Римма Фёдоровна Казакова - советская и российская
поэтесса, переводчица, автор многих популярных песен советского периода и 1990-х
годов.
Римма Казакова была идеалисткой - это именно то качество, которым должен обладать
настоящий поэт. Коллеги и друзья описывали её доверчивой и жизнерадостной,
стойкой и отходчивой, подчёркивали блестящее чувство юмора. Сама Римма Фёдоровна
признавалась, что ей с характером повезло: злопамятность не была ей свойственна, а
это сильно облегчало жизнь.
Детство и юность
Римма Фёдоровна Казакова родилась в Севастополе 27 января 1932 года. Изначально её
назвали Рэмо, что означает "революция, электрификация, мировой Октябрь". Но в
двадцатилетнем возрасте она решила взять более благозвучное имя Римма. Отец
будущей поэтессы, Фёдор Лазаревич, был военнослужащим, а мать, Софья
Александровна Шульман, трудилась на должности секретаря-машинистки.
Детские годы, в том числе и непростое военное время, будущая поэтесса провела
преимущественно на территории Белоруссии, а затем вся семья переехала в Северную
столицу. Там девушка поступила в Ленинградский государственный университет на
исторический факультет, и по завершении учёбы получила распределение на Дальний
Восток.
Именно в эту пору молодости Казакова, которую мама с детства называла Римусей,
решила поменять имя. Как впоследствии рассказывала поэтесса, её родители были
идейными коммунистами, и потому посчитали имя Рэмо подходящим для дочери, но
ехать с ним в российскую глубинку, чтобы преподавать там историю, девушка
однозначно не хотела. Тогда она и отправилась в ЗАГС. Там выпускнице пединститута
заявили, что у неё хорошее революционное имя, и менять его не стоит. Но Казакова
настаивала. В заявлении она написала, что Рэмо - это аббревиатура сродни ВЦСПС,
ЦПКО и тому подобному, а не человеческое имя. В результате сотрудники ЗАГСа всё же
сдались под напором молодой учительницы и позволили ей стать Риммой.
Начало карьеры
Отправившись работать по распределению, Римма Фёдоровна сначала трудилась в
Хабаровске, в окружном Доме офицеров на должности лектора-консультанта, а затем
получила пост редактора в Дальневосточной студии кинохроники. Период, когда
поэтесса жила на Дальнем Востоке, примечателен тем, что там в 1958 году был
опубликован первый сборник её стихов, получивший название «Встретимся на
Востоке».
Хабаровский край стал настоящим вдохновением для молодой Риммы Казаковой,
несмотря на суровый ритм жизни в тайге. Из-за работы девушка должна была часто
отправляться в командировки и общаться с людьми, живущими на Дальнем Востоке с
детства. Они и помогли юной поэтессе вызвать в воображении необходимые образы,
подобрать слова, создать метафоры и аллегории, благодаря которым родились её
бессмертные стихотворения.
Хотя Римма Фёдоровна хорошо относилась к собственной профессии и любила историю,
всё же постепенно она поняла, что главным делом своей жизни хочет сделать поэзию.
В 1959-м, через год после издания её первой книги, Казакова стала членом Союза
писателей СССР.
Литература
Желая усовершенствовать стиль, Римма Фёдоровна поступила на Высшие литературные
курсы при Союзе писателей СССР и в 1964-м успешно их окончила.
В 1976 году талантливую и уже получившую популярность поэтессу назначили
секретарем правления Союза писателей, и вскоре после этого, в 1977-м, она вступила в
ряды КПСС. На должности секретаря правления Союза писателей Казакова проработала
до 1981 года. А в 1989-м её избрали первым секретарем Союза писателей Москвы.
К этому периоду биографии Римма Федоровна уже обосновалась в столице. Но, как
признавалась поэтесса, застать её в Москве было труднее всего. Дороги, их дух,
красоты разных уголков родной страны и всего мира, возможность пообщаться с
новыми людьми много значили для Казаковой и стали основой, движущей силой её
творчества.
