Тото - один из величайших итальянских комиков.
Настоящее имя - Антонио Фокас Флавио Анджело Дукас Де Куртис Гальярди (Antonio Focas Flavio
Angelo Ducas Comneno De Curtis Di Bisanzio Gagliardi), герцог Комнин Византийский.
Родился Тото 15 февраля 1898 года в Сантите - бедном квартале Неаполя.
Его матерью была Анна Клементе, отцом - маркиз Джузеппе де Куртиз, признавший
отцовство только в 1928 году. После смерти отца в 1933 году Тото усыновил маркиз
Франческо Гальярди Фокас. В 1946 году неапольский суд восстановил полное имя Тото:
Антонио Гриффо Фокас Флавио Дукас Комнено Порфирогенито Гальярди де Куртиз
Византийский, Герцог Палатинский, Рыцарь Священной Римской Империи, Наместник
Равеннский, Граф Македонский и Иллирийский, Князь Константинопольский,
Киликийский, Фессалийский, Понтийский, Молдавский, Дарданийский, Пелопоннеский,
Герцог Кипрский и Эпирский, Герцог и Граф Дривастский и Дураззский.
У актёра было нелёгкое детство. Без гроша в кармане, он всякими правдами и
неправдами посещал театр. И вскоре сам начал принимать участие в спектаклях
варьете. Здесь на эстраде, сначала в безвестном "Салоне Еелена", а позднее в
знаменитой труппе с участием Анны Маньяни, развивались его блестящие мимические
способности, а тело приобретало необходимую гибкость и кажущуюся невесомость.
Здесь же рождалась его комедийная маска. С ней, много лет спустя, он и пришёл в
кино.
Во время Первой мировой войны служил в армии.
Затем играл в театрах Неаполя и Рима, выступал в варьете, на эстраде.
Начиная с 1936 года с его участием было снято более 80-ти фильмов, а в декабре 1963 года
он сыграл свою 100-ю роль. Универсальность комического дарования позволяла актеру
создавать блестящие пародии на кумиров как реальной жизни, так и экрана в
многочисленных, пользовавшихся огромным успехом фильмах. Найденная актером
маска персонажа, в котором комически сочетались предприимчивость с
беспомощностью, ущемленность с амбициозностью, имела широкий успех, и герой по
имени Тото переходил из одного фильма в другой: "Тото ищет квартиру" (1949) и "Тото и
короли Рима" (1951) - оба реж. Стено и М.Моничелли, "Тото и женщины" и "Тото в цвете" (1952),
"Тото на Луне" (1958), "Дьявольский Тото" (1962) - все режиссёра Стено. Некоторые фильмы из
этой серии были поставлены другими режиссерами : "Тото Ле Моко" (1949) и "Тото ищет
жену" (1950) - оба реж. Д.Брагальи, "Тото и Каролина" (1954, реж. Моничелли).
В его искусстве всегда была сильна народная традиция исполнительства, близкая
комедии дель арте, и в своих лучших работах, связанных с фильмами видных мастеров
итальянского кино - Р.Росселлини, Э. Де Филиппо, В. Де Сика и др., Тото органично
соединял условность и традиционность комедийных приемов с точностью жизненных
наблюдений, остротой социальных характеристик своих героев : "Неаполь - миллионер"
(1950, реж. Де Филиппо, в сов. прокате "Неаполь - город миллионеров", "Полицейские и
воры" (1951, реж. Стено и Моничелли), "Где свобода?" (1953, реж. Росселлини), "Золото
Неаполя" (1954, реж. Де Сика), "Закон есть закон" (1958, реж. Кристиан- Жак, Франция),
"Операция "Святой Януарий" (1966, реж. Д.Ризи).
В последние годы жизни тесно сотрудничал с Пьер Паоло Пазолини , сыграв главные
роли современного бродяги и монаха-францисканца в его философской притче «
Птицы большие и малые» (1966), во многом придав ей элементы социального
фарса, а также в небольшом фильме того же режиссера - «Вид на землю с Луны», новелле
в альманахе «
Ведьмы» (1967) и «Что такое облака?», новелле в другом альманахе
«Каприччио по-итальянски» (1968).
Эксплуатируя талант и популярность Тото, продюсеры снимали с ним ежегодно по
три-четыре фильма. Иногда эта цифра доходила до семи и даже девяти, как, например, в
1954 году.
Тото - автор знаменитой итальянской песни «Femmina». Считается, что это признание в
любви и ненависти к его первой жене Диане, написанной после их расставания -
является одной из лучших итальянских эстрадных песен.
Ушёл из жизни 15 апреля 1967 года в Риме, после серии сердечных приступов.