Аллен Дженкинс (англ.
Allen
Jenkins) - американский характерный актёр и певец, который работал а театре, кино и
на телевидении. Более всего Дженкинс известен по ролям в фильмах 1930-х годов. За
свою кинокарьеру Дженкинс сыграл более чем в 150 кинофильмах и сериалах.
Ранние годы и театральная карьера
Альфред МакГонегал (англ. Alfred McGonegal) родился 9 апреля 1900 года в Стейтен-Айленде,
штат Нью-Йорк, в семье артистов музыкальной комедии. Во время Первой мировой войны
Дженкинс строил суда на Бруклинской военно-морской верфи, после чего пошёл
работать в театр машинистом сцены. Получив профессиональное образование в
Американской академии драматических искусств (American Academy of Dramatic Arts), Дженкинс начал
театральную карьеру.
Начиная с 1922 года, Дженкинс стал выступать на Бродвее, сыграв в таких спектаклях,
как комедия «Секреты» (1922-23), пьеса «Славься, Аллилуйя» (1926), комедия «Поташ и
Перлмуттер, детективы» (1926), комедия «
Первая полоса»
(1928-29, 276 представлений), мелодрама «Последние пять звёзд» (1930-31, 175 представлений),
комедия «Чудо-мальчик» (1931), пьеса «
Благословенное событие» (1932), комедия «Кое-что для мальчиков» (1943-44).
Вне Бродвея Дженкинс вместе с Джеймсом Кэгни танцевал в массовке в небродвейском
мюзикле «Тук-тук-тук», а также играл роли в спектаклях «Дождь» и «Какова цена
славы?».
Когда в течение трёх недель Дженкинс заменял Спенсера Трэйси в главной роли
спектакля «Последняя миля», на него обратил внимание глава киностудии Paramount Pictures
Дэррил Ф. Занук и пригласил его в Голливуд.
Карьера в кино
В 1931 году Дженкинс дебютировал в кино в роли бывшего заключённого в
короткометражке «
Straight
and Narrow». В 1932 году с Дженкинсом подписала контракт кинокомпания Warner Brothers, и в том
же году он предстал в образе мелкого гангстера Фрэнки Уэллса в комедии «
Благословенное событие», повторив свою роль из бродвейской
постановки. Большинство последующих фильмов Дженкинса были произведены на
студии Warner Bros.. Актёр сыграл в таком огромном количестве фильмов, что иногда его
называли „пятым братом Уорнером“. Его актёрским амплуа стали роли комичных
подручных гангстеров, полицейских, таксистов и других „жёстких парней“». Как
отмечено в биографии актёра на сайте Turner Classic Movies, «множество ролей крутого парня
сделали Дженкинса чем-то вроде иконы 1930-х годов, и этот имидж остался за ним на всю
карьеру».
В первой половине 1930-х годов Дженкинс сыграл небольшие, но значимые роли в
криминальной драме «
Я -
беглый каторжник» (1932) с Полом Муни и в мелодраме «
Трое в паре» (1932) с
Уорреном Уильямом и Бетт Дэвис . Год спустя Дженкинс сыграл подручного гангстера
в криминальной мелодраме «
Мэр ада» (1933) с Джеймсом Кэгни в
главной роли. Год спустя Дженкинс сыграл в криминальных мелодрамах «
Водоворот» (1934) и «
Дело о воющей собаке» (1934) с Уильямом и Мэри Астор .
Помимо криминального жанра Дженкинс отметился заметными ролями ещё в трёх
фильмах с участием Кэгни -романтической комедии «
Тяжело
управлять» (1933), мелодраме «Парень из Сент-Луиса» (1934) и криминальной комедии
«Джентльмен Джимми» (1934), а также в музыкальных комедиях «
42-я улица» (1933) и «Кейн и Мейбел»
(1936) с Кларком Гейблом в главной роли.
Во второй половине 1930-х годов Дженкинс сыграл в двух значимых криминальных драмах
- «
Тупик» (1937) с
Хамфри Богартом и Сильвией Сидни и «
Меченая
женщина» (1937), снова с Богартом и Дэвис, а также в криминальных комедиях
«Простенькле дело об убийстве» (1938) с Эдвардом Г. Робинсоном , «Удивительный
доктор Клиттерхаус» (1938) и «Брат Орхидея» (1940) (в двух последних фильмах главные
роли исполнили Робинсон и Богарт). Важными картинами Дженкинса этого десятилетия
стали также романтическая комедия «
Неприступная»
(1938) с Диком Пауэллом и вестерн «
Дестри снова в седле» (1939) с Марлен Дитрих и Джеймсом Стюартом .
