Джин Хэкмен - американский актёр и писатель. Один из самых популярных и успешных
американских киноактёров второй половины XX века, чья карьера длилась более 40 лет.
Преимущественное актёрское амплуа Хэкмена - представители закона и военные
деятели («Французский связной», «
Мост слишком далеко», «
Миссисипи
в огне», «Непрощённый», «
Багровый
прилив», «
В тылу врага»).
Джин Хэкмен (полное имя Юджин Олден Хэкмен) родился в Сан-Бернардино, штат
Калифорния в семье Лиды Грей и Юджина Эзры Хэкмена. Помимо него, в семье рос его
младший брат Ричард. Детство будущего актёра пришлось на времена Великой
депрессии. Сам он подрабатывал ловцом собак для местного питомника, а семья часто
переезжала в поисках лучшей работы, пока не остановилась в небольшом городке
Дэнвилл в штате Иллинойс, где отец семейства получил должность оператора
печатного пресса в местной газете. Несмотря на это, Хэкмены не могли позволить
себе ни покупку, ни аренду собственного жилья и вся семья жила в доме Беатрис Грей,
бабушки по материнской линии.
В 16 лет Хэкмен ушёл из дома, вступив в Корпус морской пехоты США. Ему пришлось
соврать о своём возрасте для зачисления. Джин отслужил четыре с половиной года, за
это время побывав в Китае и Японии. Попав в 1951 году в аварию на своём мотоцикле, он
был демобилизован. Вскоре Хэкмен осуществил свою давнюю мечту и переехал в
Нью-Йорк. Мечтать об этом городе он стал, наблюдая за коренным нью-йоркцем Кэгни,
образ которого радикально отличался от «всего, что можно увидеть в небольшом
городке на Среднем
Западе». Получая по закону о ветеранах 150 долларов в месяц, на которые
прожить в Нью-Йорке сложно, Джин был вынужден думать об образовании, которое ему,
которое ветеранам по большинству специальностей оплачивалось государством.
Актёрские курсы, однако, в этот список не вошли, так что Хэкмен сначала учился в
художественной школе, а затем в школе радиотехники, совмещая учёбу с черновой
малооплачиваемой работой.
В 1953 году Хэкмен получил работу на телевидении. Ему пришлось покинуть Нью-Йорк -
некоторое время он жил во Флориде, а после вернулся в Дэнвилл. Джин работал
оператором на местном телеканале WDAN-TV и изучал журналистику в Иллинойсском
университете. В 1955 году он вновь переехал в Нью-Йорк, где познакомился со своей
первой женой, секретаршей банка в Рокфеллер-центре Фэй Мальтезе. Они
познакомились на танцах, организованных волонтёрской организацией YMCA, услугами
которой Джин пользовался во время своего первого переезда в в Нью-Йорк. Год спустя
пара уехала в Калифорнию, где Хэкмен наконец-то смог начать обучение актёрскому
мастерству, поступив на курсы в Pasadena Playhouse. Соседом и другом Джина стал Дастин
Хоффман: «Я был старше всех в группе, а Дастин - главным чудаком. Мы сразу
поладили». Два оскароносных, в будущем, актёра, считались наименее талантливыми
студентами группы. Хэкмен сумел продержаться в Playhouse лишь 3 месяца, после чего
последовало очередное возвращение в Нью-Йорк.
Вернувшись в Нью-Йорк, Хэкмен начал учиться у Джорджа Моррисона, выпускника
Актёрской студию Ли Страсберга. Также он устроился на стажировку в один из
лонг-айлендских театров. Чтобы не платить за неё, Джин выполнял работу по
хозяйству, помогая с декорациями, реквизитом и светом. Наконец, ему удалось
получить роль: при постановке пьесы Артура Миллера «Вид с моста» незанятой
осталась роль Марко, рабочего-итальянца. Режиссёр Улу Гросбард отдал её Хэкмену, а
после одного из представлений сказал: «Джин, ты должен продолжать». Это был первый
случай, когда кто-то из мира кино и театра одобрил его начинания.
Прорывом стал 1964 год. Хэкмен впервые получил роль в бродвейской пьесе «В любую
среду» с Сэнди Деннис в главной роли. Джин был близок к тому, чтобы не получить эту
роль, так как Деннис отказывалась играть с ним - недавно она рассталась с мужчиной,
внешне очень похожим на Хэкмена. Несмотря ни на что, пьеса была поставлена и стала
хитом, продержавшись 28 месяцев. В том же году актёр получил первую заметную, хоть и
небольшую, роль в кино (перед этим было появление в эпизодической роли
полицейского в фильме «Бешеный пёс Колл») - в фильме «
Лилит». Важным оказалось знакомство
Хэкмена с Уорреном Битти, исполнителем главной роли в той картине.
В 1967 году Хэкмен получил роль мистера Робинсона в фильме «Выпускник», где также
снялся его друг Дастин Хоффман, но после нескольких дней репетиций режиссёр Майк
Николс уволил его. Таким образом, Джин не был занят на момент начала съёмок фильма
«
Бонни и Клайд». Уоррен Битти, продюсер картины и исполнитель главной
роли, предложил ему роль Бака Бэрроу, брата Клайда. Вышедший фильм имел большой
успех, получив 10 номинаций на «Оскар», в 2-х из них победив.
