Берт Лар (урожденный Ирвинг Лархайм) - американский актер и комик, наиболее
известный по роли Трусливого Льва в знаменитой голливудской экранизации сказки
Л. Фрэнка Баума «
Волшебник страны Оз» (1939).
Берт Лар родился 13 августа 1895 года в Нью-Йорке, в семье немецко-еврейского
происхождения, и вырос на Манхэттене. В возрасте 15 лет Берт бросил школу, чтобы
присоединиться к труппе молодых артистов, выступавших в бурлесках, и постепенно
добрался до положения звезды в сети увеселительный заведений "Columbia Burlesque Circuit". В
1927 году он дебютировал на Бродвее в ревю Гарри Делмара. Лар собирал полные залы,
исполняя такие классические номера, как «Песнь лесника» (The Song of the Woodman) - позже он
спел ее в фильме «Карусель» (Merry-Go-Round, 1938).
Первый заметный успех принесла Берту роль увенчанного призами боксера в
музыкальной комедии «Прекрати!» (Hold Everything!, 1928-1929). За ней последовали работы в
«Хот-ча!» (Hot-Cha!, 1932) Флоренза Зигфелда, «Жизнь начинается в 8:40» (Life Begins at 8:40, 1934) и
«Шоу продолжается» (The Show is On, 1936), в которой его партнершей стала знаменитая
комедийная актриса Беатрис Лилли . В 1939 году актер блистал на бродвейской сцене в
мюзикле «Дю Барри был женщиной» (DuBarry Was a Lady) в паре с Этель Мерман. Помимо театра
Лар периодически появлялся и на большом экране, где триумфальным для него стал 1939
год, когда актер исполнил роль Трусливого Льва в знаменитом мюзикле Виктора
Флеминга «
Волшебник страны Оз». Это был в прямом смысле слова нелегкий труд.
Костюм льва был изготовлен из настоящих львиных шкур, и под ослепляющим светом
софитов, необходимых для цветных съемок, в нем было невыносимо жарко - Лар едва не
терял сознание и в таком состоянии сумел с блеском отыграть роль и исполнить два
сольных музыкальных номера - «If I Only Had the Nerve» и «If I Were King of the Forest».
Эта роль затмила всего его другие актерские работы, и последующие годы Берт Лар
довольствовался лишь небольшими появлениями на киноэкранах. После «Волшебника
страны Оз» Лар на несколько лет исчез с экранов, чтобы снова появиться после
войны. Впрочем, вторая половина его карьеры, в основном, прошла на телевидении и в
театре. Одним из ярких событий его поздней театральной жизни стала пьеса
ирландского драматурга Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо» (Waiting for Godot),
американская премьера которой прошла в 1956 году в Майами, штат Флорида.
Авангардистская, интеллектуальная, она была сдержанно принята публикой и
зрителями, в отличие от обычных комедий и мюзиклов с участием Лара.
Несмотря на это актер продолжил свои успешные выступления на Бродвее, став в 1964
году лауреатом театральной премии «Тони», а с начала 1950-х стал частным гостем на
телевидении. В последний раз 68-летний Лар вышел на сцену бродвейского театра в 1964
году, имея за плечами 18 постановок, большая часть из которых была очень
успешными.
Личная жизнь
Его частную жизнь, между тем, трудно назвать счастливой. В 1929 году он женился на
Мерседес Дельпино, страдавшей, как выяснилось, тяжелыми психическими
расстройствами - уже год спустя, сразу после рождения сына Герберта Лара, она
оказалась в специальной лечебнице. В 1940 году они развелись, и Берт женился на
Милдред Шредер, что тоже было непросто. Они начали
встречаться в начале 30-х, но у актера были проблемы с получением развода, и
Милдред, устав ждать, в 1936 году вышла замуж за другого человека. Берт был
совершенно раздавлен, но все-таки сумел вернуть ее к концу года. В 1941-м Милдред
родила сына Джона, а в 1943 на свет появилась дочь Джейн. В течение всего этого
времени Берт должен был продолжать работать на сцене и в кино и гастролировать.
Кроме того, в довоенный период Лар работал на радио и участвовал сразу в
нескольких радиопостановках. Несмотря на развод с первой женой, Берт продолжал
любить ее, и когда она умерла, актер не мог от горя говорить три дня.
Актер снимался в комедии «
Ночь, когда наехали на
заведение Мински» (The Night They Raided Minsky's, 1968), когда почувствовал себя плохо и умер 4
декабря 1967 года, в возрасте 72 лет. Хотя официальной причиной смерти стала
пневмония, позже стало известно, что Лар страдал от рака, скрывая это от всех.
Режиссер оставил в фильме отснятый материал, но был вынужден снять еще несколько
сцен с использованием дублера.
Его сын Джон Лар, театральный критик в «The New Yorker», написал биографию своего отца
под названием «Заметки Трусливого Льва - Биография Берта Лара» (Notes on a Cowardly Lion-The
Biography of Bert Lahr).