Вернер Йоханнес Краус родился 23 июня 1884 в Гестунгсхаузене под Кобургом в семье
почтового чиновника Пауля Крауса и его жены Каролины Вуст. После смерти деда,
священника в Гестунгсхаузене, у которого он растёт, в 1887 возвращается к родителям
в Бреслау.
В 1891 его отца переводят в Лейпциг, позже увольняют и определяют в психиатрическую
лечебницу. В 1893 Краус возвращается вместе с матерью в Бреслау. С 1898 он по желанию
семьи учится на подготовительном отделении евангелического учительского
института в Бреслау. С 1901 посещает учительский семинар в Кройцберге.
В 1902 его отчисляют из института из-за выступлений в качестве статиста на сцене
театра в Бреслау; Краус решает стать актёром и выступает в бродячих труппах и
провинциальных театрах. В 1913 он приезжает в Берлин и поступает в труппу театра
Макса Рейнхардта. В 1915 его призывают в армию. Он увольняется после трехмесячной
службы кадетом в Киле.
С 1916, выступая у Рейнхардта лишь в небольших ролях, Краус начинает играть в кино.
После дебюта в фильме «
Сказки
Гоффмана» Рихарда Освальда, с которым он часто работает, это прежде всего
детективы, мелодрамы и так называемые «просветительские фильмы». Взлет его
карьеры в театре и кино начинается после Первой мировой войны. В фильме «
Кабинет доктора Калигари» (Das Cabinet des Dr. Caligari, 1919) ему удается,
наряду с Конрадом Фейдтом в роли сомнамбулы Чезаре, подогнать свой
исполнительский стиль под экспрессионистские декорации и тем самым сохранить
баланс между реальностью и воображением.
С ноября 1923 по июнь 1924 Краус находится в Нью-Йорке, где он участвует в постановке
пантомимы «Чудо» Макса Рейнхардта по Карлу Фолльмёлеру. По возвращении он
работает в Государственном театре (1924-1926, 1931-1933), в Немецком театре (1926-1931) и в
Бургтеатре в Вене (1928-1929).
В начале 30-х в Немецком театре Краус исполняет свои самые успешные и популярные
роли - Вильгельма Фогта в «Капитане из Кёпеника» и Маттиаса Клаузена в «Перед
заходом солнца».
С января 1933 по истечении контракта в Государственном театре он снова работает в
Бургтеатре в Вене. Одна из его первых ролей - Наполеон в спектакле «Сто
дней» по пьесе Бенито Муссолини и Джоваккино Форцано. В результате его принимает
«дуче». Встречи с министром пропаганды Йозефом Геббельсом, который назначает его
заместителем президента имперской театральной палаты (1933-1935), и Гитлером
подчеркивают роль Крауса в качестве важного деятеля культуры Третьего рейха.
В сентябре-октябре 1933 со спектаклем «Перед заходом солнца» (на английском языке)
он выступает с гастролями в Лондоне. С 1934 Краус, помимо работы в Вене, снова
выступает на сцене Государственного театра в Берлине. В 1935 он отправляется на
длительные гастроли в Латинскую Америку. Летом 1937 на фестивале в Зальцбурге в
последний раз работает с Максом Рейнхардтом: в его постановке «Фауста» Краус
играет Мефисто.
В звуковом кино Краус появляется редко, при этом в основном участвует в «особо
ценных в государственно-политическом отношении» фильмах, таких как «Роберт Кох,
победитель смерти» (Robert Koch, der Bekämpfer des Todes, 1939), «Отставка» (Entlassung, 1942), «
Парацельс» (Paracelsus, 1943), в советском прокате - «Чудесный исцелитель».
В антисемитском фильме «
Еврей Зюсс» (Jud Süß,
1940) Краус исполняет пять разных ролей евреев, чтобы, по словам режиссера Файта
Харлана, показать, «что все эти различные темпераменты и характеры (...) в конечном
итоге имеют одни корни» (Der Film, 20.01.1940).
В момент окончания Второй мировой войны Краус находится в своем доме на Мондзее в
Зальцкаммергуте. В августе 1946 его высылают из Австрии, и он поселяется в
Штутгарте. В мае 1948 в ходе разбирательства по третьему гражданскому иску его
относят к группе лиц, «запятнанных в незначительной степени» и приговаривают к
оплате судебных издержек в размере 5000 марок - помимо участия в фильме «
Еврей Зюсс» его обвиняли в том, что в 1943 в спектакле
Бургтеатра «
Венецианский купец» он изобразил Шейлока в качестве «антисемитской
карикатуры».
Краус возвращается в Вену, получает австрийское гражданство и работает в
Бургтеатре. 23 октября 1958 во время спектакля «Король Лир» он падает на
сцене в обморок; умирает после продолжительной болезни 20 октября 1959 в Вене.