Эдуард Безродный - ведущий актер, драматург, художник-декоратор и режиссер
Харьковского государственного академического драматического театра им. Т. Г.
Шевченко.
Создатель обучающей системы для актеров и режиссеров «Искусство: видеть его во
всем».
Ранние годы
Фамилия Безродный - это настоящая фамилия, но бабушкина. Дедушка по отцу был
Лебедев. Эдуард - родственник известного актера Евгения Лебедева . Но дед был
военным врачом и под Питером попал в плен, лечил немцев в концлагере в Германии. А
после победы его, конечно же, расстреляли. И когда родился папа Эдуарда, то его
отца уже не было в живых, и бабушка поменяла фамилию на девичью, чтоб не
преследовали семью.
Когда Эдуард получал паспорт, то мог вернуть себе фамилию Лебедев, но решил
остаться Безродным: «Мне с этой фамилией везёт, и она очень театральная. "Эдуард"
означает «охраняющий род», а Безродный - тот, у которого нет рода. По сути, это
является моим театральным кредо - тот, у кого нет ничего, это и охраняет».
Актёром мечтал стать с детства, очень любил Евгения Леонова и рисовал его в
школьных тетрадках. А после школы поступил в театральный институт. Поступил
сразу, причем с самым высоким баллом среди всех абитуриентов. Пел, танцевал, читал
отрывки и монологи. Свободно владел украинским с детства - хотя семья
русскоязычная, но украинский очень любит. А уже на втором курсе стал играть в
театре Шевченко. Первая роль была в спектакле по Тургеневу «Холостяк». Во втором
спектакле «Сны Кристиана» Безродный играл уже главную роль.
Карьера
Окончил Харьковский театральный институт. Поставил больше 10 спектаклей в театре
«Березиль» и на других сценах Харькова и Украины, наиболее известные «Маугли»
(2000), «Пугачев» (Гран-при фестиваля «Культурные герои», Украина), «Регди Энн» (2001),
«Радиоточка» (Гран-при фестиваля «Курбалесия», Украина; Гран-при фестиваля «JULA»,
Германия), «Весна» и новый спектакль «Чичиков», где Безродный выступает как актер,
сценарист, постановщик и режиссер в одном лице.
Сыграл около 80 ролей из них 60 главных. Наиболее известные: Гамлет - «Гамлет. Сны»;
Хлестаков - «Ревизор»; Трофимов - «Вишневый сад»; солдат - «Зима»; Эдик -
«Радиоточка»; профессор - «Medea in der stadt».
«...театр живёт до сих пор, и не могут никак заменить его высокие технологии,
потому, что он выполняет для человечества важную работу: моделирует желаемое и
материализует счастье...» - Эдуард Безродный.
Другие грани таланта
Для самовыражения актеру театра им. Шевченко мало его неистовых ролей на сцене.
Для продолжения диалога с миром он пишет сценарии и книги. Эдуарду Безродному
важно получить ответ на свои послания, поэтому на творческих встречах он читает
фрагменты еще неоконченных книг.
Эдуард Безродный известен не только как актер и даже режиссер и писатель, но еще и
как художник и музыкант: «Да, рисую и играю - я закончил музыкальную школу, песни
пишу. Были выставки моих работ, хотя я больше занимаюсь инсталляцией и
неустойчивой скульптурой. В «Радио-точке» у меня есть скульптура из сахара - когда
ее заливают вином, она тает. Но все, что я делаю вокруг актерства - пишу, ставлю как
режиссер, рисую - это все моя игра! Это мой путь к актерству, я хочу к нему подойти с
разных сторон научно, как алхимик».
Личная жизнь
Жена - актриса
Майя Струнникова, родилась в Ивано-Франковске.
Вместе уже 15 лет.
Методика Безродного
Ведущий актер театра «Березиль» Эдуард Безродный, уверен, что может сделать из
любого человека актера. Не много не мало - за неделю интенсивных тренировок по его
системе. Правда, как утверждает Эдуард Безродный, такой актер сможет играть
только в кино. Для театральных постановок придется тренироваться еще. Такая
уверенность подтверждена многолетним опытом и отменной игрой на сценах Украины и
мира.
