Смоктуновский Иннокентий Михайлович (настоящая фамилия Смоктунович, польского
происхождения) актер тонкого психологического рисунка, создавший лирический
образ современного героя.
Война и годы в провинции
Родился 28 марта 1925 в деревне Татьяновка на севере Томской области. Позже семья
переехала в Красноярск. Война резко перевернула устоявшийся быт семьи. После
гибели на фронте отца, Иннокентий был вынужден бросить школу. Смоктуновскому
пришлось помогать семье: он учился в фельдшерско-акушерском училище, затем
перешёл на курсы киномехаников, по окончании которых, в 1942 году, работал в
размещённой в Красноярске воинской части и госпитале при ней. В том же году он
поступил статистом в Красноярский драматический театр; много лет спустя актёр
признался в одном из своих интервью, что научился подделывать театральные билеты:
покупать билеты каждый день не было никакой возможности, а жить без театра он уже
не мог.
В январе 1943 года Смоктуновский был направлен в Киевское пехотное училище,
находившееся в то время в Ачинске. После окончания училища, в августе, он был
отправлен на фронт, на пополнение 75-й гвардейской стрелковой дивизии. Участвовал
в битве на Курской дуге, бежал из плена, был ранен, прошел всю войну до Берлина.
После войны почти случайно поступил в студию при Красноярском областном
драматическом театре. Проучившись год, приходит в Норильский 2-ой Заполярный
театр, где проработал четыре сезона (1946-1951), пройдя школу мастерства. В связи с
ухудшением здоровья переселился на юг. Один сезон отслужил в Дагестанском
русском драматическом театре в Махачкале, затем в Сталинградском театре драмы,
который оставил в 1955, ощущая, что пришло время иной манеры игры.
С 1955 Смоктуновский показывался во многих театрах Москвы, неизменно получая отказ.
Счастливый поворот его судьбы начинается после участия в съемках кинофильма
Солдаты,
где он сыграл роль лейтенанта Фарбера. Фильм вышел на экран в 1956, совпав с началом
времени перемен. А время требовало нового героя. На этой волне индивидуальность
Смоктуновского, его неповторимая органика, не выносящая нажима и пафоса, пришлась
впору.
Рождение нового героя
Главный свой театральный творческий взлет пережил в конце 1950-х, когда он сыграл
князя Мышкина из инсценировки романа Идиот по Ф.М.Достоевскому в постановке
Г.А.Товстоногова, специально пригласившего неизвестного артиста в БДТ. Режиссер,
чуткий к актерским дарованиям, уже в роли лейтенанта Фарбера, разглядел в
Смоктуновском будущего Мышкина, «положительно прекрасного человека», пришедшего
в жестокий мир с чистой любовью и полным отсутствием житейского опыта.
Смоктуновскому удалось «попасть в тон» Мышкина, почувствовать почти неуловимый
строй души больного князя, создать ощутимое энергетическое поле доброты, с
которой тот шел к людям, сначала покоряя светом своей личности, затем оказываясь
жестоко раздавленным силой человеческого зла. Необыкновенное совпадение
Смоктуновского с душевной жизнью своего героя вызвали колоссальный интерес
публики, воспринявшей эту роль как большое событие в театральной жизни. Актер
действительно открыл нового героя. Это был герой в абсолютно негероической, а
подчас и смешной оболочке. Смоктуновский осознанно не боялся в роли Мышкина быть
смешным, неуклюжим. Лиризм актера сочетался с непосредственным глубоким
комизмом, оберегающим его от ненужного пафоса. Это сочетание - основа его метода. В
роли Мышкина «он нарушал театральные правила. В спектакле БДТ появился не
играющий, а живущий актер», - писал театральный критик Е.Горфункель.
Роль Мышкина была признана целой эпохой в творчестве артиста. Но для артиста
появилась очевидная опасность самоповтора. Однако масштаб возможностей артиста,
аналитический метод работы привели к дальнейшему его развитию. Сказался также
большой сценический опыт Смоктуновского на провинциальных подмостках и в кино,
опыт мучительных поисков, а не накапливания известных штампов, обостренный слух
на современность, на новые возможности и новую технику игры.
