"Я всегда хотел сделать свою группу, но не хотел, чтобы со мной работали какие-то
очень профессиональные музыканты, которых я не знаю. Я хотел, чтобы это были люди,
которым нравятся мои песни, которым нравлюсь я. В общем, чтобы это были не просто
музыканты, но соратники". (
Майк
Науменко)
Майк (настоящее имя Михаил Васильевич Науменко), лидер группы "Зоопарк",
единственный из поколения российских рок-музыкантов, чье творчество относится к
категории "русский рок" скорее номинально. Первым из российских музыкантов
совместил корневую англо-американскую рок-традицию с текстами в жанре бытового
реализма.
Майк родился 12 апреля 1955 г. в Ленинграде в "семье служащих". Прозвище свое получил в
английской спецшколе, где и началось его увлечение рок-н-роллом. К 18 годам Майк
спокойно мог читать лекции по западной рок-музыке на английском языке.
Первые песни начал писать на английском под влиянием любимых авторов: Боба
Дилана, Марка Болана, Дэвида Боуи, групп The Beatles, Rolling Stones, Jefferson Airplane, но со временем
романтические образы сменила мрачноватая урбанистическая поэзия в стилистике Лу
Рида. Название "Зоопарк" появилось задолго до появления самой группы, поскольку
свои первые тексты Майк уже тогда подписывал "зоопарковая музыка".
Первая русскоязычная песня (к сожалению, не сохранившаяся) называлась "Ждать и
верить". Начинал Майк как басист, и до 1975 г. играл в малоизвестных коллективах
("Союз", "Вокально-инструментальная группировка им. Чака Берри"), где исполнял
преимущественно рок-стандарты Чака Берри и Литтл Ричарда. В 1974 г. познакомился с
Гребенщиковым и участвовал в записях "Аквариума" - "Таинство брака" и "A Wedding Jam Live At
Astoria" (утерянная запись джем-сейшена на свадьбе у Гребенщикова, в котором приняла
участие "Машиной Времени").
Летом 1978 г. на берегу Невы посредством магнитофона "Электроника-302" Майк и
Гребенщиков записали магнитоальбом "Все братья-сестры", выпущенный тиражом 20
экземпляров и разошедшийся по стане десятками тысяч копий. Альбом входит в
дискографии как Гребенщикова, так и Науменко.
После второго альбома "Сладкая N и другие", включавшего такие хиты, как
"Пригородный блюз", "Дрянь", "Прощай, детка", Майка стали узнавать на улицах. После
третьего "LV" (читается не "Эль Вэ", а "Пятьдесят Пять" - год рождения Майка) его имя
стало культовым.
Первый концерт группы "Зоопарк", созданной Майком из осколков гаражной команды
"Прощай, черный понедельник", состоялся в Москве осенью 1981 г. Впоследствии Майк
выступал и как сольный автор, и как лидер группы "Зоопарк". Состав группы постоянно
менялся. Помимо музыки интересующимся личностью Майка стоит ознакомиться с его
переводом книги Ричарда Баха "Иллюзии". Практически все российские рок-музыканты
признают влияние Майка на их собственное творчество.
На протяжении трех лет "ЗООПАРК" регулярно выступал дома и выезжал в Москву, где
Майк поначалу пользовался гораздо большим успехом, нежели в Ленинграде, был
почему-то воспринят тамошней публикой как панк, несколько раз выступал в
сопровождении музыкантов группы "ДК" и сделал концертный альбом "Blues de Moscou".. В
Питере за это время Науменко сыграл гитарное соло на дебютном концерте группы
"КИНО" в марте 1981 и записал на студии "АнТроп" альбом "Вчера и позавчера... в уездном
городе N" (1983).
В мае 1983, на 1-м фестивале рок-клуба, в составе "ЗООПАРКА" появился пианист и певец
Александр Донских. ". Хотя выступление "ЗООПАРКА" оказалось неровным, и группа не
стала лауреатом, сам Майк получил приз за лучшие тексты. К следующей зиме
оригинальный состав группы распался.
В марте 1984 Науменко и Храбунов появились на сцене клуба в сопровождении
ритм-секции "АКВАРИУМА": Михаил Васильев (бас) и Петр Трощенков (барабаны).
