Жак Тати (фр. Jacques Tati, настоящее имя Яков Тати?щев (фр. Jacques Tatischeff)) - французский
сценарист, актёр и режиссёр, один из крупнейших комедиографов в истории
кинематографа.
Ранние годы
Жак Тати (сокращение от Татищев) родился 9 октября 1909 года. Его отец был русским,
мать - француженкой. "У меня, - говорил Тати, - один дед русский, одна бабка
француженка, один дед голландец, одна бабка итальянка". Русский дед, генерал
Дмитрий Татищев, был царским послом в Париже. Голландский дед был изготовителем
рамок и другом Ван Гога, но отказывался покупать у него картины...
Отец Жака Тати тоже был изготовителем рамок на улице Кастеллан в Париже. После
окончания лицея в Сен-Жермен, Жак помогает отцу в его ремесле и готовится к
поступлению в Национальную школу Искусств и ремесел. Прошел военную службу в
Сен-Жермене, в казарме на площади Руаяль (16-й драгунский полк).
Жак очень любил спорт. Он играл в футбол и теннис, боксировал, ездил верхом. Когда
он еще помогал отцу в мастерской, он проходил профессиональную стажировку в
Англии, он открыл для себя регби. Во Франции он играл в первой подгруппе регбистов
в Рэйсинг-Клубе. "После игры я, чтобы развлечь товарищей, показывал им
пантомимические номера, имитируя игроков, арбитра и зрителей".
Дебют на сцене
Первое выступление Тати на публике состоялось во время смотра Рэйсинг-клуба (1931).
Прием был такой, что это открыло перед Тати новые горизонты. "Я вступил на
долгий и тяжкий путь артиста мюзик-холла, разъезжая из города в город, переходя от
театра в цирк, из цирка - в кабаре".
Два года он безуспешно пытался пробиться на парижскую сцену, и только в 1933 он
дебютировал в кабаре Луи Лепле, где изображал метрдотеля. Но по-настоящему его
дебютом можно считать его спортивные пантомимы, которые он показал в "Рице" в
1934 году на празднике в честь парохода "Нормандия". Затем Тати переходит в
театр Мишеля.
От пантомимы до кино - один шаг. Первая короткометражка, где он играл, "Требуется
здоровяк" (1934), оказалась полным провалом, вторая "Веселое воскресенье" (1935)
была принята менее холодно. Затем последовали другие короткометражки: с 1932-1938 он
снял "Тренируй левую" (1936), "Оскар, чемпион по теннису" (1932)
(незаконченная) и "Возвращение к земле" (1938). По всеобщему признанию, лучшей из
них оказалась "Тренируй левую".
Служба в армии
При этом Тати продолжал работать в мюзик-холле, как во Франции, так и за границей. В
1939 году он собирался на гастроли в Америку, но был мобилизован в армию.
Солдата ростом в метр восемьдесят одеть трудно. Однажды в июле 1940 в Камбри был
арестован подозрительный сержант, на котором хотя и была французская пилотка, но
все остальное носило следы подозрительной эклектики: плащ английский, обмотки из
полос бельгийского одеяла, солдатские башмаки итальянские. Легенда гласит, что
Тати чуть не расстреляли, отчего у него ранняя седина.
После демобилизации он уезжает жить в провинцию Эндр, где ему и приходит идея
фильма, получившего окончательное название "Праздничного дня" (1949).
В 1944 году он женится на
Мишлин
Винтер, у них появляются двое детей, Софи и Пьер.
Послевоенный период. Работы в кино
После войны он играет маленькие роли в "Сильвии и привидении" (1945) и в
"Дьяволе во плоти" (1946).
В 1947 Рене Клеман хотел снять "Школу почтальонов" (1947), но заболел, и тогда
решили заменить его сценаристом и главным исполнителем. Тати считает этот фильм
своим первым кинематографическим дебютом, говоря, что раньше он недостаточно
понимал кино. Но короткометражные фильмы были не рентабельны, поэтому, в связи с
хорошим приемом этого фильма, решили превратить его в полнометражный. Так
появился "Праздничный день" (1949). Делали его сообща, и даже попробовали снять
в цвете. К счастью, для пущей верности, решили сделать и черно-белый вариант.
Цветной не был проявлен из-за заводских неполадок. Для звука использовали
магнитофон, чего в то время не практиковали. Фильм снимался в Сэнт-Севере с
участием всей деревни. Снимали три месяца. Затем сняли дополнительные номера.
Все прокатчики один за другим отказывались от этого фильма. Но кому-то пришла в
голову идея устроить предпоказ в кинотеатре в районе Нейи. Реакция была такова,
что судьба фильма была моментально решена, он имел огромный коммерческий и
художественный успех.
Продюсеры просили сделать продолжение приключений почтальона. Но Жак Тати
мужественно решил сделать что-то другое. Он создал образ бескорыстного, доброго,
неприспособленного к жизни человека.
Тати говорил, что в мире очень много "Юло", больше, чем думают, даже в Америке
ему приходилось их видеть. Мишель Мансо заметил, что у господина Юло "лицо
Превера на теле де Голля".
Съемки "Каникул господина Юло" (1953) начались 1951, но были прерваны из-за
отсутствия денег. К фильму вернулись в 1952 году, и он был закончен в октябре того же
года. Как и в предыдущем случае, он вызвал недоверие у прокатчиков ("Там же
ничего нет!"), но предпоказ рассеял все сомнения. Фильм имел успех во Франции, а
Америке - настоящий триумф. В американской версии персонажи - англичане,
отдыхающие во Франции. Американцы делали Тати оглушительные предложения, но он
отказался.
"Мой дядюшка" (1958) снимался более рационально и с меньшей импровизацией:
"Присутствие сорока техников, терпеливо ожидающих, когда залает собака, давило
на меня финансовым грузом". Однако он настоял на участии непрофессиональных
актеров. Частично Тати был вдохновлен злоключениями настоящего господина Юло,
инженера-химика из Ангьена.
"Время развлечений" (1967) потребовало трех лет подготовки, год съемок и затем
года монтажа, стоил полтора миллиарда старых франков и поглотил все деньги,
полученные Тати за предыдущие фильмы.
В 1971 снял фильм "Трафик". В 1974 - "Парад".
Умер 4 ноября 1982 от отека легких.