Свою методику Эдуард Безродный разрабатывал еще с 1994 года. Все упражнения актер
придумывал сам, основываясь на идеи экспериментального театра польского
режиссера Ежи Гратовского, который хотел найти новый путь совершенствования
актера ради актера, а не ради зрителя. Он считал, что иначе театральная постановка
грозит превратиться в рутину, а работа актера в постылое ремесло.
Система упражнений Эдуарда Безродного это своего рода психо-физический
актерский тренинг, состоящий пока из 30 базовых упражнений. Чтобы добиться
результатов, нужно не прерываясь по 6- 7 часов тренироваться, тогда приходят
открытия и откровения. Все упражнения автор держит в голове. По словам, Эдуарда
Безродного, он пока не готов систематизировать и издать их в виде пособия или
учебника. Жена и главная ученица Эдуарда Безродного - Майя Струнникова, работая по
методике мужа, уже добилась ощутимых успехов.
- Я открыт, и хочу передавать свое счастье молодым актерам, - делится сокровенным
Эдуард. - Но сейчас, среди моих коллег, есть своеобразная актерская зависть. И
получается так, что я один. Другие актеры со мной не дружат. Я ни в коем случае не
боюсь, а даже наоборот хочу, чтобы кто-то работал со мной по моей системе, пусть
даже актер будет по уровню выше. Это будет счастье.
Не так давно Эдуард Безродный полгода работал в Берлинском театре. Перед каждой
репетицией, чтобы быть в форме он выполнял ряд своих упражнений. Немецкие актеры,
когда это увидели, попросили и им провести такие тренировки. Упоение и радость, с
которыми немцы занимались, поразила Эдуарда Безродного. Потом они ему предлагали
деньги: «У нас не бывает бесплатно», - утверждали честные европейские актеры.
Правда, потом они приглашали его приехать отдельно, и провести целый курс занятий.
Но к счастью, Эдуард Безродный, очень занят на ведущих ролях в театре украинской
драме им. Т.Г. Шевченко и никак не может покинуть родной Харьков, чему и сам, в
принципе, рад.
- Ноу-хау моих упражнений в их приближенности к жизненным знаниям, но одновременно
и в оторванности от них, - рассказал Эдуард Безродный. - Все они основаны на вещах
известных с детства. Трагедия сегодняшнего тетра в том, что актер накручивал себя
на роль, а необходимо делать наоборот. Не отрываясь от себя - входить в персонажа.
Моя методика ориентирована именно на это.
Сейчас театров и актеров, работающих с таким пониманием, крайне мало. И все они
экспериментальные, то есть не признанные академической культурой. Эдуард
Безродный считает, что ему повезло - новый художественный руководитель театра им.
Т. Г. Шевченко Степан Пасечник поддерживает и поощряет начинания актера, которого
всегда выделяется на сцене из общей массы. Актер уверен, что экспрессивные,
современные постановки, только красят театр:
- Ведь «Березиль» был основан Лесем Курбасом в 1922 году, как экспериментальный
театр. А его самого за это расстреляли. И только начиная с Андрея Жолдака, в театр
начало потихоньку возвращаться то, что закладывал еще Лесь Курбас.
Сейчас многие в Харькове заговорили о возвращении скандального режиссера Андрея
Жолдака. По словам Эдуарда Безродного, это вполне возможно. Как «безумно
влюбленный в Харьков», Жолдак хочет приехать и поставить здесь новый спектакль.
Сейчас он в Киеве на сцене национальной оперы ставит «Преступление и наказание»,
куда пригласил Эдуарда безродного на одну из главных ролей. К сожалению, не все
спектакли Андрея Жолдака выходят на сцену. Судьба так и не показанного «Ромео и
Джульетта» еще не решена.
(Информация с сайта ludovikxiv.livejournal.com/173372.html)