Кёртис Бернхардт - немецкий кинорежиссёр, с
1940 года работавший в Голливуде, «где создал себе репутацию „женского
режиссёра“ с редкими забегами в жанр саспенса». Бернхардт начал режиссёрскую
карьеру в Германии, после 1933 года ставил фильмы во Франции и Англии, а затем
переехал в Голливуд, где с 1940 года стал работать на студии «Уорнер бразерс». «То,
что Кёртис Бернхардт сравнительно мало известен, связано с тем, что он поставил
свой первый голливудский фильм только в 1940 году, когда ему был 41 год». Кинокритик
Хэл Эриксон отмечает, что некоторые восхваляли американские фильмы немецкого
режиссёра Кёртиса Бернхардта как «женские фильмы», а другие высмеивали их как
«плаксивые». К числу лучших голливудских фильмов Бернхардта относятся мелодрамы
«
Украденная жизнь» (1946) и «Оплата по требованию» (1951) с Бетт Дэвис, «
Моя репутация» (1946) с Барбарой Стэнвик, «
Голубая вуаль»
(1951) с Джейн Уаймен, а также фильмы нуар «
Конфликт» (1945) с Хамфри
Богартом, «
Одержимая» (1947) с Джоан Кроуфорд и «
Высокая стена»
(1947) с Робертом Тейлором.
Кёртис Бернхардт (имя при рождении - Курт Бернхардт) родился 15 апреля 1899 года в
городе Вормс, Германия, в еврейской семье. Получив актёрское образование в
Государственной школе драматических искусств во Франкфурте-на-Майне, Бернхардт
работал театральным актёром и продюсером в Берлине, а в 1926 году обратился к
кинорежиссуре с фильмом «Сирота из Ловуда» (1926), которая представляла собой
немецкую киноверсию романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр». В 1929 году Бернхардт
поставил первый звуковой фильм студии «УФА», драму «Последняя рота», действие
которой происходит во время Первой мировой войны/
В течение многих лет Бернхардт работал в Германии, «однако его еврейское
происхождение к 1933 году сделало его жизнь там невозможной - он был арестован
Гестапо, и совершил отчаянный подпольный побег во Францию».
Уехав из Германии после прихода Гитлера к власти, Берхнардт ставил фильмы во
Франции и Англии. Одной из лучших его европейских картин стала криминальная драма
«
Перекрёсток» (1938), герой которой потерял память после контузии во время
Первой мировой войны. Получив новое имя, он вырос в крупного предпринимателя и
уважаемого члена общества, однако двадцать лет спустя его обвинили в том, что в
прошлом он был гангстер, которого разыскивает полиция. Фильм произвёл настолько
сильное впечатление, что на него было сделано два римейка: «Ботинки мертвеца» (1940)
- в Великобритании и «
Перекрёсток» (1942) -
в США на студии «Метро-Голдвин-Майер». Когда Европа стала погружаться в войну, в 1939
году Бернхардт уехал в Америку.
Несмотря на недостаточно хорошее знание английского языка, в 1940 году Бернхардту
предложили семилетние контракты как студия «Уорнер бразерс», так и
«Метро-Голдвин-Майер». Большинство эмигрантов выбрали бы предложение «MGM»,
которая считалась самой утончённой среди киностудий, но Бернхардт пошёл на
«Уорнер», студию, известную своим крутым реализмом.
Голливудская карьера Бернхардта началась с музыкальной комедии «
Любовь вернулась ко мне» (1940) с Оливией де Хэвиллэнд, которая
привлекла к нему позитивный интерес. На студии «Уорнер» Бернхардт работал со
многими знаменитыми актрисами, в частности, он снял Мириам Хопкинс в мелодраме
«Дама с рыжими волосами» (1940), Оливию де Хэвиллэнд и Айду Лупино - в исторической
драме «
Преданность» (1946) о
сёстрах Бронте, Барбару Стэнвик - в мелодраме «
Моя репутация»
(1946), Бетт Дэвис - в мелодраме «
Украденная жизнь» (1946). В 1945 году Бернхардт поставил свой первый фильм
нуар «
Конфликт» (1945) с Хамфри Богартом в главной роли, за ним последовала
нуаровая психиатрическая мелодрама «
Одержимая» (1947) с Джоан
Кроуфорд.
В 1947 году контракт Бернхардта со студией «Уорнер» истёк, после чего он ненадолго
перебрался на студию «Метро-Голдвин-Майер». «По иронии судьбы, он затем с
удовольствием вспоминал производственные методы сборочного конвейера на
«Уорнер» по сравнению с днями на M«GM», где он чувствовал себя вынужденным
подчиняться прихотям звёзд и служить под диктовку шефа студии Луиса Б. Майера».
Бернхардту удалось поставить два более или менее приличных фильма за время
короткого пребывания на «MGM»: нуаровую «саспенс-драму «
Высокая стена»
(1947), один из лучших фильмов Роберта Тейлора средней части его карьеры, и мелодраму
«Доктор и девушка» (1949) с участием привлекательного Гленна Форда».
В 1950 году на один фильм Бернхардт перебрался на студию «Коламбиа», сняв во второй
раз Богарта в «безнадёжном» романтическом боевике «
Сирокко» (1951), действие которого
происходит в 1925 году в Дамаске.
Вскоре Бернхардт ненадолго перешёл на студию «РКО Радио Пикчерс», «которая
вступила в своё последнее хаотичное десятилетие». Там он снял Джейн Уаймен в
достаточно успешной мелодраме «
Голубая вуаль»
(1951), римейке одноимённого французского фильма 1942 года. В 1952 году на студии
«Метро-Голдвин-Майер» он снял Лану Тёрнер мюзикле «Весёлая вдова» (1952), в основу
которого была положена одноимённая оперетта Легара. Затем, в 1953 году на студии
«Коламбиа» он снял Риту Хейворт и Хосе Феррера в музыкальной мелодраме «
Мисс
Сэди Томпсон» (1953).
После непродолжительной режиссёрской работы в Европе в начале 1960-х годов,
Бернхардт выступил продюсером и режиссёром своей последней голливудской картины
«Поцелуй для моего президента» (1964) о первой женщине-руководителе крупной
корпорации с участием Полли Берген и Фреда МакМюррея.
В середине 1960-х годов Бернхардт ушёл на пенсию по состоянию здоровья. Кёртис
Бернхардт умер в 1981 году в своём доме в Пасифик Пэлисейдс, штат Калифорния.