Сэм Левин (англ. Sam Levene, полное имя Сэмюэл Левин - англ. Samuel Levin) - американский актёр
театра, кино и телевидения, карьера которого охватила период с 1927 по 1980 год.
Ранние годы жизни
Сэмюэл Левин (имя при рождении Шмуэль Гиршевич Левин) родился 28 августа 1905 года в
Российской империи. Был младшим из пяти детей в семье кантора синагоги Гарри
Левина и его жены Бет Вайнер. Когда Сэмюэлу было два года, семья переехала в
Нью-Йорк, США. Несмотря на желание стать врачом, после окончания школы Сэмюэл
пошёл работать учеником в мастерскую по изготовлению готового платья, которая
принадлежала его брату Джозефу. Уже через два года брат сделал Сэмюэла партнёром
по бизнесу. С тем, чтобы избавиться от акцента и добиться уверенности в себе, он
поступил на курсы дикции и хороших манер в находившуюся по соседству Академию
драматического искусства (American Academy of Dramatic Arts). Глава Академии, увидев у молодого
Левина талант, предложил ему стипендию на учёбу на дневном отделении и уговорил
его стать театральным актёром.
Карьера в театре и кино в 1920-30-е годы
В 1927 году после окончания Академии Левин дебютировал на Бродвее, получив роль
ассистента окружного прокурора (пять строк текста) в спектакле «Уолл-стрит».
Всего за 1927-31 годы Левин сыграл в девяти бродвейских постановках, однако многие из
них закончились провалом. Лишь в 1932 году удача сопутствовала Левину в спектакле
«Ужин в восемь», после чего он получил позитивные отзывы за роли в исторической
военной драме «Жёлтая лихорадка» (1934) и в комедии «Трое на лошади» (1935-37).
В 1929 году Левин впервые снялся в кино в фильме «
The Talk of Hollywood» (без упоминания в титрах).
Однако его реальный дебют состоялся в 1936 году, когда он повторил на экране свою
театральную роль суеверного картёжника в комедии «
Three Men on a Horse», после того, как студия Warner Bros.
сняла по этой пьесе фильм.
Вскоре после этого он дважды сыграл лейтенанта нью-йоркской полиции Абрамса в
криминальных комедиях Metro-Goldwyn-Mayer про Тонкого человека - «
После тонкого человека» (1936) и «
Тень тонкого человека» (1941), в основу которых положены истории
криминального автора Дэшила Хэмметта о парочке детективов-любителей из высшего
света. До конца десятилетия Левин сыграл несколько ролей второго плана в таких
фильмах, как трогательная мелодрама «
Банальный
ангел» (1938) с Маргарет Саллаван и Джеймсом Стюартом , военная историческая
драма «
Жёлтый флаг» (1938), криминальная комедия «
Сумасшедшая мисс Ментон» (1938) с Генри Фондой и Барбарой Стэнвик , а
также мелодрама «
Золотой
мальчик» (1939) со Стэнвик и Уильямом Холденом .
Между ролями в кино Левин продолжал играть в театральных постановках, таких как
«Обслуживание номеров» (1937-38), «Грань ошибки» (1939-40) и «Звук охоты» (1945).
Карьера в театре и кино в 1940-е годы
В начале 1940-х годов Левин сыграл в комедийных детективах «
Тень тонкого человека» (1941) с участием Уильяма Пауэлла и Мирны Лой и «
Убийство на Центральном вокзале» (1942), а
также в лёгких комедиях «
Женатый холостяк» (1941) с участием Роберта Янга и Рут Хасси и «
Я
сделал это» (1943) с Редом Скелтоном . Он также появился «в повышающих боевой дух»
военных экшнах «
'Gung Ho!': The Story of Carlson's
Makin Island Raiders ... Leo 'Transport' Andreof» (1943) с Рэндольфом Скоттом , «
Война в Северной Атлантике» (1943) с Хамфри Богартом , а также
в военной драме с сильными антияпонскими настроениями «
Пурпурное сердце» (1944), которая стала кассовым хитом.
В 1946 году Левин сыграл в своём первом фильме нуар «
Убийцы» (1946), который поставил
Роберт Сиодмак. Хорошую игру Левина в этом фильме отметили Уильям Р. Уивер из «Motion
Picture Herald» и Талия Белл из «Motion Picture Daily», которые написали, что это была «одна из
лучших ролей актёра в его карьере».
На следующий год Левин сыграл в фильме нуар Жюля Дассена «
Грубая сила» (1947).
