Махмуд Эсамбаев - советский чеченский артист балета, эстрадный танцовщик, актёр,
хореограф и балетмейстер.
Махмуд Эсамбаев родился 15 июля 1924 года в предгорном селении Старые Атаги (ныне
Грозненский район Чеченской республики). Выходец из тейпа Ишхой. Махмуд Эсамбаев
танцевал с раннего детства. В 7 лет он уже плясал на свадьбах, куда его брала с
собой мать.
В 1939-1941 годах учился в Грозненском хореографическом училище. В 15 лет начал
танцевать в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца, в 19 лет - в
Пятигорском театре музыкальной комедии. Так как юность Махмуда пришлась на годы
Великой Отечественной войны, он танцевал во фронтовой концертной бригаде на
передовой, на строительстве оборонительных сооружений, в военных госпиталях.
В 1944 году был депортирован. 1944-1946 годах руководил кружком народного танца и вёл
уроки бального танца в доме культуры посёлка Ак-Тюз Кеминского района Чуйской
области Киргизии.
В 1946-1956 годах Махмуд был солистом Киргизского театра оперы и балета в городе
Фрунзе, где он исполнял главные партии в балетах «
Лебединое
озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Спящая красавица».
В 1950-е годы Махмуд Эсамбаев оставил академическую сцену и обратился к народному
танцу. С 1957 года - солист филармонии Чечено-Ингушской АССР. В 1959 году Эсамбаев
выступил со своей программой в Москве, затем в составе труппы «Звёзды советского
балета» посетил с гастролями Францию, Южную Америку, где имел грандиозный успех.
После зарубежных гастролей создал свой коллектив. Эсамбаев - создатель первой
сольной танцевальной программы в СССР «Танцы народов мира». Исполнил огромное
количество самых разнообразных танцев: «Чабан» (чечено-ингушский, узбекский),
«Воин» (башкирский), «Золотой бог» (индийский), ритуальный «Танец огня» на музыку
де Фальи, «Ла-коррида» (испанский), «Танец с ножами» (таджикский) и др.
Многие композиции он поставил себе сам, на сто пятьдесят процентов используя свой
феноменальный от природы шаг, склонность к гротеску и редкого масштаба мужскую
грацию. Выступая в одиночестве, Эсамбаев легко подчинял себе любую сценическую
площадку, мастерски умел приковать к себе внимание и удержать его. Он создал
авторский театр танца, в котором артисту не было и нет конкурентов. Зная законы
эстрады, Эсамбаев выверял свои эффекты по секундомеру - и при этом захватывал
невероятной силы экстазом. Все его номера становились шлягерами.
Эсамбаев избирался депутатом Верховных Советов Чечено-Ингушской АССР, РСФСР и
СССР. Был президентом Международного союза деятелей эстрадного искусства,
академиком Международной академии танца. При его активной поддержке в Грозном
были построены новые здания драматического театра и цирка.
Махмуд Эсамбаев умер 7 января 2000 года на 76-м году жизни. Похоронен на Даниловском
мусульманском кладбище в Москве. В 2001 году на Даниловском кладбище был
торжественно открыт памятник Махмуду Эсамбаеву работы скульпторов А. и Н.
Ковальчуков. Он представляет собой гранитный постамент, на котором выгравированы
полумесяц и арабская молитва, и фигуру самого артиста с поднятой вверх рукой в
хорошо всем знакомом характерном для него жесте.