По мотивам своих путешествий поэтесса написала такие шедевры, как «Из кубинского
дневника», «Мне опять на Восток», «Токио», «А в Лондоне туман», «Под чужими
небесами», «Прибалтика», «Среднеазиатские страницы», «Митинг в тропиках»,
«Карловы Вары». В стихотворениях Римма Фёдоровна рассказывала о местах и людях,
которые там живут, а также делилась собственными размышлениями по поводу
увиденного, передавая атмосферу и настроение каждого города и региона.
Но наиболее известными в её творчестве стали произведения о любви, дружбе,
верности, материнстве и других вечных темах. Будучи мудрым и открытым человеком,
Казакова умела очень чувственно и пронзительно написать о силе добра, о любви
мужчины к женщине, матери к ребёнку, о любви к родине, хотя идейной коммунисткой
Римма Фёдоровна не была. «Мы молоды», «Люби меня застенчиво», «Ненаглядный мой»,
«Крымский мост», «Я - остров» - вот названия лишь немногих из таких
стихотворений.
Поэтический талант Риммы Фёдоровны пленяет своей образностью, поражающим
богатством лексики, необычными метафорами и эпитетами. Казакова писала напевные,
благозвучные произведения, будь они о нежной любви или о грусти и трагедии войны,
пришедшейся на детство поэтессы. Последнюю тему, например, раскрывает
пронзительное «На фотографии в газете» - гимн жизни, сохраненной благодаря
жертвам молодых военных. Касаясь столь тонких вопросов, автор старалась избегать
пропаганды и пафоса, и ответственно относилась к выбору каждого слова.
В 90-х годах Казакова стала всё больше лирики посвящать социальным вопросам. Так
появилась книга «Наугад», в которую вошли стихотворные рассуждения поэтессы о
том времени, состоянии общества в целом и каждого человека в частности, о
настроениях и идеях, бытующих в стране.
Непростое время после распада СССР Римма Фёдоровна описывала порой очень резко,
используя контрастные метафоры, но только так ей удавалось передать своё
отношение к происходящему. К теме Родины она время от времени возвращалась на
разных этапах творчества - этому посвящены её стихотворения «Вожди», «Для России
нехитрым был выбор» и «Гимн России».
Поэтесса стала автором текстов многих популярных на советском и постсоветском
пространстве песен: «Ты меня любишь», «Мадонна», «Музыка венчальная», «Нет пути
назад», «Игра», «Ариадна», «Поздняя женщина» и многих других. Её стихи были
положены на музыку таких композиторов, как Игорь Крутой, Александра
Пахмутова, Владимир Шаинский, Владимир Матецкий.
Общественная деятельность
Публицистическая жилка Риммы Казаковой проявлялась не только в том, что её стихи
всё чаще становились своеобразными откликами на происходящие в обществе события.
Будучи секретарем правления Союза писателей, она увлеченно организовывала Дни
литературы различных народов, пушкинские праздники поэзии и традиционные
поэтические вечера, проводившиеся в Политехническом музее. Также Римма Фёдоровна
проводила совещания для начинающих молодых писателей.
Личная жизнь
Первым мужем Казаковой был писатель-публицист
Георгий
Радов, с которым она прожила восемь лет. Как впоследствии признавалась
поэтесса, их семья была далека от идеальной: муж пил, периодически поднимал руку
на супругу, устраивал пьяные дебоши. Единственным настоящим утешением был сын
Егор - единственный ребёнок Риммы Фёдоровны.
После развода с Радовым поэтесса вновь попыталась устроить личную жизнь и вышла
замуж во второй раз - за стоматолога, который был моложе её. Впрочем, на архивных
фото видно, что Римма Фёдоровна была моложавой и никогда не выглядела на свой
возраст. Поначалу она была счастлива во втором браке, но вскоре муж начал ей
изменять, и семья вновь распалась. Встретить того единственного, с которым любовь
была бы до гроба, поэтессе не удалось.
У общительной и трудолюбивой Казаковой было немало друзей в поэтических кругах
родной страны. В число её близких подруг вошла и Белла Ахмадулина. Возможно,
отчасти именно друзья помогали Римме Фёдоровна справляться с невзгодами судьбы.