В ноябре 1970 года режиссёр Уильям Фридкин начал работу над своим новым фильмом
«Французский связной». За основу сюжета была взята одноимённая книга Робина Мура,
которая, в свою очередь, основана на реальных событиях. Триллер повествует о
нью-йоркских полицейских, Джиме Дойле и Бадди Руссо, пытающихся помешать крупной
сделке по поставке наркотиков из Франции в США. Фильм вышел на экраны в 1971 году и
стал больших успехом. 8 номинаций на «Оскар» и почти безоговорочное признание
критиков.
Следующей крупной работой Хэкмена является роль Гарри Кола в психологическом
триллере «
Разговор», вышедшей в 1974 году. Сценарий фильма Фрэнсис Форд Коппола
написал ещё в 1966 году, под влиянием ленты Микеланджело Антониони
«Фотоувеличение», а успех «Крёстного отца» (1972) позволил воплотить замысел в
жизнь. Роль Кола считается лучшей в карьере Хэкмена. Критики хвалили и персонажа
(«один из самых трагичных персонажей в истории кино, которого можно сравнить
разве что с Вилли Ломаном из „Смерти коммивояжёра“»), и игру актёра, при этом
отмечая отличие этой роли от других, где герои Джина «шумные, неистовые и
агрессивные». Несмотря на это, он не получил номинации на «Оскар», а премию BAFTA и
драматический «Золотой глобус» уступил Джеку Николсону, который также показал
одну из своих лучших работ (Джейк Гиттис из «Китайского квартала»).
В конце 70-х годов Хэкмен стал брать преимущественно высокооплачиваемые роли.
Одной из причин стал фильм «
Пугало», любимая работа Джина,
который провалился в прокате. «Я мыслил как бедняк. Я решил, что буду успешным. У
меня были машины, дома самолёты. Я словно пытался заполнить бездонную бочку». В
числе фильмов, в которых актёра привлекла лишь финансовая сторона вопроса,
называют такие картины как «
Легионеры», «Лодка
„Счастливая леди“» и вышедший ранее «Приключение „Посейдона“». Так, за роль в
малоизвестной «Счастливой леди» Хэкмен получил 1 млн 250 тысяч долларов, тогда как
гонорар за одну из лучших работ, ленту «Французский связной», составил лишь 100
тысяч.
Вершиной «прибыльных» ролей Хэкмена стала роль суперзлодея Лекса Лютор в
оригинальном «Супермене» и сиквеле картины. Уже во время съёмок «Супермена»
Хэкмен решил закончить с большим кино. «Я устал, я не мог найти для себя мотивации.
Я просто хотел играть в репертуарном театре. Правда, в моём городе не было
репертуарного театра, так что это пустые фантазии».
В 1981 году Хэкмен вернулся в кино, сыграв с Барброй Стрейзанд в комедии «Всю ночь
напролёт». Картина провалилась в прокате, а Стрейзанд получила номинацию на
«Золотая малина» как худшая актриса. В отличие от партнёрши по фильму, Джин
заслужил похвалу от кинокритика «The New Yorker» Полин Кейл. В том же году актёр сыграл
небольшую роль в оскароносной картине своего давнего знакомого Уоррена Битти «
Красные».
80-е не принесли Хэкмену того количества ярких ролей, какое было в предыдущем
десятилетии.
В 1991 году, через 3 года после выхода «
Миссисипи
в огне», Хэкмен согласился сняться в фильме Клинта Иствуда «Непрощённый».
Хэкмен получил за роль шерифа и «Оскар», и премию BAFTA, и «Золотой глобус», повторив
успех 1972 года, когда три эти премии актёр получил за «Французского связного». В
течение следующих нескольких лет Хэкмен снялся во второстепенных ролях ещё в
трёх вестернах с большими бюджетами и яркими актёрскими составами.
Во второй половине 90-х Хэкмен также отметился ролями в нескольких триллерах. Так,
в 1995 году он сыграл капитана подводной лодки в фильме Тони Скотта «
Багровый прилив». Джин сыграл в двух экранизациях произведений Джона
Гришэма («
Фирма» и «
Камера»), нео-нуаре Роберта Брентона «
Сумерки» и вновь поработал с
Клинтом Иствудом, представ в роли президента США в его фильме «
Абсолютная власть». Впоследствии Хэкмен и Иствуд работали вместе ещё
над несколькими проектами, однако наиболее запоминающиеся роли 1990-х годов
достались Хэкмену в комедиях - «
Клетка
для пташек», «
Достать коротышку», «
Сердцеедки» и «
Семейка Тененбаум». Блестящая игра в последнем из этих фильмов
принесла Хэкмену третий в его карьере «Золотой глобус». Через год был удостен
специальной премии «Золотой глобус» за вклад в кино.
В 2004 году актёр заявил об уходе из кино. Последним фильмом 74-летнего актёра стала
комедия «Добро пожаловать в Лосиную бухту». Его внимание сосредоточено на
написании романов, первый из которых был опубликован в 1999 году.
Личная жизнь
Первой женой Джина Хэкмена была
Фэй Малтис, от
которой у актёра есть трое детей: Кристофер Аллен, Элизабет Джин и Лесли Энн.
Супруги развелись в 1986 году. В 1991 году Хэкмен женился на Бетси Аракаве, с которой
по сей день проживает в городе Санта-Фе, штат Нью-Мексико.
Хэкмен - фанат футбольного клуба «Джексонвиль Джагуарс», чьи игры регулярно
посещает. Актёр является другом бывшего главного тренера команды Джека Дель Рио,
в данный момент координатора защиты «Денвер Бронкос».