Царь Федор
Семь лет разделяют князя Мышкина из второй редакции Идиота от царя Федора,
сыгранного Смоктуновским в 1973 на сцене московского Малого театра. И если в БДТ он
нарушал театральные правила, то в 1970-х начал к ним возвращаться. В его исполнении
царь Федор не был традиционным неврастеником, добрым юродивым на троне. Это был
царь, сознающий свою высокую миссию, человек мужественной простоты, а не метаний,
свойственных слабости воли. Так же, как и автор, он, очевидно, уходил от
исторического облика Федора, как уходил и от предшествующей ему сценической
традиции. Он нашел в роли «свой тон», а это всегда было, по его собственному
признанию, важнейшим условием для рождения образа. Так все «громкие» места роли
произносил необыкновенно тихо, с сознанием величия своего дела и убежденностью в
своей правоте. Но все же Федор был больше победой Смоктуновского-аналитика,
интеллектуала, чем победой художника. Душевной просветленности, столь
магнетически завораживающей в Мышкине, актер в этой роли не достиг. Поэтому не до
конца удовлетворенный своей работой, расстался с царем Федором, хотя и признанным
творческой удачей, уже в 1975.
МХАТ
В том же году перешел во МХАТ, где специально для него был поставлен чеховский
Иванов (1976).
Это была не первая его роль из чеховского репертуара. В 1970 сыграл роль Войницкого
в экранизации Дяди Вани, а в 1974 - Моисея Моисеевича в киноверсии
Степь и Гаева в телевизионном
Вишневом саду. Этот опыт выявил парадоксальное: Смоктуновский - не совсем
чеховский актер. Чеховская недосказанность, неопределенность оказались чужды
духу артиста, выявляющему масштабную, мощную личность. Однако в
Иванове индивидуальность
актера нашла свое место. Актер отверг бытующую в 1970-е дегероизацию
Иванова. Ему не был
интересен
Иванов - мелкий обыватель, которого «заела среда».
В таком же духе был им сыгран Войницкий, не принесший творческого удовлетворения.
В
Иванове
он стремился к другому: показать страшное крушение могучей личности,
переживающей трагедию бессмысленно прожитой жизни. И совсем не случайно
Иванов
Смоктуновского ассоциировался с постаревшим Гамлетом. Позже продолжил
творческое освоение Чехова, сыграв в несколько отстраненной, графичной манере
доктора Дорна в Чайке (1982), Серебрякова в Дяде Ване (1985), отказавшись от
поверхностно-сатирической трактовки стареющего больного профессора. Ему удалось
безупречно освоить изобразительную сторону чеховских героев, но серьезных
откровений, обычно от него ожидаемых, не получилось.
Большая часть его ролей так или иначе связаны с утверждением нравственной высоты
человека, чистотой его помыслов, светлых душевных порывов и мужества. Он освещал
характер через психологические детали часто комического свойства, пробиваясь к
лирике через иронию. В его лирическом герое, в разных обличьях жил Моцарт, гений
гармонии и света. И не случайно Смоктуновский дважды проживет судьбу гениального
музыканта (в телефильмах 1961, и в 1970 по Маленьким трагедиям А.С.Пушкина). Для
творчества артиста также принципиально важен созданный им в 1980 образ Сальери -
монументальный, величественный и ничтожный.
Неповторимый голос, богатый тонкими оттенками, широким диапазоном звучания,
особенно важный инструмент творчества Смоктуновского. Поэтому многие выдающиеся
его произведения созданы на радио, а также на студии грамзаписи.
В 1965 году Эльдар Рязанов предложил Смоктуновскому сыграть главную роль в его
новой картине «
Берегись автомобиля». Идею этого фильма режиссеру подсказал Юрий
Никулин. Юрий Владимирович однажды услышал историю об одном водителе, который
хотел разоблачить руководство своей автобазы, замешанное в махинациях и
воровстве. Однако вместо этого милиция сфабриковала на него дело, и мужчина
отправился за решетку. Выйдя на свободу, водитель решил наказать своих обидчиков.
Он стал воровать у них машины, а вырученные от продажи деньги переводил в детские
дома.
Тогда то Рязанов и обратил внимание на Иннокентия Смоктуновского. Высокое
кинематографическое начальство тут же заявило, что актер, сыгравший роль Ленина,
не может играть жулика. Режиссеру стоило больших трудов получить согласие. «Ведь
у нас «жулик» благородный, он персонаж глубоко положительный!» - уверял Рязанов
самого министра кинематографии.
К счастью убедить удалось. «
Берегись автомобиля» на долгие годы стал одним из самых любимых
зрителями фильмов, а Смоктуновский в очередной раз был назван лучшим актером
года.
Вторая половина 60-х
В 1966 году Иннокентий Смоктуновский возвратился в БДТ, который он покинул в 1960
году. Он откликнулся на предложение Георгия Товстоногова, который решил показать
спектакль «Идиот» за рубежом.
Гастроли в Париже и Лондоне прошли с огромным успехом. Английские издания писали:
«Исполнение Смоктуновским роли князя Мышкина возвышается над всеми остальными
впечатлениями сезона».
