Raimu / Рэмю или Ремю (1883 - 1946) -
французский комедийный и драматический актёр театра и кино.
Настоящее имя и фамилия - Жюль Огюст
Сезар Мюрэр (Jules Auguste Cesar Muraire).
Орсон Уэллс называл Рэмю «величайшим актером». Рэмю - великий комик, но ему были
доступны также и психологическая углубленность и драматизм.
Ранние годы
Родился в Тулоне, городе на юге Франции, на побережье Средиземного моря, у
подножья горы Фарон, в семье мастера по гобеленам. Учился в школе без особого
усердия и рано увлёкся актёрской профессией. Подрабатывал крупье в казино в
городке Экс-ле-Бан и продавцом. Затем работал суфлёром в нескольких марсельских
театрах.
Начал свою карьеру в 16 лет под псевдонимом Rallum. Выступал в мюзик-холлах и варьете
под сценическим псевдонимом
Raimut (позднее
Raimu), с
1920-х годов - в парижских драматических театрах, благодаря протекции звезды того
времени - Феликса Майоля.
С 1910 года - дебютировал в немом кино. Был звездой мюзик-холла, благодаря
сотрудничеству с Сашей Гитри , выступая в лучших парижских мюзик-холлах. С
появлением в 1928 году звукового кино, быстро стал популярен, благодаря, в том числе,
своему красивому низкому голосу.
В августе 1914 года ушёл на фронт Первой мировой войны, в марте 1915 года его
подразделение было расформировано и он вернулся.
Карьера
Сначала в театре, а потом и на экране создал образ типичного жителя Марселя с
характерными для этого города юмором, говором и манерой поведения.
Наибольшего успеха достиг в фильмах Марселя Паньоля - «
Мариус» (1931), «
Фанни» (1932) и «
Сезар» (1936), в которых
блистательно исполнил роль
Сезара Оливье.
Снимался в фильмах известных режиссеров Марка Аллегре, Анри Декуана, Жюльена
Дювивье, Пьера Коломбье, Пьера Биллона.
Среди актерских удач - главные роли в фильмах «
Белое и
черное» (Марсель, 1931), «
Тартарен из Тараскона» (Тартарен, 1934), «Давайте мечтать» (Мари Ле, 1936), «
Дочь землекопа» (Паскаль Аморетти, 1940), «
Арлезианка» (Марк,
1942).
В сентябре 1943 года поступил в труппу на контракте знаменитой парижской «Комеди
Франсез». Однако, за исключением двух главных ролей в пьесах Мольера в течение 2
лет, особой карьеры у Рэмю там не получилось.
Личная жизнь
В 1936 году Рэмю женился на
Эстер
Метайер (1905-1977), в этом браке родилась дочь Полетт (1925-1992).
Вскоре после окончания съемок в фильме Пьера Биллона по роману Достоевского
«Вечный муж /
Человек в котелке /
L'homme au chapeau rond» (Николай Павлович, 1946), Ремю
скончался на пике славы на операционном столе в результате сердечного приступа,
вероятно, спровоцированного аллергией на анестезиию. Операция была плановой,
из-за осложнений после перелома голени, полученного в автомобильной аварии в
марте 1946 года.
Был похоронен на кладбище Монмартра в Париже. В последний путь его провожала
многотысячная толпа поклонников его таланта. В 1983 году его останки были
перенесены на родину и захоронены на городском кладбище в Тулоне.
На его могиле в Тулоне есть эпитафия:
«Когда смолк его голос,
Знаменитый и родной,
Здесь заплакал Паньоль,
А на небесах - Мольер».
Марсель Паньоль сказал на поминках: «Не произносят речей над могилой отца, брата
или сына. А ты был для меня всеми тремя».
Его внучка, Изабелль Ноэ-Рэмю, открыла в его честь музей и учредила премию его
имени для комических артистов театра и кино, которая выдавалась в течение трёх
лет - в 2006 по 2008 гг.
(Перевод биографии:
Lisochek ).