Михаил Антонович Ростовцев - российский и
советский, певец-бас оперы и оперетты, актер театра и кино. Заслуженный артист
Республики и Заслуженный деятель исксств РСФСР.
Родители
Михаил Ростовцев (настоящая фамилия - Эршлер) родился 22 октября 1872 года в
Таганроге в семье часового мастера Лейбы Эршлера (умер в 1912 году) и домашней
хозяйки Шейны Эршлер (умерла в 1905 году). Миша был восемнадцатым ребенком в семье.
Ранние годы
В 1881 году Эршлеры переехали в Ростов-на-Дону, где через год, выдержав экзамен,
Михаил был принят в первый класс реального училища. Во время учёбы он пел в
синагогальном хоре Любецкого, затем увлёкся танцами, эпизодически танцевал на
сцене Ростовского театра оперетты.
В 1888 году окончил Ростовское реальное училище, что считалось большой удачей.
Когда пришла пора определять будущее, Михаил решил, что хочет посвятить себя
исключительно сцене. Заявив отцу, что учиться дальше не будет, в 1890 году Михаил
вступил в украинскую драматическую труппу под управлением М.Л. Кропивницкого в
качестве исполнителя танца гопак и проработал в ней четыре года под сценическим
псевдонимом Проценко.
Эстрада
Гонимый материальной нуждой, в 1894 году Михаил решил перейти на эстраду. Подвижный,
склонный к эксцентрике и буффонаде, он быстро нашёл себе применение. Молодой
артист переходил из коллектива в коллектив, оттачивая своё мастерство, и однажды
даже пострадал в чрезмерном желании развеселить публику: в 1907 году, в
Благовещенске, он был подвергнут аресту на две недели за исполнение
антиправительственных куплетов.
Актёр оперетты
В 1908 году Михаил перешёл в оперетту, выбрав себе амплуа комика и псевдоним
Ростовцев. Маленького роста, смешной внешности, он идеально подходил для
исполнения различных комических персонажей, в которых всегда имел неизменный
успех. За год артист объездил немало городов провинции, пока, наконец, в 1909-м не был
приглашён антрепренёром А.А. Левицким в руководимую им оперетту в
Санкт-Петербурге. Затем Ростовцев поработал у антрепренёров П.В. Тумпакова, А.А.
Брянского, Мозгова и Кома, в 1911-1918 гг. играл в «Летнем Буффе» и «Палас-театре».
Параллельно артист выходил на эстраду, выступал в кафешантанах.
Оперный певец
В 1918 году Михаил Ростовцев вступил в труппу вновь образованного Петроградского
театра комической оперы.
Ростовцев был одним из тех актёров, кто заставил относиться к эстраде и оперетте
как к серьёзному искусству, поэтому остался в истории одним из реформаторов
оперетты в России. В предреволюционные годы популярность его была огромной.
Разумеется, при нэпе, когда появилось огромное количество эстрадных театров и
мюзик-холлов, почва для эстрадной карьеры была самая благоприятная. Но Ростовцев
в 1922 году был приглашён в Петроградский позднее - Ленинградский Малый оперный
театр, знаменитый МАЛЕГОТ - где в те годы работали лучшие режиссёры, художники и
композиторы Ленинграда. И там, кроме ролей в опереттах, он начинает выступать и в
операх - в том числе исполняет свои коронные роли: Дона Бартоло в "Севильском
цирюльнике" Россини и Дона Паскуале в одноимённой опере Доницетти.
На сцене Малого оперного исполнил множество различных партий, среди которых:
Лимбургер («Жёлтая кофта» Ф. Легера), Пуцкин («Чёрный амулет» Н.М. Стрельникова),
Ламбертуччо («Бокаччо» Ф. Зуппе), Дон Паскуале («Корневильские колокола» Р.
Планкетта), Кассандр («Арлекинада» Р. Дриго), Дон Педро («Перикола» Ф. Оффенбаха),
Цунига («Кармен» Ж. Бизе), священник («Леди Макбет Мценского уезда» Д.Д.
Шостаковича), Коппелиус («Коппелия» Л. Делиба), Пуляр («Кола Брюньон» Д.Б.
Кабалевского), Дон Бартоло («Севильский цирюльник» Д. Россини), Зупан («Цыганский
барон» И. Штрауса) и многие другие.
Кинематограф
В кино Михаил Ростовцев начал сниматься с 1914 года («Бабье царство, «
Как
его арестовали»), в том числе в нескольких граммофонных фильмах, представлявших
собой заснятые сцены из оперетт («
В
волнах страстей», «
Делли», «
Жрица огня»).
Первые заметные роли появились в его кинобагаже лишь десятилетие спустя -
маленький клоун в «Его превосходительстве» Григория Рошаля и владелец пивной
Прибылев в «Косой линии» Оскара Галлая и Александра Иванова.
Однако наибольшую популярность принесло актёру участие в курортной комедии
Михаила Вернера и Сергея Сиделёва «
Девушка спешит на свидание», в которой Ростовцев сыграл
работника обувной промышленности Гурова, попадавшего в различные комические
ситуации.На съёмках "Девушки" Ростовцеву приходилось бегать, ездить на
велосипеде, поднимать тяжести, подвергаться душу Шарко, а было ему в это время уже
за шестьдесят. В результате он заработал инфаркт и в кино сниматься зарёкся.
Появлялся отныне лишь в крохотных эпизодах - почти массовке. Всего артист снялся в
двадцати картинах в характерно-комедийных ролях.
Последняя роль
И всё же в 1947 году семидесятипятилетний актёр сыграл ещё одну - маленькую, но
весьма заметную и до сих пор всем известную роль - "Доброго жука" в "Золушке"
Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро. Здесь тоже нужно было бегать и танцевать, и
по окончании съёмок Ростовцев слёг со вторым инфарктом. Через год, 19 апреля 1948
года, он умер.
Михаил Ростовцев оставил книгу воспоминаний «Страницы жизни», выпущенную Малым
оперным театром в 1939 году.
Похоронен Михаил Ростовцев на Литераторских мостках Волковского кладбища
Санкт-Петербурга.
Личная жизнь
Актёр был женат на Нине Константиновне Купидоновой, преподавательнице
Ленинградского государственного университета.
Использованы материалы с сайта Алексея Тремасова a-tremasov.ru