Британский режиссер Стивен Артур Фрирз родился 20 июня 1941 года в Лестере (Англия).
Учился в частной школе-интернате Гришема в Норфолке, а в 1960 году поступил в
Тринити-колледж Кембриджского университета на юридическое отделение. По
окончании университета работал ассистентом режиссера Линдсэя Андерсона и актера
Альберта Финни в лондонском Королевском придворном театре. Впоследствии работал
с ними в кино - был ассистентом режиссера в поставленной Финни комедии «Чарли
Бабблз» (1967) и картине Андерсона «Если...» (1968). Также сотрудничал с еще одним
представителем британской неореалистической школы - Карелом Рейшем в картине
«Морган» (1966). В 1967 году при поддержке Альберта Финни и его компании «Мемориал
Энтерпрайсез» снял свой первый фильм - короткометражную драму «Поджог»,
посвященную проблемам расовой сегрегации в Южной Африке.
Первой же полнометражной картиной Фрирза был комедийный детектив «Сыщик» (1971),
пародировавший американские криминальные фильмы сороковых годов с участием
Хамфри Богарта. Главную роль в этой картине сыграл все тот же Альберт Финни, его
друг и коллега.
С конца шестидесятых Фрирз работал режиссером и продюсером на британском
телевидении, где снял несколько десятков фильмов, как документальных, так и и
игровых, а также осуществил ряд экранизаций литературных произведений разных
авторов, в том числе нескольких пьес английского актера и драматурга Алана
Беннета: «Свободный день» (1972), «Я! Я боюсь Вирджинию Вульф» (1978), «Дорис и Дорин»
(1978).
Среди множества фильмов, снятых Фрирзом для телевидения, были достаточно
интересные работы, такие, как «Чертовы детишки» (1980) об опасных приключениях двух
лондонских подростков на улицах большого города и психологическая драма
«Уолтер» (1982) с участием Иэна Маккелена, и тем не менее его имя довольно долгое
время оставалось практически неизвестным массовому зрителю.
В 1984 году режиссер, наконец, сумел обратить на себя внимание, поставив
криминальный триллер «
Стукач», где в главных ролях были
задействованы Теренс Стэмп, Тим Рот и Джон Херт, однако признание пришло к нему
позже, с картиной «
Моя прекрасная прачечная» (1985), снятой по сценарию Ганифа
Курейши. История любви двух приятелей - молодого пакистанца Омара и лондонского
панка Джонни, показанная сквозь призму черного юмора и переполненная расовыми и
социально-политическими проблемами эпохи Маргарет Тэтчер, стала для него
настоящим прорывом и принесла ему известность не только на родине, но и за
рубежом. Следующий фильм, сделанный им по сценарию Курейши, «Сэмми и Рози ложатся
спать» (1987), о буднях супружеской пары, англичанки и пакистанца, продолжала линию,
начатую в предыдущей картине, в острой, подчас довольно злой сатирической манере
изображая повседневную жизнь современных британцев.
Его успех на большом экране продолжила биографическая картина «Навостри уши» (1987)
о жизни и смерти драматурга Джо Ортона по сценарию Алана Беннета, а вскоре он
дебютировал в Голливуде с экранизацией романа Пьера Шодерло де Лакло «
Опасные связи» (1988), высокобюджетной костюмированной драмой,
запомнившейся великолепной игрой Гленн Клоуз, Мишель Пфайффер и Джона Малковича.
Снятый по новелле Джима Томпсона криминальный триллер «
Кидалы», продюсером которого стал
Мартин Скорцезе, был одной из самых удачных работ Фрирза в Соединенных Штатах и
принес ему, а также снимавшимся в картине Анжелике Хьюстон и Аннет Бенинг
номинацию на премию «Оскар».
Последующие американские фильмы режиссера, такие, как комедия «
Герой» (1992) с Дастином
Хоффманом и фильм ужасов «
Мэри Райли» (1996) с
участием Джулии Робертс, были значительно слабее и потерпели неудачу в прокате.
Более благосклонно был принят современный вестерн-драма «
Страна холмов и долин» (1998) по роману Марка Эванса, получивший приз
«Серебряный медведь» на Берлинском кинофестивале.
Фрирз продолжал работать и у себя на родине, поставив два фильма по романам
ирландского писателя Родди Дойла «На скорую руку» (1993) и «Фургон» (1996). В самом
начале нового тысячелетия он снял фильм «
Фанатик» (2000) по мотивам романа
популярного британского писателя Ника Хорнби, который вновь вызвал интерес к его
творчеству, и социальную драму «Лиам» (2000) о жизни бедной рабочей семьи из
Ливерпуля, увиденную глазами маленького мальчика. Очередная работа режиссера,
криминальный триллер о нелегальных эмигрантах в Лондоне «
Грязные прелести» (2002) с участием французской актрисы Одри Тоту, вызвал
восторженные отзывы критиков и может считаться одним из лучших в фильмографии
Фрирза. Фильм выдвигался на соискание премии «Оскар» и Британской академии кино и
телевидения за лучший сценарий, а сам Фрирз получил премию Британского
независимого кино как лучший режиссер.
Вслед за политической драмой «
Сделка» (2003) о восхождении к власти
лидера лейбористской партии Тони Блэра, Фрирз снял романтическую новеллу «Мисс
Хендерсон представляет» (2005), посвященную первым годам существования знаменитого
лондонского театра-кабаре «Уиндмилл». Несмотря на неоднозначное отношение к нему
критики (многие посчитали его грубоватым и слишком прямолинейным, а сценарий
откровенно слабым), благодаря блестящему актерскому дуэту Джуди Денч и Боба
Хоскинса фильм имел определенный успех.
Вскоре Фрирз вновь обратился к новейшей истории Великобритании в картине «
Королева» (2006), рассказывающей о первых днях после трагической смерти
принцессы Дианы, реакции на ее смерть королевской семьи и взаимоотношениях
представителей династии Виндзоров с премьер-министром. На этот раз режиссера
ожидал настоящий успех - картина была выдвинута на премию «Оскар» сразу в
нескольких номинациях, а исполнительница главной роли царствующей английской
королевы Елизаветы II Хелен Миррен была признана лучшей актрисой.