Быкова Римма Александровна - советская и российская актриса театра и кино. Римма
Быкова принадлежала к редкой, почти ушедшей с подмостков породе трагических
актрис. Быкова играла на сцене более 60-ти лет, ею сыграно свыше 120 ролей, и едва ли
не каждая из них принадлежит истории русского театра.
Родилась 5 мая 1926 года в Севастополе.
В 1943 училась в студии при Донецком драматическом театре, одновременно была
артисткой театра.
В 1944 году Быкова участвовала в работе фронтовой концертной бригады.
В 1950 экстерном окончила Одесское театральное училище (педагог Б. Н. Норд).
В 1944 - 1950 гг. - артистка Одесского драматического театра Советской Армии.
В июне - сентябре 1950 - артистка Калужского областного драматического театра во
время гастролей театра на Украине.
В 1950 - 1951 гг. - артистка Киевского театра Транспорта.
В 1951 - 1952 гг. - Дагестанского государственного театра имени М.Горького в
Махачкале.
В 1953 - 1955 гг. - Сталинградского областного драматического театра имени
М.Горького.
В 1955 - 1965 гг. - Ленинградского государственного театра имени Ленинского комсомола
(позднее имени Ленсовета).
В 1965 - 1992 гг. - артистка Московского драматического театра имени
К.С.Станиславского.
В 1988 - 2008 гг. - артистка Московского театра «Сфера».
Снималась в кино, фильмы: "Дневной поезд" (1976); "Осенняя история" (1979), "Клоун" (1980),
"Грибной дождь" (1982); "Под знаком красного креста" (1987) и др.
В 1950 году вышла замуж за Иннокентия Смоктуновского (1925-1994). Молодожёны работали в
Махачкале, в Дагестанском русском театре. Через два года Быковой предложили
работу в Сталинградском драмтеатре. Туда она перебралась вместе с супругом.
Однако отношения с главным режиссёром Фирсом Шигиным у Смоктуновского не
сложились. Вскоре и у супругов разладились отношения и они развелись.
Вторым мужем Риммы Быковой был Виктор Лесков (1927 - 2004), театральный художник, с
которым они вместе работали в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола.
Умерла 11 апреля 2008 года в Москве. Похоронена на 16-м участке Кузьминского
кладбища.
Театр
Первую свою роль она сыграла в 3-ем классе - это была Арина Родионовна в постановке
про Пушкина. Сразу - роль на сопротивление. Характерная, возрастная.
Попутешествовав по многим провинциальным театрам: в Одессе, Махачкале, Грозном,
Сталинграде, - Римма Быкова была приглашена в Ленинград, в труппу Театра им.
Ленинского комсомола, которым руководил Георгий Товстоногов.
В спектаклях Товстоногова стала знаменитой: Надя Ковшова в «Первой весне»
Г.Николаевой, Нелли в «Униженных и оскорбленных» Ф.Достоевского. Особенно поразил
тогда театральных зрителей образ Нелли. Николай Асеев писал, что игра Быковой
была «уже не игра, а что-то большее - воссозданная жизнь, воссозданное время».
С 1965 года актриса в Москве. В Театре им. К.С.Станиславского она сыграла Анну в
спектакле «Анна» по М.Ганиной, Пелагею Стрепетову в постановке «Стрепетова» по
Лескову, Розу в спектакле «
Улица Шолом-Алейхема, дом 40» по А.Ставицкому. Все эти работы
были чрезвычайно эмоциональны, исполнены страсти и того подлинного чувства, что
выдает в актере подвижника.
Ни на кого не похожая актриса Римма Быкова, кроме мощного дарования, обладала еще
и незаурядным характером. Когда из театра, где она служила, ушел его главный
режиссер Борис Львов-Анохин, Быкова взяла судьбу в собственные маленькие руки.
Она сама создала спектакль «Ода» по произведениям Пабло Неруды, сочинила
постановку «Весь мир - театр...» - представление в лицах по пьесам Шекспира, где
сыграла семь персонажей. Затем «Маленькие комедии» по пьесе О.Кучкиной «Пушкин.
Поэзия и проза» - композицию из редко исполняемых произведений поэта, монопьесу
«Евгения Ивановна» по повести Л.Леонова. И конечно, самая драгоценная и любимая
работа актрисы - моноспектакль «Жизнь трагической актрисы Пелагеи Стрепетовой».
Быкова считала эту постановку главной работой своей жизни. Она, большая актриса,
отдавала дань другой большой актрисе из прошлого. Восхищалась ею искренне и
неистово преклонялась перед чужим огромным талантом.
В последние годы Римма Александровна Быкова продолжала много работать на сцене
Московского театра «Сфера» под руководством Екатерины Еланской. В спектакле
«Гарольд и Мод» К.Хиггинса и Ж.К.Каррьера у нее была главная роль удивительной
женщины Мод. Совершенно иной образ был воплощен Быковой в постановке «Люди и
страсти» по М.Лермонтову. Здесь она блестяще играла властную, полную жесточайшей
внутренней силы старуху Марфу Громову. Последняя премьера Риммы Александровны -
спектакль «Приглашение в замок» Ж.Ануя. Здесь она - аристократка и хозяйка
старинного замка госпожа Демерморт. Она - само благородство и изящество. Она -
мудрая, строгая, легкая.
Исключительность Быковой как актрисы состояла в том, что в ней было много
душевных сил и фантазии, чтобы проживать чужие, самые невероятные судьбы. Что-то
было в ее высоком голосе и мягкой походке непохожее, уникальное. Даже в самой
ироничной и совсем не печальной роли была видна эта особая порода - порода
настоящей трагической актрисы.
(По материалам статьи Варвары Матвеевой «Нужна трагическая актриса»)