Онслоу Стивенс (англ. Onslow Stevens) - американский актёр театра, кино и телевидения,
карьера которого охватила период 1920-60-х годов.
Ранние годы и театральная карьера
Онслоу Форд Стивенсон (англ. Onslow Ford Stevenson) родился 29 марта 1902 года в Лос-Анджелесе в
артистической семье. Его отец, Хаусли Стивенсон, был известным театральным и
киноактёром, один из братьев -
Хаусли Стивенсон мл. стал также актёром, второй, Эдвард - дизайнером
по костюмам.
В 1926 году после службы в армии Онслоу Стивенс стал актёром Театра Пасадены, где и
прошёл школу актёрского мастерства. Его первой заметной работой в театре стала
роль в спектакле «Под крышей» в 1928 году. В дальнейшем Стивенс сыграл и поставил в
Театре Пасадены более 50 спектаклей, в том числе, по произведениям Шекспира, Чехова
и Ибсена.
В 1936 году Стивенс дебютировал на Бродвее в роли Дэвида Кингсли в успешной комедии
«Служебный вход», после которой последовали комедии «Школьное здание на продажу»
(1938), «Госпожа природа» (1938), «Майкл заходит» (1938-39), комедия «Горящая палуба» (1940).
Позднее он несколько раз возвращался на Бродвей, сыграв в спектаклях «Две миссис
Кэрролл» (1944-45), «На Восток в Эдем» (1947) и «Поляна в лесу» (1957).
Карьера в кино и на телевидении в 1931-1962 годах
По словам самого Стивенса, он оказался в кино «случайно», когда в 1932 году помог
своей знакомой актрисе пройти кинопробы. В том же году Стивенс начал сниматься в
кино, сыграв вплоть до середины 1950-х годов более чем в 50 фильмах.
Свои первые заметные роли в кино Стивенс сыграл в 1933 году в двух значимых
картинах, которые были поставлены на основе успешных бродвейских пьес: сначала он
был партнёром Мэрион Дэвис в мелодраме «Пег в моём сердце» (1933), а затем -
партнёром Джона Бэрримора в психологической драме Уильяма Уайлера «
Адвокат»
(1933). Среди других крупных картин Стивенса в 1930-е годы были хоррор-детектив с
Лайонелом Этуиллом «Тайна синей комнаты» (1933), вестерн «Трое идут по следу» (1936),
приключенческая мелодрама «
Под
двумя флагами» (1936) с Рональдом Колманом и Клодетт Колбер , а также мелодрама
«Когда наступит завтра» (1939) с Айрин Данн и Шарлем Буайе .
Кроме того, в фантастическом киносериале из 12 двадцатиминутных фильмов «
Исчезающая тень» (1934) Стивенс играл главную роль учёного, который
изобрёл стирающий человека луч, а год спустя он снова сыграл учёного, на этот раз в
фантастической мелодраме о воскрешении «Жизнь возвращается» (1935). В этот период
Стивенс также исполнил главные роли в целой серии проходных криминальных
мелодрам, среди них «Я не могу сбежать» (1934), «Дом страха» (1934), «Лёгкие деньги» (1936),
«Удачу не купишь» (1937), а также в тюремной мелодраме «
Эти высокие серые стены» (1939).
В 1940-е годы Стивенс сыграл в таких значимых картинах, как криминальная драма «
Человек, который не хотел говорить»
(1940) с Ллойдом Ноланом , шпионская мелодрама «Задание в Берлине» (1943) с Джорджем
Сандерсом , фильм ужасов «
Дом Дракулы» (1945) с
Лоном Чейни мл. , военный шпионский триллер «
Управление стратегических служб» (1946) с
Аланом Лэддом , фэнтези-комедия Арчи Майо «Ангел на моём плече» (1946) с Полом Муни и
вестерн Жака Турнёра «Проход через каньон» (1946) с Дэной Эндрюсом в главной роли.
