Французский романтик Гектор Берлиоз снискал славу на поприще музыки, создав ряд
оригинальных опер, симфоний, увертюр и хоровых пьес. Композитор встречал
непонимание на родине, но в других просвещённых европейских странах его
творчество пользовалось популярностью и вызывало живой интерес.
Детство и юность
Гектор Берлиоз родился во Франции 11 декабря 1803 года, и его ранняя биография была
связана с коммуной Ла-Кот-Сент-Андре. Он являлся старшим ребёнком католички Марии
Антуанетты Жозефины - женщины, которая росла и воспитывалась в традиционной
религиозной семье.
Отец будущего композитора не разделял взгляды супруги, будучи убеждённым
атеистом и прогрессивно мыслившим врачом. Считалось, что он первым из европейцев
начал практиковать акупунктуру, и параллельно с обширной практикой занимался
научным письмом.
Агностик с либеральными взглядами был популярным членом общества, поэтому
воспитанием подрастающего сына первое время занималась жена. Именно она привила
Гектору любовь к древним мифам и народному творчеству, и обеспечила любовью и
заботой.
Глава семьи занимался образованием старшего сына и его братьев, и наблюдал, чтобы
основное время мальчики проводили за чтением книг. Берлиоз любил уроки географии,
особенно раздел о путешествиях, и часто мечтал о далёких странах, вместо того,
чтоб учить французский язык.
Ещё до рождения детей супруги решили, что сыновья займутся медициной, поэтому
всестороннее творческое развитие не входило в учебный план. Тем не менее, Гектор
освоил нотную грамоту и ряд инструментов, и часто исполнял на флейте и гитаре
народные мелодии французских южан.
Сёстры, которых звали Адель и Ненси, приходили в восторг от игры брата, и Берлиоз,
испытывавший к ним нежные чувства, сочинил ряд нехитрых пьес. Принципы построения
гармонии подросток взял из самоучителя, который в популярной форме объяснял, что
такое бемоль и диез.
С годами у юного Гектора почти не осталось времени на музыкальное творчество,
поскольку отец с утра до ночи заставлял учить анатомию и латынь. В свободное от
этих занятий время юноша читал философские произведения и собирал для уроков
химии чабрец, луговой клевер и полынь.
В 1821 году, пройдя курс усиленной подготовки, Берлиоз выдержал ряд экзаменов,
позволивших поступить в университет. Отец настоял на учёбе в Париже, где Гектора с
первого раза зачислили в престижное образовательное учреждение на медицинский
факультет.
В молодости Берлиоз хорошо усваивал большие объёмы теоретической информации, и
именитые столичные преподаватели считали, что провинциальный парень неглуп.
Ситуация изменилась, когда будущему композитору на уроке по анатомии пришлось
прийти в местную больницу и самостоятельно вскрыть труп.
Знания перестали усваиваться из-за отвращения к медицине, но Гектор продолжал
грызть гранит науки из-за уважения к отцу. Усилия компенсировались пособием,
регулярно приходившим из дома, которое студент тратил на одежду, подходящую к
фигуре и лицу.
Вскоре в гардеробе Берлиоза появились наряды для посещения оперы, и он
познакомился с творчеством композиторов, восхищавших парижский свет. Особенно
почитались произведения Кристофа Виллибальда Глюка, отличавшиеся оригинальными
оркестровыми партиями, подчёркивавшими драматический сюжет.
Вдохновлённый увертюрами и ариями, Гектор записался в библиотеку консерватории и
делал копии понравившихся фрагментов для полного погружения в музыкальный мир.
Со временем он начал различать национальные особенности авторов и понял, что
современные итальянцы напрасно принимались за ориентир.
После лекций по медицине молодой человек изучал композицию, но попытки сочинить
достойное произведение неизменно терпели крах. Берлиоз решил обратиться за
помощью к педагогу Жану-Франсуа Лесюёру, который был создателем опер, широко
известным в столичных кругах.
С наставником Гектор сумел постичь сложную для понимания теорию и написал одно из
дебютных произведений, которое, впрочем, до наших дней не сохранилось. Он также
опубликовал критический очерк, защищавший национальную музыку от итальянских
конкурентов, прославленных в сотнях газетных статей.
Ко времени окончания парижского университета Берлиоз твёрдо решил стать
композитором, несмотря на то, что отец требовал, чтобы наследник работал врачом.
Неповиновение привело к уменьшению содержания и конфликту с обоими родителями,
но Гектор был готов был питаться чёрствым хлебом и молоком, лишь бы стать
знаменитым музыкантом.