Так, её сын Егор в армии пристрастился к запрещённым веществам. Во втором браке он
женился на девушке с шизофренией. Супруги оба были зависимы от наркотиков, тем не
менее в их семье появилась дочь Маша. Когда девочке было восемь лет, жена Егора
покончила с собой.
К счастью, Римме Фёдоровне удалось помочь сыну справиться с тяжёлой зависимостью,
и в последних интервью она упоминала, что жизнь Егора наладилась. Однако поэтесса
так и не узнала, что он пережил её всего на несколько месяцев.
Смерть
В последние дни жизни Казакова находилась на лечении в санатории в подмосковном
селе Юдино. Скончалась 19 мая 2008 года от сердечной недостаточности. Похоронили
Римму Фёдоровну на Ваганьковском кладбище Москвы.
Память
В июле 2008 года для поощрения молодых поэтов, не достигших возраста 35 лет, была
учреждена литературная премия имени Риммы Казаковой «Начало». Церемония
награждения будет проходить в день смерти поэтессы 19 мая. Положение о премии не
предполагает её ежегодного вручения - по утверждению организаторов, она будет
вручаться при "наличии достойных кандидатов и денежных средств". Первая премия
была вручена 19 мая 2009 года поэтессе Наталье Поляковой в номинации "За яркое
начало творческого пути".
Именем Риммы Казаковой названа площадь в Москве.
Известные песни
«Заблудшая» (Филипп Киркоров)
«Королева зноя» (Филипп Киркоров)
«Обручальная ночь» (Филипп Киркоров)
«Прощальный блюз» (Филипп Киркоров)
«Я не первый твой подснежник» (Филипп Киркоров)
«Ненаглядный мой» (Майя Кристалинская)
«Безответная любовь» (Ирина Аллегрова)
«Небо голубое» (Анна Герман)
«Жду тебя» (Ксения Георгиади)
«Некрасивая девчонка» (Михаил Михайлов)
«Лето слёз и света» (Анна Литвиненко)
«Вдохновение» (Александр Серов)
«Ромашки любви» (Сона Саркисян)
«Ты мне нужен» (Ирина Аллегрова)
«Медовый август» (Евгений Мартынов)
«Молитва» (Алексей Глызин)
«Поздняя женщина» (Лев Лещенко)
«День рождения любви» (Александр Серов)
«В небе родном» (Евгений Головин)
«Мадонна» (Александр Серов)
«Ночью надо спать» (Ксения Георгиади)
«Судьбе назло» (Александр Серов)
«Телефонные звонки» (Валерий Белянин)
«Любовь-подруга понимания» (Лариса Кандалова)
«Мой первый день» (Ольга Кормухина)
«Мольба» (Ольга Кормухина)
«Небо детства» (Ольга Зарубина и Михаил Боярский)
«Верни мне лето» (Эдита Пьеха)
«Моя и близкая, и дальняя» (Лев Лещенко)
«Так было в мире всегда» (Татьяна Анциферова и Яак Йоала)
«Победа останется!» (Михаил Михайлов)
«Найдись мой милый» (Ксения Георгиади)
«Последняя встреча» (Лев Лещенко)
«Я не могу так долго без тебя» (Михаил Михайлов)
«Твоя любовь» (Мария Лукач)
«Россия» (Валентина Толкунова)
«Вальс» (Николай Басков)
«Отпусти меня, любовь» (Ирина Аллегрова)
«Позднее свидание» (Юрий Охочинский)
«Музыка венчальная» (Александр Серов)
«Утренний романс» (Михаил Михайлов)
«Смех или грех» (Ксения Георгиади)
«Ариадна» (Михаил Муромов)
«Любовь-беда» (Алексей Глызин)
«Небо голубое» (Людмила Зыкина)
«Снежный мальчик» (Алла Пугачёва)
«Разбитые сердца» (Михаил Михайлов)
«Не знала я» (Гелена Великанова)
«Ты меня любишь» (Александр Серов)
«Будь со мной» (Анастасия)
«Надоело!» (Анастасия)
«Не отпускай моей руки» (Аким Салбиев)
«Страсть моя и строгость» (София Ротару)
«Соло для планеты с оркестром» (София Ротару)
По материалам Википедии и 24smi.org