Стивенс также сыграл небольшую роль доктора Уолтерса в фильме нуар «У ночи тысяча
глаз» (1948) и был преступным художником, работающим на вражескую разведку, в
шпионском нуаре «
Идти преступным путём» (1948).
Среди фильмов Стивенса 1950-х годов наибольший интерес представляют военная драма
«
Запечатанный груз» (1951) с Эндрюсом, нуаровый боевик «
Сирокко» (1951) с Хамфри
Богартом , политическая сатира «Лев на улицах» (1953) с Джеймсом Кэгни ,
фантастический хоррор-триллер «
Они!» (1954), где он сыграл роль генерала, фильм нуар «Секреты Нью-Йорка»
(1955), где он был гангстером, вестерн «Похвала плохому человеку» (1956) с Джоном Уэйном
и газетная драма «
Одинокие
сердца» (1958) с Монтгомери Клифтом в главной роли, где Стивенс сыграл краткую, но
трагическую роль отца главного героя, отбывающего
пожизненное заключение за убийство неверной жены. Стивенс сыграл свою последнюю
роль в кино в криминальном фильме ужасов «
Кушетка» (1962), где он был
психиатром, исследующим состояние серийного убийцы.
Карьера на телевидении в 1951-1961 годах
С 1951 года Стивенс стал работать на телевидении, где его самой значимой работой
стала роль доброго мистера Фишера в многолетнем религиозном драматическом
телесериале «Семья Фишеров» (с 1956 года он стал называться «Такова жизнь»). В общей
сложности вплоть до 1957 года Стивенс в 19 эпизодах этого сериала.
Стивенс также появился в отдельных эпизодах таких памятных телесериалов, как «
Порт» (1954), «
Шайенн» (1955),
«
Кульминация» (1957), «
Театр
Зейна Грея» (1957), «
Есть оружие - будут путешествия» (1957), «
Караван
повозок» (1958-60), «
Бонанца» (1959), «
Дымок из
ствола» (1959) и «Диcнейленд» (1960-61).
Актёрское амплуа и оценка творчества
Как отмечено в статье об актёре в «Нью-Йорк Таймс», «карьера Стивенса на сцене и
экране охватила более трёх десятилетий. Он был главным образом характерным
актёром, часто исполнявшим отрицательные роли».
Как написал Хэл Эриксон, в 1930-е годы «Стивенс начинал кинокарьеру с главных ролей,
но затем закрепился на характерных ролях, часто играя мрачных и угрюмых злодеев, в
частности, в таких фильмах, как „Дом Дракулы“ (1945), где он сыграл слабовольного
человека, который способен превратиться в злодея».
По замечанию историка кино Джима Бивера, в начале карьеры Стивенс
«зарекомендовал себя надёжным актёром, однако позднее на его карьеру
неблагоприятное воздействие оказал алкоголь. Тем не менее, он оставался
узнаваемым и уважаемым исполнителем в течение многих лет».
Личная жизнь
Стивенс был неоднократно женат. В 1961 году его последней женой стала
Роуз Хейт, которая прожила с ним до его смерти.
Смерть
Как пишет Хэл Эриксон, «последние жизни Стивенс провёл в частной клинике, где, по
информации жены, он подвергался издевательствам и жестокому обращению со стороны
других пациентов».
5 января 1977 года газета «Нью-Йорк Таймс» сообщила, что «Стивенс был обнаружен
мёртвым в частной лечебнице в Ван-Найсе, Калифорния». По словам Эриксона, Стивенс
«умер при таинственных обстоятельствах», а Бивер пишет, что «последние месяцы
жизни Стивенс провёл в клинике в Ван-Найсе, где в ноябре 1976 года сломал бедро при
неясных обстоятельствах. У него началась пневмония, и он умер в январе 1977 года. По
заключению коронера, перелом бедра возник „от воздействия другого человека, а не
в результате несчастного случая“».