Джакомо Антонио Доменико Микеле Секондо Мария Пуччини - итальянский оперный
композитор, органист и хормейстер, один из ярких представителей направления
«веризм» в музыке. Является одним из трёх самых исполняемых в мире авторов музыки
наряду с Моцартом и Верди.
Детство и юность
Биография Джакомо Пуччини началась в небольшом итальянском городке тосканского
региона Лукка 22 декабря 1858 года. Его отец Микеле, являющийся потомственным
музыкантом, скоропостижно скончался, когда мальчику было 5 лет. На мать маленького
Джакомо, Альбину, легла забота о восьмерых детях.
Первым музыкальным преподавателем юноши стал его дядя Фортунато Маджи, который
преподавал в лицее, а также работал органистом и руководителем капеллы.
Пуччини-младший выступал с церковным хором и исполнял музыку на органе с 10-ти
лет.
Когда Пуччини было 18 лет, он совместно с друзьями отправился в пеший путь от Лукки
до Пизы ради того, чтобы послушать оперу Джузеппе Верди «Аида». Расстояние
составляло 40 км в одну сторону. Именно те события окончательно убедили Джакомо в
том, что он хочет связать свою жизнь с оперой и музыкальным театром.
Спустя 4 года, в 1880-м, начинающий композитор поступил в Миланскую консерваторию, в
которой проучился до 1884-го. Все заботы о нём и его братьях и сёстрах взял на себя
родственник Николао Черу, который также оплачивал обучение юноши в музыкальном
училище.
Музыка
В Милане молодой Пуччини написал свою первую оперу
«Виллисы» в рамках
конкурса на лучшую одноактную пьесу среди молодых композиторов. И хотя парень не
забрал главный приз, на него обратил внимание владелец издательского дома Джулио
Рикорди, занимающийся публикацией партитур, который впоследствии издал почти все
работы музыканта. Несмотря на проигрыш, дебютную оперу Пуччини поставили в
местном театре «Даль Верде» весной 1884 года.
Вскоре после успеха первого произведения начинающего композитора к нему
обратилось издательство Рикорди, заказав новую оперу. Этот период жизни Джакомо
был омрачён рядом личных проблем - смертью его матери от рака, постоянной
нехваткой денег, рождением ребёнка и связью с замужней женщиной.
Драму
«Эдгар», премьера которой состоялась в 1889 году, музыкальные критики и
публика встретили достаточно сдержанно - из-за больших ожиданий после
талантливого дебюта и из-за нелепого сюжета. Оперу поставили на сцене всего три
раза. С момента её выхода и вплоть до 1905 года Пуччини вносил новые отрывки в
«Эдгара» и выкидывал старые, чтобы довести произведение до совершенства.
Третья опера композитора получила название
«Манон Леско»,
Пуччини сочинил её на основе одноимённого романа французского писателя Антуана
Франсуа Прево. Работу над своим новым творением Джакомо начал в конце 1889 года, а
окончательная версия была представлена только 1 февраля 1893-го. Но четыре года
труда того стоили: публике так понравился спектакль, что актёрам пришлось
выходить на сцену для поклона около 13 раз. Пуччини же после такого грандиозного
успеха стали называть единственным наследником легендарного Верди.
Интересным фактом является то, что премьера четвёртой оперы состоялась, как и у
предыдущей, 1 февраля в Турине, только тремя годами позднее. Она получила название
«Богема». С написанием этого произведения была связана непростая
ситуация: одновременно с Джакомо музыку к «Сценам из жизни богемы» писал другой
выдающийся композитор и по совместительству друг Пуччини, Руджеро Леонкавалло.
В прессе разразился скандал, между простыми обывателями вспыхивали споры на тему
того, чья же опера произведёт большее впечатление на публику и критиков. В итоге
зрители оценили творчество Джакомо положительно, но более спокойно, чем прежние
его работы.
В конце 19 века европейцы восхищались драмой
«Тоска», написанной
итальянским поэтом Джузеппе Джакозой, и одноимённой пьесой с блистательной
актрисой Сарой Бернар в главной роли. Пуччини не стал исключением - его настолько
заинтересовал увлекательный сюжет истории, что он назначил личную встречу автору
постановки Викторьену Сарду, чтобы получить эксклюзивное право на создание
музыки для пьесы.