Хотя наибольшее внимание критики было уделено великолепной игре Бёрта
Ланкастера и Хьюма Кронина , некоторые рецензенты обратили внимание и Левина,
включая обозревателя «Newsweek»7, который включил имя актёра в перечень «ярко
проявивших себя и убедительных» актёров фильма, а Вирджиния Райт из «Los Angeles Daily
News» написала, что Левин создал «хороший портрет» отважного заключённого. В 1947
году Левин сыграл в фильме нуар Эдварда Дмитрика «Перекрёстный огонь».
В сезонах 1948-49 гг. Левин триумфально вернулся на Бродвей в роли эгоистичного
продюсера в спектакле «Зажгите небеса».
Карьера в кино, театре и на телевидении в 1950-е годы
В начале 1950-х годов Левин сыграл в нескольких криминальных картинах. В частности,
в «напряжённом триллере» «Звонить 1119» (1950). В том же году в фильме нуар «
Виновный свидетель» (1950) Левин сыграл твёрдого, но симпатичного
капитана полиции Тонетти.
Продолжая работать одновременно в Голливуде и на Бродвее, Левин достиг своего
«самого крупного сценического успеха в карьере» в легендарной роли игрока Натана
Детройта в хитовом мюзикле «Парни и куколки», который шёл на сцене с 1950 года в
течение трёх лет, выдержав 1200 представлений.
Во второй половине 1950-х годов Левин поставил на Бродвее комедию «Горячий угол»
(1956), которая однако не имела успеха и была закрыта после пяти представлений.
Значительно большего успеха он добился как актёр, сыграв в комедиях «Честная
игра» (1957-58) и «Сделать миллион» (1958-59), где его комические способности один из
критиков описал как «одно из тех наслаждений американского театра, за которыми
так чудесно наблюдать», а также «Дом, где разбиваются сердца» (1959-60) по пьесе
Бернарда Шоу.
Хотя в этот период Левин концентрировался главным образом на театральной
карьере, он несколько раз появлялся в телевизионных программах, таких как
«Юнайтед Стейтс Стил»» (1954), «
Первая студия»
(1957) и «
Неприкасаемые» (1960), а также в телефильмах, включая «
Мир Шолома Алейхема» (1959).
Среди работ Левина на большом экране можно отметить «занимательный мюзикл» «
Три моряка и девушка» (1953), мелодраму «
Противоположный пол» (1956), которая была «посредственным римейком
фильма „Женщины“ (1939)», а также его последние фильмы нуар «
Убийство на Десятой авеню» (1957) и «
Сладкий запах успеха» (1957).
Карьера в театре и кино в 1960-70-е годы
На протяжении последующих двух десятилетий Левин продолжал много работать. В
кино он сыграл в девяти фильмах, среди них биопик о драматурге Моссе Харте «
Первый акт» (1963), неудачная комедийная мелодрама Отто Премингера «
Такие хорошие друзья» (1971), и лучшая работа Левина этого периода,
криминальная драма «
Правосудие для всех» (1979) с Аль Пачино в главной роли. В этом фильме
Левин сыграл свою последнюю роль в кино.
В 1960-70-е годы Левин продолжал много работать на Бродвее. Среди его лучших работ
этого периода - «Адвокат дьявола» (1961), которая принесла ему номинацию на премию
Тони как лучшему драматическому актёру, и комедия «Зейдман и сын» (1962-63). Он также
сыграл постаревшего и уставшего комика в бродвейском хите Нила Саймона
«Солнечные мальчики» (1972-74) и театрального агента в комедии «Королевская семья»
(1974-75) о влиятельной актёрской семье, повторив затем эту роль в одноимённом
телефильме 1977 года. В марте 1980 года Левин играл в паре с Эстер Ролли в бродвейской
комедийной мелодраме «Горовитц и миссис Вашингтон», где предстал в образе
старого еврея-калеки.
Критически оценивавший свою роль в искусстве, Левин однажды сказал: «Актёр не
очень важен. Если бы я изобрёл пенициллин или нашёл способ продлить жизнь до 200
лет, я думаю, тогда я был бы важен. Актёрская профессия - это не поддерживая
необходимую сконцентрированность на роли. Но когда всё заканчивается, тебя
забывают. Я занимаюсь этим делом по двум причинам - это единственное, что я умею
делать, и за это платят деньги». Несмотря на некоторую циничность своих
рассуждений, Левин «был талантливым актёром, который любил свою профессию».
Личная жизнь
В 1953 году Левин женился на
Констанс
Кейн, и у пары родился сын Джозеф. Однако десять лет спустя брак распался.
Смерть
26 декабря 1980 года, вскоре после возвращения в Нью-Йорк со спектакля в Торонто, у
Левина случился инфаркт в его квартире в гостинице «Сент Мориц». Тело Левина
обнаружил его сын Джозеф. Актёру было 75 лет.