Однако вскоре у Смоктуновского внезапно обострилась болезнь глаз, и он вновь
оставил театр.
В связи с болезнью Иннокентий Смоктуновский больше года почти не снимался в кино.
Триумфальное возвращение состоялось в 1968 году, когда он сыграл сразу две яркие
роли - Петра Ильича Чайковского в одноименном фильме Игоря Таланкина и Порфирия
Петровича в картине Льва Кулиджанова «
Преступление и наказание». Работы были отмечены призами и
премиями, а «Советский экран» вновь назвал его лучшим актером года.
70-е годы
С начала 70-х положение Смоктуновского в кино изменилось. После блестящей роли
Войницкого в фильме Андрея Михалкова-Кончаловского «Дядя Ваня» по пьесе
А.П.Чехова Иннокентий Михайлович около десяти лет не снимался в главных ролях.
Нет, его по-прежнему часто приглашали, но всякий раз на эпизоды. Но и в маленьких
ролях великий актер продолжал демонстрировать свое мастерство.
Что же касается театральной деятельности, то в 1973 году Иннокентию Михайловичу
предложили работу в Малом театре. Но там он долго не задержался. В 1976 году он ушел в
МХАТ, где и играл до конца своих дней.
80-е - 90-е годы
80-е годы для Смоктуновского в кино ознаменовались сотрудничеством с режиссером
Леонидом Пчелкиным. Режиссер задействовал его в главных ролях в своих
телефильмах: «Поздняя любовь» и «Сердце не камень» по пьесам А. Островского, «Дети
солнца» по пьесе М.Горького. А в 1991 году он же пригласил Иннокентия Михайловича в
телесериал «Дело Сухово-Кобылина».
К середине 90-х в послужном списке актера
было уже более 80 ролей в кино и на телеэкране и свыше 50 - в театре. Когда в одном из
интервью Иннокентия Михайловича спросили, какие из сыгранных ролей ему особенно
дороги, актер ответил: «В кино это «Дочки-матери», «Дядя Ваня», «Живой труп» (не
вся картина, только моя работа) - это уже частички моего мышления. Я их
благословляю. А моя единственная великая работа - на сцене, в «Идиоте». Она вечная,
легендарная: видел по лицам зрителей, как они начинали трепетать. Ну и «Гамлет»,
хотя работа отражала суть того времени...»
Гений
При всей своей гениальности, Иннокентий Михайлович был необычайно скромным и
застенчивым человеком. В то же время сам он отчетливо понимал свою гениальность.
Рассказывает Елена Кореневская: «Странно, что и сам Смоктуновский при всей своей
незвездности и безусловной скромности тоже своим тихим голосом признавал, что он
- гений. И говорил это, смущенно опуская глаза, как будто стеснялся, но не мог не
отметить очевидного факта. И когда наша соседка Алла Демидова спросила его, кого
из современных актеров он ставит себе вровень, Иннокентий Михайлович тихо
ответил: «Никого». А сидя в самолете рядом с Олегом Ефремовым и пристально
вглядываясь в иллюминатор, как бы стараясь рассмотреть космос, он вдруг
повернулся к Ефремову и сказал: «Олег, а я ведь - космический актер». И не было в
этом никакого хвастовства, просто констатация факта».
В нем вообще было много детского. Даже обращались к нему все очень по-доброму -
Кеша, хотя сам актер ужасно не любил фамильярности.
Личная жизнь[/b]
Впервые
Смоктуновский женился в 1950 году на актрисе Римме Быковой (1926-2008). Молодожёны
работали в Махачкале, в Дагестанском русском театре. Через два года Быковой
предложили работу в Сталинградском драмтеатре. Туда она перебралась вместе с
супругом. Однако отношения с главным режиссёром Фирсом Шигиным у Смоктуновского
не сложились. Вскоре и у супругов разладились отношения и они развелись.
В 1955 году Иннокентий женился на художнице по костюмам Суламифь Михайловне
Кушнир.
Сын - Филипп Иннокентьевич Смоктуновский (род. 1957) - переводчик
научно-фантастической литературы.
Дочь - Мария
Иннокентьевна Смоктуновская (род. 1965) - балерина, актриса, сотрудник музея
МХАТа.
Внучка - актриса Анастасия
Филипповна Смоктуновская (Буцкова) (род. 1982). Дочь Филиппа Смоктуновского,
вначале носила фамилию матери, но во время обучения в Школе-студии МХАТ взяла
фамилию отца.
Умер Смоктуновский 3 августа 1994 в Москве после четвертого инфаркта, находясь на
лечении в подмосковном санатории имени Герцена. Похоронен актёр на Новодевичьем
кладбище в Москве.