Выступление "ЗООПАРКА" на 2-м Ленинградском рок-фестивале стало одним из его
центральных событий, однако начатая в то время Министерством культуры кампания
против самодеятельного рока, инспирированная провокационными статьями
композитора Александра Морозова в "Комсомольской правде" и В. Власова в
Ленинградской "Смене", несомненно, повлияла на решение жюри, хотя группа получила
приз зрительских симпатий и специальный приз, учрежденный Оптическим институтом.
Летом 1984 Андрей Тропилло записал, как оказалось впоследствии, последний
студийный альбом группы "Белая Полоса", на котором играли басист "АКВАРИУМА"
Александр Титов и барабанщик "СЕКРЕТА" Алексей Мурашов. В ноябре 1984 Майк и
Храбунов сыграли один концерт, усиленные ритм-секцией "АЛИСЫ" (Святослав Задерий -
бас и Михаил Нефедов - барабаны), но этот альянс тоже оказался непрочным и "ЗООПАРК"
пропал на девять месяцев. Лишь в августе 1985 поиски подходящих музыкантов временно
завершились, и на сцену вышел новый "ЗООПАРК".
В сентябре 1987 "ЗООПАРК" выступил на Всесоюзном рок-фестивале в Подольске, много
гастролировал по стране - на каком-то этапе он был самой концертирующей группой
рок-клуба, а возможно, и всей страны. В 1988 Тропилло выпустил на пластинке слегка
урезанную версию альбома "Белая полоса". В апреле того же года Муратов ушел в "ДДТ",
и "ЗООПАРК" вернулся к составу квартета, хотя активность группы с этого момента
начала резко снижаться.
В начале 1990 режиссер Александр Киселев снял на Ленинградской студии
документальных фильмов посвященную "ЗООПАРКУ" ленту "Буги-вуги каждый день", для
которой группа записала несколько своих ранее не издававшихся номеров (позднее
вошедших в альбом "Музыка к фильму"). Спад широкого интереса к рок-н-роллу, а с ним и
гастрольной активности, плюс нараставшие проблемы практически вывели "ЗООПАРК"
из игры: попытка Андрея Тропилло (летом 1989 избранного директором Ленинградской
студии грамзаписи) привести группу в студию так не увенчалась успехом.
В мае с "ЗООПАРКОМ" вновь расстался Куликов, а басистом стал Наиль Кадыров из
группы "ПОЧТА", которая аккомпанировала Юрию Морозову и записала в конце 80-х годов
два интересных магнитофонных альбома. 14 марта 1991
Майк Науменко
в последний раз появился на сцене, исполнив в сопровождении "АКВАРИУМА" свой
Пригородный блюз на фестивале, посвященном 10-летию Ленинградского рок-клуба.
Летом 1991 московский инди-лейбл "Эрио" выпустил на пластинке альбом Майка Науменко
"LV" (записанный в 1982 Игорем "Панкером" Гудковым).
В августе 1991 года Майк был найден мертвым в своей комнате в коммуналке на
Разъезжей улице: причиной его смерти стал перелом основания черепа. Врачи
определили, что смерть наступила 27 августа 1991 года от кровоизлияния в мозг.
Обстоятельства его смерти так и остаются во многом загадочными.
У Алексея Рыбина была своя версия: "Виноват, конечно, алкоголь. В ночь перед его
смертью у Васина сильно пили. Майк был плох, в очень тяжелом состоянии, с черным
лицом. В таком состоянии упасть затылком на асфальт - легче легкого. Насколько я
помню, Майк получил перелом основания черепа - типичная алкогольная смерть, когда
человек в глубоком опьянении на спину падает. Вряд ли его кто-то "повстречал" во
дворе - там его знали очень хорошо. В последний год жизни он покупал выпивку у
всяких дилеров, его все знали и любили, он был свой человек. На улице Майк все-таки
поднялся, дошел до дома, грохнулся еще раз в коридоре и умер". Жизнь Майка Науменко
оборвалась трагически и нелепо, перед смертью у него воспоминаний оставалось
больше, чем надежд.
Похоронили Майка на Волковском кладбище. Он не дожил всего двух месяцев до 10-летия
своей группы.
Что касается остальных участников "ЗООПАРКА", то Александр Храбунов играет с
группами, исполняющими каверы рок-н-ролльной классики; Кирилов покинул музыку, а
Куликов умер в 1994. Последний басист "ЗООПАРКА" Наиль Кадыров продолжил свою
карьеру в группах "ОАЗИС Ю", "ВЕРМИШЕЛЬ-ОРКЕСТР" и "Разные Люди".