Евдокия Урусова - плод любви представителей двух известнейших русских фамилий. По
маминой линии в её роду были такие знаменитые мастера слова, как Александр
Васильевич Сухово-Кобылин и Евгения Тур. Отцовская линия связана с одной из
ветвей рода Урусовых. Её отец был ближайшим другом Сергея Львовича Толстого.
Ещё не закончив среднюю школу, юная Эда Урусова решила посвятить свою жизнь
театру. С ранних лет она занималась в частной танцевальной школе у Маргариты
Зелениной - дочери Марии Ермоловой. Горячо ратовала за неё Надежда Вахтангова -
жена Евгения Багратионовича. Урусову принимала комиссия во главе с Константином
Станиславским, но тут выяснилось, что абитуриентка не имеет диплома о среднем
образовании. Урусовой было предложено закончить школу, занимаясь параллельно в
студии Художественного театра.
Евдокия Урусова увлечённо занималась балетом, пением, верховой ездой. Она
старалась не пропустить ни одной премьеры и много снималась в немом
кинематографе, чтобы заработать и поддержать семью - после революции князьям и
графам становилось всё тяжелее. Первой киноролью стал эпизод в фильме «
Ледяной дом» - она танцевала в паре, открывающей бал при дворе Анны
Иоанновны.
За своё происхождение Евдокия Урусова провела 17 лет в лагерях. Там актриса со
своими товарищами-коллегами организовывала театры. Выступала в Хабаровске,
Комсомольске-на-Амуре. В лагерях погибли её родители, сестра и муж, актёр
Михаил Унковский.
Первый арест Евдокии Урусовой состоялся в июне 1938 года в Москве, актриса была
осуждена на 10 лет. Срок отбывала в Буренинском пункте Дальлага, работала в
топографическом отряде, играла в лагерном театре, затем была дояркой, счетоводом.
Переведена в женскую колонну на станции Известковая, театр КВО. Освобождена
досрочно на год. Работала в Угличском театре. Второй арест - в 1949 году прямо на
сцене, отправлена в ссылку. Весной 1950 года, узнав об её бедственном положении,
актёры Норильского театра устроили ей вызов в Норильск. Там с ней работали
попавшие в эти же места Иннокентий Смоктуновский и Георгий Жжёнов.
В 1955 году Евдокия Урусова вернулась в Москву и вновь пришла в родной театр, где
сыграла около 200 ролей: Надежда («Последние» Горького), Мать («Русские люди»
Симонова), Гурмыжская («Лес» Островского), Кабаниха («Гроза» Островского), леди
Милфорд («Коварство и любовь» Шиллера), Фёкла Ивановна («Женитьба» Гоголя),
тётушка Меме («Суббота, воскресение, понедельник» де Филиппо), миссис Ладлоу
(«Зелёная комната» Пристли). Старухи Урусовой памятны своим непостижимым
разнообразием, многоплановостью. Нежные, заботливые матери соседствовали с
прямолинейными, жестокими старухами, палитра красок, которыми пользовалась
актриса, была чрезвычайно яркой и многогранной.
Княжна Урусова, она не только родилась таковой, но и оставалась до последнего часа
олицетворением лучших черт русской аристократии. До последнего дня она была
верна профессии. Когда в театре для старейшей актрисы не нашлось работы в новом
сезоне, несмотря на физическую слабость, Эда Урусова стала работать у Бориса
Львова-Анохина в Новом драматическом театре. Её последней ролью стала работа в
спектакле «Письма Асперна».
Похоронена на Введенском кладбище в Москве.