Работа длилась в течение двух лет, после чего состоялся дебют оперы
«Тоска» в
театре Костанци 14 января 1900 года. Арию Каварадосси, звучащую в третьем действии,
до сих пор добавляют в саундтрек к художественным фильмам.
Одним из серьёзных провалов в творческой биографии музыканта стала премьера
пьесы
«Мадам Баттерфляй», которая состоялась 17 февраля 1904 года в центральном
театре Италии «Ла Скала». Причиной неудачи стали отнюдь не композиции, которые
были вполне достойными, а действия конкурентов и слишком длинный 90-минутный
второй акт, который быстро утомил искушённых миланских зрителей.
Джакомо убрал оперу из расписания и взялся за исправление ошибок. Благодаря этому
решению она трансформировалась в трёхактную и обрела второе дыхание на премьере
в городе Брешиа 28 мая того же года. Именно эту свою работу автор считал самой
удачной.
В этот период и далее в личной жизни Пуччини произошли несколько неприятных
ситуаций, что сказалось и на творчестве. В 1903 году музыкант попал в автомобильную
аварию, его домработница Дориа Манфреди покончила жизнь самоубийством из-за
ревности и нападок жены Джакомо, после чего суд потребовал выплатить неустойку
родным покойной, а в 1912 году скончался его друг и издатель Джулио Рикорди, который
сильно повлиял на известность композитора.
Несмотря на трагические события, Пуччини завершил очередную оперу в 1910 году под
названием
«Девушка с Запада». Выполненная в жанре оперетты, который в те года
активно эксплуатировали другие популярные композиторы Имре Кальман и Франц
Легар, она стала очередным опусом в карьере Джакомо. Но в 1917 году решивший больше
не браться за новый жанр Пуччини переделал оперетту
«Ласточка» в
привычную ему оперу.
Следующий год ознаменовался премьерой «Триптиха» - трёх одноактных пьес, на
которые композитор вдохновился творчеством Данте. Каждый акт отвечал за разные
состояния - ужаса, трагедии и фарса. Первая часть, «Плащ», олицетворяла ад, вторая,
«Сестра Анжелика» - чистилище, и третья, «Джанни Скикки» - рай.
Новая волна вдохновения настигла Пуччини в 1920 году, когда он ознакомился с пьесой
Карло Гоцци, озаглавленной
«Турандот».
Композитор осознал, что ничего подобного ещё не было в его творчестве, поэтому
крайне увлёкся идеей создать музыкальное сопровождение для неё. Но работа
омрачалась вспышками смен настроения - Джакомо то приступал к ней с энтузиазмом,
то забрасывал на неопределённое время из-за хандры и бессилия. В итоге последний
акт так и остался недописанным из-за внезапной кончины автора.
Личная жизнь[/b]
В начале 1886 года композитор вступил в связь с женой торговца из города Лукка
Эльвирой Бонтури и уже в декабре у них родился сын, которого прозвали Антонио.
Помимо новорождённого мальчика, у женщины уже было двое детей. Она ушла от
законного супруга в дом к сестре Джакомо, забрав с собой только дочь Фоску.
Из-за внебрачной связи известного человека в небольшом городке разразился
настоящий скандал, жители и родные музыканта ополчились против него. Однако
смерть мужа Бонтури позволила паре вступить в официальный брак в начале 1904 года.
По воспоминанию современников, супруги сильно отличались характерами - женщина
хотя и была привлекательной, но обладала скептичностью, строгостью,
вспыльчивостью и страдала от частых вспышек депрессии. Мужчина же, внешне
элегантный, широкоплечий и высокий красавец с обволакивающим голосом, славился
оптимистичным и мягким нравом.
Смерть[/b]
Причиной смерти легендарного композитора стала внезапно возникшая в 1923-м опухоль
горла и последовавший после неудачной операции инфаркт миокарда. Осенью
следующего года сопровождаемый сыном Пуччини прибыл в бельгийский город
Брюссель для получения эксклюзивной противораковой терапии. Однако трёхчасовая
операция не помогла и только ухудшила положение - 29 ноября музыкант потерял
сознание, и не приходя в себя, скончался. Ему было 65 лет.
Незадолго до своей кончины Джакомо написал в одном из писем, что "жанр оперы
подошёл к своему финалу, так как слушатели больше не чувствуют музыку и не
возражают против композиций, которые не имеют ничего общего с мелодичностью и
гармоничностью".
По материалам 24smi.org