Существо, посланное ангелами
Элли Луку (ибо таково настоящее имя Элли Ламбети) родилась под Афинами, в
приморском городке Виллья в 1926 году.
«Похоже на то, - писал известный писатель Фреди Германос в биографическом романе
об Элли Ламбети, - что некоторые волшебные существа назначают друг другу свидание,
когда собираются появиться в нашем мире». Он имел в виду, что два месяца спустя, по
другу сторону океана родилась также ни кого не похожая звезда, Мерлин Монро.
Кстати, вовсе не исключено, что Элли Ламбети и была знакома с Мерлин Монро, когда
жила в Голливуде со своим мужем, писателем Фредериком Уэйкманом в 1959 году.
В семье хозяина таверны Костаса Лукоса было шестеро детей, причем, двое последних
- близнецы - Элли и ее брат-близнец, умерший от туберкулеза в самом начале немецкой
оккупации, в 15 лет. По медицинской логике, с самого начала выжить должен был только
брат, родившийся на несколько минут раньше Элли и буквально задавивший ее в чреве
матери, но она уцепилась за жизнь и прочертила ее сверкающим метеоритом,
оставившим вечный след.
Все шестеро детей простого ресторатора были щедро одарены талантами: все
музицировали, писали стихи, рисовали, но и над всеми ними висела печать ранней
смерти: три сестры Элли, как и она сама умерли от рака грудной железы, брат - умер от
туберкулеза, мать погибла в самом конце войны, в 1944 году, от шальной пули,
влетевшей через открытое окно в комнату, где она сидела за швейной машинкой.
«Ламбети» Элли Луку окрестил ее дядя, в 1941 году, когда она собиралась поступать
сначала в Драматическую школу Национального театра, а затем - в Театральную школу
знаменитой актрисы Марики Котопули. Элли провалилась на экзаменах в обе школы,
причем, Марика Котопули, принимавшая экзамены лично, посоветовала ей забыть о
театре навсегда. В комиссии, вместе с Котопули, сидел и 20-летний актер Димитрис
Хорн, также с успехом проваливший 19-летнюю Элли Ламбети: откуда им было знать, что
уже через год Котопули возьмет ее в свою труппу на главные роли. А Хорн, которого
Элли возненавидела с того дня всей душой, станет ее самым лучшим партнером на
сцене и на экране, а затем - спутником жизни в течение целых 6 лет.
Дяде Элли Ламбети, близкому к театральным кругам, удалось тогда переубедить
Марику Котопули: «Возьми ее к себе: подумаешь, одной массовкой больше!»
У Элли Ламбети действительно много общего с Мерлин Монро: хотя бы в том, какую
роковую роль сыграли в их жизни мужчины, сыграла страсть, с которой они отдавались
каждый раз новому чувству, забывая о своем искусстве, разрывая на время - большее
или меньшее - связь со своим зрителем, разочаровывая и раздражая его.
В 1943 году, когда звезда 20-летней Ламбети стремительно поднималась на театральном
небосклоне афинской столицы, она влюбилась в 40-летнего греческого дипломата,
жившего в Париже и женатого на француженке, которого война заблокировала в
Афинах. Он не только сделал все, чтобы изолировать молодую актрису от театра, но
даже попытался перекроить в... художницу!
Лишь через три года Элли вновь вернется на сцену, где в течение шести лет сыграет в
столичных трупах свои лучшие роли в пьесах греческих и зарубежных драматургов.
Надо сказать, что, живи Элли Ламбети в 40-ых годах в Голливуде, она могла бы сделать
головокружительную карьеру, сделаться второй Ритой Хэйворд, второй Марлен
Дитрих, второй Авой Гарнднер. Но нищая, хоть и богатая талантами, послевоенная
Греция, Греция Гражданской войны была слишком жестока, слишком груба для нее. Но и
вне ее Элли Ламбети не могла себя помыслить.
Она остро реагировала на все внешние раздражения, реагировала физически: так, в 1952
году, когда расстреляли Никоса Белоянниса, обвиненного в распространении
коммунистической пропаганды и шпионаже, Элли готовилась выйти на сцену. Услышав
сообщение о расстреле, Элли упала в обморок: когда она пришла в себя, всю правую
часть ее лица парализовало.
