то,
что группа давно не меняла свой репертуар, практически везде на его концертах был
полный зал. Как писала в то время пресса, «Зоопарк» в 1988-90 годах стал чемпионом
Ленинградского рок-клуба по количеству концертов в год, обогнав даже «Аквариум» и
«Кино ».
В начале 1990 года режиссер Александр Киселёв снял на Ленинградской студии
документальных фильмов посвященную «Зоопарку» ленту «Буги-вуги каждый день», для
которой группа записала несколько своих ранее не издававшихся номеров (позднее
вошедших в альбом-саундтрек «Музыка к фильму»).
Спад массового интереса к рок-н-роллу, а с ним и гастрольной активности, плюс
нараставшие проблемы практически вывели «Зоопарк» (как и многих в то время) из
игры. В мае 1990 года с «Зоопарком» вновь расстался Илья Куликов, а басистом стал
Наиль Кадыров из группы «Почта».
14 марта 1991 года Майк Науменко в последний раз появился на сцене, исполнив в
сопровождении «Аквариума» «Пригородный блюз» на фестивале, посвященном 10-летию
Ленинградского рок-клуба.
Летом 1991 года московский инди-лейбл «Эрио» выпустил на виниле (LP) альбом Майка
Науменко «LV» (записанный в 1982 Игорем "Панкером" Гудковым).
Майка Науменко не стало 27 августа 1991 года.