В начале 1940-х годов Дженкинс сыграл в комедии «
С огоньком» (1941) с Гэри
Купером и Барбарой Стэнвик , детективной комедии «
Шаги в
темноте» (1941) с Эрролом Флинном и комедии «Квартал Тортилья-флэт» (1941) со
Спенсером Трэйси .
Во время Второй мировой войны Дженкинс работал в Объединённых организациях
обслуживания вооружённых сил, участвуя в шоу для американских военных за рубежом,
а в 1945 году сыграл в музыкальной комедии «
Чудо-человек» (1945)
и фильме нуар «
Леди в поезде»
(1945) с Диной Дурбин . Однако, после окончания войны «популярный, но
недисциплинированный и расточительный Дженкинс был понижен до фильмов категории
В».
В 1959 году Дженкинс сыграл лифтёра в популярной комедии «
Телефон
пополам» (1959) с Роком Хадсоном и Дорис Дэй , а в 1963 году у него была эпизодическая
роль копа в комедии «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир» (1963).
В 1960-е годы Дженкинс по-прежнему продолжал карьеру, но его зрение настолько
ухудшилось, что на съёмочной площадке ему приходилось запоминать, где стоит
мебель. Пытаясь свести с концами в промежутках между редкими ролями, Дженкинс
подрабатывал слесарем на авиазаводе «Дуглас Эйркрафт» и продавал автомобили в
Санта-Монике. Когда в 1965 году его спросили о «подработках», Дженкинс, который в
лучшие дни получал по 4000 долларов в неделю, ответил: «Я иду туда, где есть работа, и
делаю ту работу, которую получаю!».
К концу жизни Дженкинса брали на эпизодические роли «те режиссёры, которые
помнили физически хрупкого, но напористого и энергичного актёра по дням его
славы». Так, незадолго до смерти Дженкинс сыграл роль телеграфиста в финальной
сцене комедии Билли Уайлдера «
Первая полоса»
(1974), в театральной версии которой актёр играл много лет назад.
Карьера на телевидении
В 1950-е годы Дженкинс начал много работать на телевидении. В частности, он играл
постоянную роль бывшего тренера по боксу в 13 эпизодах комедийного сериала «Дюк»
(1954), постоянную роль в 11 эпизодах ситкома «Шоу Реда Скелтона» (1954-62), а также
таксиста и старшего друга главной героини в 23 эпизодах ситкома «Эй, Джинни» (1956-57).
В 1960-е годы Дженкинс озвучивал персонаж третируемого полицейского, офицера
Диббла в 30 эпизодах мультфильма «
Топ Кэт» (1961-62).
Помимо этого, Дженкинс сыграл гостевые роли во многих популярных телесериалах,
среди них «
Я люблю Люси» (1952-53),
«Театр Деймона Раниона» (1955-56), «
Театр 90» (1957), «
Караван повозок» (1960), «
Пит и Глэдис» (1961),
«Бен Кейси» (1965), «Агенты А. Н.К. Л.» (1966) и «Врач Маркус Уэлби» (1971). В этих, и таких
сериалах, как «
Адам-12» (1971) и «
Моя жена меня приворожила» (1971-72), Дженкинсу часто доставались
роли «копов, уборщиков или синих воротничков-простачков».
Актёрское амплуа и оценка карьеры
Как отмечено в некрологе актёра в «Нью-Йорк Таймс», «зеленоглазый, хриплый Аллен
Дженкинс однажды сказал, что не возражает, когда его называют „комичным
хулиганом“, так как его специализация на дружелюбном хулиганстве принесла ему
многочисленные роли в диапазоне от неуклюжего гангстера и копа-тугодума до
таксиста с золотым сердцем. Благодаря кривой усмешке и бруклинскому акценту
Дженкинс был идеален для создания образов боксёрского менеджера, ипподромного
зазывалы или болвана-придурка». В биографии актёра на Turner Classic Movies также
указывается, что Дженкинс «как правило играл недалёких преступников в
гангстерских фильмах»
Личная жизнь
С 1931 по 1962 год Дженкинс был женат на
Мэри Лэнди, у
него был сын Энтони и две дочери, Дороти и Нэнси.
Смерть
Аллен Дженкинс умер 20 июля 1974 года в больнице в Санта-Монике от осложнений после
операции по поводу рака лёгких. Ему было 74 года.