Сафонова Марианна Николаевна (Марьяна) - советская актриса театра и кино.
Родители
Марианна Сафонова родилась 27 марта 1924 года в Ленинграде. Её отец Николай
Александрович Сафонов работал инженером по холодной обработке стали на
Путиловском (позднее - Кировском) заводе. Мать Валерия Казимировна Легас была
домашней хозяйкой.
Мечты о вокальной карьере
Родители Марианны мечтали, чтобы дочь избрала серьёзную техническую
специальность, но девочку интересовали совершенно противоположные технике вещи.
С раннего возраста у неё стали проявляться хорошие вокальные способности. Она
заслушивалась имевшимися у её родителей граммофонными записями оперных арий,
разучивала их наизусть и затем сама исполняла их в домашней обстановке. В конце
концов, это настолько затянуло юную Марьяну, что без музыки она не мыслила своей
дальнейшей жизни.
Учёба в Свердловске и Ленинграде
Начавшаяся в 1941 году война, заставила семью Сафоновых эвакуироваться в
Свердловск. Там Марианна, закончив школу, по настоянию родителей поступила в
Свердловский горный институт и параллельно - в Свердловскую школу киноактёра, в
которой училась с большим интересом. Но фильмов тогда снималось очень мало,
поэтому рассчитывать на полноценную работу в кино ей не приходилось. Надеясь на
свою врождённую музыкальность и неодолимую тягу к сцене, Марианна Сафонова
отправилась в Ленинград, где, пройдя конкурсные испытания, поступила в студию
Ленинградского театра музыкальной комедии, по окончании которой в июле 1948 года
была принята в его труппу.
Актриса Ленинградского театра музыкальной комедии
Прекрасные вокальные и драматические таланты, эффектная внешность позволили
актрисе ярко проявить себя на этой сцене, на которой ей был сыгран ряд ведущих
ролей: Стелла в «Вольном ветре» И. Дунаевского, Поленька в «Холопке» Н.
Стрельникова, Леонтина в «Дьявольском наезднике» И. Кальмана, Олеся в «Трембите»
Ю. Милютина, Метелла в «Парижской жизни» Ж. Оффенбаха.
Перемены в личной жизни
Параллельно удачно развивавшейся карьере актрисы вскоре произошли и счастливые
изменения в личной жизни Марианны Николаевны - она вышла замуж за известного кино-
и театрального художника Семёна Соломоновича Манделя (1907-1974). В тот момент он
вполне удачно работал в кино на Мосфильме, но ради молодой жены переехал в
Ленинград и стал театральным художником. В 1956 году в их семье родилась дочь
Алиса.
Кинематограф
В 1949 году Марианна Сафонова попробовала свои силы в кинематографе, создав в
картине Григория Рошаля «
Академик Иван Павлов» образ жены известного учёного. Роль была
возрастной - от молодых лет до старости - поэтому по-актёрски перед ней стояла
довольно интересная задача. Однако фильм грешил чрезмерной плакатностью, из-за
чего большинство его героев было лишено жизненной достоверности. В силу этой или
других причин, но дальнейший роман актрисы с кино так и не сложился, не считая
нескольких небольших, мало что значивших для неё в творческом плане, эпизодов.
В Ленинградском театре имени Ленинского комсомола
Видимо желая расширить свои актёрские рамки, в октябре 1952 года по приглашению
Георгия Товстоногова Марианна Сафонова перешла из Театра музкомедии в труппу
Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, в котором отработала 11 лет. За
этот период сыграла более десяти лирико-драматических ролей, среди которых: Катя
Шагалова в «Дружиннике» А. Зака и И. Кузнецова, Тамара в «Проводах белых ночей» В.
Пановой, Вава Маландина в «Маленькой студентке» Н. Погодина, Матильда в «Новых
людях» С. Заречной, Женя в «Неравном бое» В. Розова, Кэт в «Ошибках одной ночи» О.
Гольдемита, Любица в «Трёх соловьях, доме 17» Д. Добричанина и другие.
Уход из театра
В 1963 году Марианна Сафонова получила приглашение от Игоря Владимирова сыграть
Лизу Стратову в спектакле «Женский монастырь» по пьесе В. Дыховичного и
М.Слободского, ради которого она ушла из Театра имени Ленинского комсомола. Но, в
силу различных обстоятельств, эта работа для Сафоновой так и не состоялась - роль
была сыграна другой актрисой.
Эстрада
Ища себе дальнейшее творческое применение, Марианна Николаевна перешла на
эстраду, которая с этого момента стала её основным призванием. Более 20 лет она
трудилась в штате Ленконцерта, объездила с гастролями весь Советский Союз. Читала
со сцены стихи Сергея Есенина, Николая Рубцова, Марины Цветаевой, пела песни
Василия Соловьёва-Седова.
Уход на пенсию
Во второй половине 1980-х годов, когда стал подрастать внук Семён, названный так в
честь деда, Марианна Сафонова решила, что пора уйти на пенсию и заняться семьёй.
Своей дочери Алисе она в своё время, в силу большой занятости, не могла уделять
много внимания, поэтому всю свою нерастраченную материнскую энергию она
перекинула на любимого внука.
Переезд в Америку
В 1990 году дочь Алиса, по приглашению друзей, уехала работать в США, где вскоре
вышла замуж и осталась на постоянное место жительства. Марианна Николаевна стала
ежегодно навещать дочь, внука и прибавившуюся к ним внучку, но со временем, в силу
возраста, ей это давалось всё труднее и труднее. В итоге, Алиса решила оставить
маму у себя, чтобы иметь возможность постоянно ухаживать за ней и лишить её всех
возможных нагрузок.
В первые годы пребывания в США Марианна Сафонова продолжала творческую
деятельность: выступала с концертами в Музее русской поэзии и музыки в
Вашингтоне. Сейчас, не смотря на солидный возраст, Марианна Николаевна продолжает
вести активный образ жизни: ежедневно делает себе массаж, совершает прогулки,
выезжает с дочерью на океанское побережье, тщательно следит за собой. Любит
слушать радио, интересуется всеми происходящими в России событиями.
Использованы материалы с сайта Алексея Тремасова a-tremasov.ru