Май Элизабет Зеттерлинг, стройная зеленоглазая блондинка с прекрасным лицом,
родилась 24 мая 1925 года в городе Вестерос, провинция Вестманланд, Швеция, в
небогатой рабочей семье. С 1929 по 1932 год Май вместе с матерью и отчимом жила в
Австралии, но за границей жизнь оказалась не слаще, чем на родине, и семья
вернулась в Швецию. Подростком Май занималась в детском театральном клубе, хотя в
автобиографии упоминала, что окончила школу, будучи малограмотной. После работы в
аптеке и компании, рассылавшей товары почтой, она решила попробовать свои силы в
театре.
Зеттерлинг начала свою актерскую карьеру в возрасте 17 лет, в Королевском
драматическом театре, а первое появление Май на большом экране состоялось в 1941
году, в комедии «Lasse Maja». Спустя три года (и два фильма) Май сыграла в драме
«Травля» по сценарию Ингмара Бергмана, и эта роль стала прорывом, принесшим
молодой актрисе популярность не только в Швеции, но и по всей Европе. Ее
чувственное изображение простой девушки, ставшей жертвой садиста-учителя, стало
сенсацией и сегодня считается достопримечательностью шведского кино. Фильм
сделал Май международной звездой.
В 1947-м Зеттерлинг получила предложение сниматься в британском кино. Ее первым
английским фильмом стала военная драма «Фрида» (Frieda), за которой последовала
главная роль в следующем фильме Бергмана, драме «Музыка в темноте». Студия
продвигали молодую красивую актрису как следующий секс-символ эпохи и ставила к
ней в пару самых привлекательных мужчин-актеров.
В 1954-м она приняла предложение сыграть главную роль в своем единственном
голливудском фильме, «Постучи по дереву» и поняла, что ненавидит Голливуд.
Май вернулась в Англию и блистала на сцене в постановке «Кукольный дом».
В 60-х и 70-х годах она была одной из тех немногих женщин, которые нашли постоянную
работу в качестве режиссера. Ее первая попытка, «Военная игра»,
короткометражный документальный фильм, завоевала первую премию на Венецианском
кинофестивале в 1963 году.
Многие из ее последующих фильмов подробно останавливались на теме женской
сексуальности и были сфокусированы на роли женщин в обществе. Среди ее
режиссерских работ - «Влюбленные» в 1964-м, «Ночные игры» в 1966-м, «Доктор
Глас» в 1968-м, «Девушки» в 1969-м, «Винсент-голландец» в 1975-м, «О тюленях и
человеке» в 1978-м, «Женщина-полицейский» в 1979-м, «Скребки» в 1983-м и
«Амороза» в 1986 году.
Кроме того, она писала книги для детей, рассказы и романы, один из которых,
«Ночные игры», превратила в сценарий и воплотила на экране. В 1985 году она
опубликовала автобиографию под названием «Все те завтрашние дни».
Дважды была замужем. Ее брак с норвежским актером и танцором
Тутте
Лемковым продолжался с 1944 по 1953 год и окончился разводом, хотя и принес Май
дочь и сына. В 1958-м она вышла за писателя и кинодраматурга Дэвида Хьюза, вместе с
которым работала над частью своих фильмов. Они развелись в 1979-м, а через год Хьюз
женился второй раз. Май больше замуж не вышла.
К концу своей жизни Май, после 14 лет перерыва, вернулась в кинематограф в качестве
актрисы. Самая известная роль ее позднего периода - неунывающая бабушка Хельга
Ившим в фильме 1990 года «Ведьмы», которая была вынуждена бороться со злобным
персонажем Анжелики Хьюстон, чтобы спасти ее внука от сборища ведьм.
Актриса умерла от рака в день Святого Патрика, 17 марта 1994 года, в Лондоне, в
возрасте 68 лет. На тот момент она работала над фильмом «Женщина, которая
вычистила мир», сценарий к которому написала сама.
Недавно опубликованные документы из Национального архива в Лондоне показывают,
что Май Зеттерлинг принадлежала к так называемым «голливудским левым»,
политической группировке, разделявшей социалистические убеждения. Агенты
британской безопасности наблюдали за актрисой, подозревая ее в связях с
коммунистами. Однако, в Великобритании никогда не было системы, подобной черным
спискам, существовавшим в Голливуде.