Нет, сценарий счастья был прописан в этом мире не для нее...
«Господи, как же прекрасно жить!...»
Радости в жизни Элли Ламбети обязательно незамедлительно омрачались
несчастьями. Так, радость от поступления в Школу Котопули мигом померкла из-за
смерти брата-близнеца.
25 марта 1953 года, в день Благовещения Богородицы и Национального праздника страны,
должна была состояться премьера пьесы Артура Шницлера «Игра в любовь», где Элли
играла заглавную роль. За минуту до выхода на сцену ей сообщили о смерти отца. Элли
премьеру не отменила...
В 1955 году, во время полных оваций гастролей на Кипре и в Турции, Элли Ламбети
получила сообщение из Афин о смерти от рака своей старшей сестры Кулы. Элли
отреагировала на печальную весть временной потерей зрения.
В 1956 году Элли Ламбети и фильм «Девушка в черном», где она играла главную роль,
стали триумфаторами на Международном кинофестивале в Каннах, куда она
отправилась вместе со своим партнером и гражданским мужем Димитрисом Хорном и
режиссером Михалисом Какояннисом.
Ламбети появилась в столице европейского кино следом за Ирини Паппа и Мелиной
Меркури: «Страна, с никому неизвестным кинематографом, обладает самыми красивыми
и захватывающими актрисами!» - воскликнут избалованные красотой и
сексапильностью европейских актрис кинокритики.
Элли Ламбети вернется в Канны в 1958 году, с новым фильмом Михалиса Какоянниса «
Последняя ложь» (в международном прокате «A matter of dignity»), но уже без
Хорна, с которым она к тому времени расстанется. Именно тогда британские критики
назовут ее второй Гретой Гарбо, утверждая: «Как жаль, что эта несравненная
«греческая Грета Гарбо» задыхается в тесном пространстве греческого
кинематографа. Со времен Гарбо ни в одну другую актрису не был так сильно влюблен
кинообъектив, как в нее, в Ламбети. Госпожа Ламбети не только божественно
прекрасная женщина, она и великолепная актриса!»
В 1958 году премию в Каннах получил советский фильм «Летят журавли» с Татьяной
Самойловой в главной роли. Но Элли Ламбети вовсе не затерялась в толпе массовки,
уступающей место на красной ковровой дорожке таким ярким звездам, как Софии
Лорен, Джейн Мэнсфилд, Клер Блюм. Она тоже прошла по ней, осыпаемая овациями и
лепестками цветов, под восхищенный свист обожателей, готовых на любую глупость
ради молодой «греческой богини».
В 1959 году Элли Ламбети выходит замуж во второй раз, за американского писателя
Фредерика Уэйкмана, и во второй раз надолго расстается со своими греческими
зрителями. Ее первый брак с Мариосом Плоритисом (1950 год), прекрасным литературным
и театральным переводчиком, критиком и режиссером (которым он стал исключительно
ради Элли), развалился из-за Димитриса Хорна. (Правда, Плоритис не далеко
«удалился» от театра: много лет его подругой была Алики Вуюклаки, а затем он был
женат на актрисе Кате Дандулаки).
С переездом в США, у Элли Ламбети появляется реальнейший шанс завоевать Голливуд:
ей предлагают сначала трехгодичный, а затем долгосрочный контракт со студией FOX:
она еще очень молода, ей всего 32 года, и можно начать писать заново и свою жизнь, и
свою карьеру... Но... Элли не впечатляет ни роскошь виллы, специально приобретенной
для нее мужем, не вдохновляют ни светские рауты в обществе голливудских звезд, ни
бесконечные путешествия, ни драгоценности, которые горстями влюбленный
американец кладет к ее ногам, ни даже перспектива самой стать голливудской
звездой. Как магнитом ее тянет назад, на сцену греческого театра, в тот
«неизвестный Европе кинематограф, который обладает самыми красивыми актрисами».