Музыка[/b]
В 1825 году Берлиоз представил публике «Тожественную мессу», а потом создал оперу
«Тайные судьи», фрагментарно сохранившуюся до сегодняшних дней. «Марш
гвардейцев», позже использованный в «Фантастической симфонии», вызвал одобрение
музыкальных критиков и привлёк внимание известных людей.
Молодой автор решил получить академическое образование в престижной парижской
консерватории, при которой имелся мужской хор. Сочетая учёбу с исполнительской
деятельностью, Гектор углубил свои знания, и вскоре из него получился
профессиональный певец, композитор и дирижёр.
На выпускном курсе француз получил Римскую премию в области искусства за
оркестровое вокально-инструментальное произведение под названием «Сарданапал».
Грант позволил отправиться в Италию в конце 1830 года и познакомиться с Михаилом
Глинкой, который там жил и выступал.
В столице, расположенной на берегах Тибра, Берлиоз прочитал стихи Уильяма
Шекспира, поражавшие яркостью образов, ритмическим рисунком и простотой. Он
положил их на музыку в ряде новаторских произведений, а затем вернулся на родную
землю как триумфатор и герой.
Однако требовательная парижская публика холодно отнеслась к так называемым
"мелологам", но хорошо приняла «Траурно-триумфальную симфонию» и увертюру «Король
Лир». А когда появились «Гарольд в Италии» и «Лелио, или Возвращение к жизни», об
успехе молодого французского композитора заговорил прогрессивный мир.
Берлиоз упрочил свою популярность, обратившись к издателям газет и журналов,
которые с удовольствием опубликовали несколько критических работ, написанных им.
С его лёгкой руки такие термины, как музыкальный образ и выразительность, стали
использоваться авторами и постепенно вошли в обиход.
Опираясь на них, Гектор сочинил драматическую легенду «Осуждение Фауста»,
симфонию «Ромео и Джульетта» и увертюру «Римский карнавал». Оркестр парижской
консерватории под управлением композитора разучивал эти произведения и весьма
успешно их представлял.
Среди коллег, признававших лирико-классический стиль Берлиоза, были Никколо
Паганини, Рихард Вагнер и Жорж Бизе. Кантаты, вальсы и хоровые опусы звучали на
территории Германии и России, демонстрируя приверженность автора к избранной
романтической стезе.
Повсеместное поклонение превзошло ожидания и мечты французского композитора,
ставшего библиотекарем консерватории и членом Академии изящных искусств.
Согласно фотокопиям газетных обзоров, публика встречала Гектора овациями, потому
что мелодии, полные жизни, не могли не вызывать бурных чувств.
Личная жизнь[/b]
Из-за пылкой натуры в личной жизни Гектора Берлиоза присутствовали романы с
артистическими красавицами, а также дамами из аристократических родов. Одной
таких женщин была Мари Мок - молодая талантливая пианистка, которой композитор
увлекался в начале 1830-х годов.
Девушка отвечала взаимностью, и дело дошло до помолвки, но потом выяснилось, что
её сердце занял французский издатель и музыкант. Берлиоз стал ухаживать за
актрисой театра, которую звали
Гарриет Смитсон, и поначалу писал ей нежные письма, превозносившие
мастерство и талант.
К моменту брака, заключённого осенью 1833 года, чувства влюблённых достигли высшей
точки и сулили много счастливых дней. Сын Луи, появившийся через некоторое время
после свадьбы, стал единственным наследником композитора.
Постепенно жизнь с женой стала походить на непредсказуемое волнующееся море, и
Берлиоз, одинокий и расстроенный, искал утешение на стороне. Он познакомился с
Мари Ресио, которая, будучи известной певицей, сопровождала на
гастролях мужчину.
После смерти Гарриет Гектор женился на любовнице, и этот счастливый брак длился
на протяжении 10 лет. Но потом болезнь сломила супругу, и она покинула композитора,
имя которого к тому времени появлялось на страницах французских газет.
Смерть[/b]
В 1867 году Берлиоз узнал, что на территории Гаваны от эпидемии жёлтой лихорадки
скончался его единственный сын Луи. Это пошатнуло здоровье композитора, тяжело
переживавшего трагедию, и значительно сократило его последние светлые дни.
Пытаясь отвлечься, Гектор гастролировал по Франции и европейским странам, а также
присутствовал в Гренобле на конкурсе классического хора. Талантливый парижский
романтик, автор сюит, опер, симфоний и литературных трудов, скончался 8 марта 1869
года. Причиной смерти стал инсульт.
Композитора похоронили в Париже, а потом рядом со скромной могилой разместили
останки законных жен. На родине француза спустя столетие провели фестиваль
симфонической музыки, и открыли музей и памятник на месте, где стоял его дом.
По материалам 24smi.org