В самый разгар светской жизни, которой она начинает тяготиться, во время
путешествия по Испании, Элли получает весточку о том, что ее третью сестру, Фотини,
поразил рак груди. Накануне нового, 1960 года Фотини умирает.
В 1968 году раком груди заболевает и сама Ламбети. Она делает мастэктомию, но еще
через 12 лет, в 1980 году рак возвращается, и Элли теряет голос. Человеческая трагедия
усложняется трагедией актрисы.
Последняя ее роль в театре - роль глухонемой Сары Норман в пьесе Мрака Меддофа
«Дети меньшего Бога» («Children of a Lesser God»): знаменитый композитор Манос Хадзидакис
произнес тогда после премьеры: «Ты - самая эротическая глухонемая, которая
когда-либо появлялась на греческой сцене, а возможно - и на мировой сцене».
В 1982 году Элли Ламбети отправилась в нью-йоркскую клинику «Гора Синай», чтобы
никогда более не вернуться домой. У ее изголовья дежурила ее последняя сестра,
Антигона, которая пережила Элли на 26 лет, уйдя из жизни в 2009 году. Антигона также
была больна раком груди, но ей вовремя поставили диагноз и смерть пощадила ее...
Единственную, из всей семьи...
За день до смерти Элли попросила Антигону принести ей розу. «Только одну розу. И на
мой гроб положите ее. Только одну розу».
Ее последним словом было «Мама...»: Антигона была уверена, что перед тем, как
перенестись на небеса, Элли «побывала» в своем родном городке, в Вилья, в саду
цветущих роз, подле своей матери и ушедших из жизни сестер.
Самолет, перевозивший гроб с прахом Элли Ламбети, приземлился в Афинах уже 5
сентября: она и мертвая не желала ни минуты находится вдали от родины. Его
встречали толпы почитателей ее таланта.
Встречали, держа в руках одну-единственную розу. Миллион таких единственных роз
покрыл маленький гроб, где лежала самая красивая, самая хрупкая греческая
актриса.
Греческая Грета Гарбо
В фильме «Девушка в черном» Элли рассказала о трагический жизни молодой девушки,
в патриархальной среде острова Гидра, и кинокритики сочли Элли Ламбети
«настоящим открытием», «продолжательницей традиций великого древнегреческого
театра».
Примечательно, что греческие кинокритики довольно скептически отнеслись к этому
фильму, но после восторженных голосов в Каннах переменили тон, и создатели
киноленты должны были вернуться в Грецию победителями. Но и тогда Элли не
довелось насладиться своим триумфом: в Каннах ее настигла весточка о том, что
раком груди заболела вторая сестра, Ирини. На этом несчастья не кончались:
Димитрис Хорн заставил ее сделать аборт, так как для детей в его богемной жизни
места не находилось...
Димитрис Хорн, один из красивейших и, возможно, талантливейших актеров греческого
театра и кино, был в жизни страшным эгоистом и снобом. Конечно, как говорили
древние римляне «о мертвых говорят либо хорошо, либо ничего не говорят», но в
данном случае нам надо сделать выбор. Димитрис Хорн ушел из жизни в 1998 году,
пережив Элли Ламбети на 15 лет, ушел почти забытым, одиноким и брюзжащим 77-летним
холостяком...
Об Элли Ламбети были написаны две увлекательные книги, ее имя носит столичный
театр. В прошлом году исполнилось 90 лет со дня ее рождения, в этом году - 30 лет, как
актрисы нет на свете. Но и по сей день младшие коллеги по актерскому цеху дают
интервью об Элли Ламбети, ее своеобразная манера играть, петь и разговаривать
изучается в драматических школах.
Однажды писатель и крупнейший театральный критик Павлос Матесис, ушедший из
жизни в январе нынешнего года в возрасте 80 лет, воскликнул, увидев Элли Ламбети на
сцене: «Если бы я был религиозен, я сказал бы, что тот, кто не очарован Элли Ламбети,
сгорит в аду!»
В ад отправлять было некого... Элли Ламбети очаровывала всех - и на театральной
сцене, и на киноэкране. И даже тех, кто считал себя равнодушным к искусству театра
и кино.
"«Мир глазами Элли»", источник: ilovegreece.ru