Эдди Кантор - американский комедийный актёр, танцор, певец и автор песен. Он был
очень популярен на Бродвее (в частности в постановках «Безумства Зигфелда»),
радио, а также на ранних этапах становления телевидения. В Соединённых Штатах он
получил прозвище «Апостол Живчик», потому что его супер-рейтинговые радио-шоу,
представляющие собой забавные истории о его жене Иде и их пятерых дочерях,
собирали перед приёмниками огромные аудитории слушателей. Его большие широко
открытые глаза послужили появлением у него прозвища «Глаза Банджо» из-за
одноимённого струнного музыкального инструмента. Они также стали его
своеобразным товарным знаком и часто карикатурно изображались на иллюстрациях с
его изображением, что и привело его к появлению на Бродвее в мюзикле «Banjo Eyes» (1941).
Кантор родился 31 января 1892, в семье Эдварда Израэля Исковитц, выходца из семьи
русских евреев. Его мать умерла во время родов, через год после его рождения, а его
отец умер от пневмонии, когда Эдди было два года, оставив его на воспитании
бабушки. Будучи ребенком, он посещал «Сюрприз-Лейк-Кэмп. Недоразумения при
оформлении внука в школу, перепутав, дали ему фамилию Kantrowitz (сокращается на клерка
Кантер). В юности Кантор стал проявлять свой талант в конкурсах местных театров,
играя на сцене. Одна из его ранних оплачиваемых рабочих мест стала работа
официантом и исполнителем песен в «Carey Walsh Салоне», где молодой Джимми Дуранте
аккомпанировал ему на фортепиано.
В 1907 году Кантор стал известен в водевилях. В 1912 году он был единственным
исполнителем в возрасте старше 20, появившимся в «Kid Kabaret-Эдвардс», где он создал
свой первый образ афроамериканца Джефферсона. Удачные выступления привели его к
тому, что Кантора заметил крупнейший бродвейский импресарио, Флоренз Зигфелд,
предложив участие в постановках «Безумства Зигфелда» (1917). Он продолжил выступать
в «Безумствах Зигфелда» до 1927 года. В течение нескольких лет Кантор снялся с
первым афро-американским комиком Бертом Уильямсом в роли негра. Кантор сыграл
молодого сына Уильямса. В шоу Зигфелда в различное время участвовали многие
знаменитые исполнительницы, карьера которых началась именно с его шоу. Среди них
Фанни Брайс , Джоан Блонделл, Ив Арден, Луиза Брукс, Полетт Годдар, Бесси Лав,
Барбара Стэнвик и многие другие.
Кантор начал записывать грампластинки в 1917 году. Он записывал как комедийные
песни, так и популярные песни, каждый день для «RCA-Victor» (на тот момент самый большой
производитель фонограм), а также для «Aeoleon-Vocalion», «Pathe» и «Emerson». С 1921 по 1925 год он
заключил эксклюзивный контракт с «Columbia Records». Кантор был одним из самых успешных
артистов эпохи, но в 1929 году крах фондового рынка забрал его накопления и оставил
его в долгах. Тем не менее, неустанные внимания Кантора на его собственные доходы,
чтобы избежать бедности, заставили его использовать писательский талант. Быстро
приступив к писательской деятельности, он написал чрезвычайно популярные
книги-бестселлеры, полные юмора и карикатур, основываясь на своем опыте, как «
Caught Short! A Saga of Wailing Wall Street»
(1929), «A.C. (After Crash)» и «Yoo Hoo Prosperity», вернули его к финансовой стабильности.
Кантор также возвратился в мир кино и радио. Он появился в нескольких
короткометражных фильмах. Популярнось пришла с ролью ведущей голливудской
звезды в 1930 году в экранизация «
Вупи!» (Technicolor). В течение следующих двух
десятилетий он продолжал сниматься в фильмах: «
Цветущие дни» (1931),
«
Малыш из
Испании» (1932), «
Римские
сплетни» (1933), «
Миллионы
малыша» (1934) и других.
Кантор появился также на радио в начале 3 февраля 1922 года, о чем свидетельствует
полученная из американского штата Коннектикут телеграмма: «Местные операторы
радио слушали одну из лучших программ прошлой ночью. Программа развлечений, в том
числе некоторые музыкальные комедии и водевили были переданы из Нью-Йорка, штат
Нью-Джерси «WDY станцией и станцией Питтсбурга «KDKA» (Westinghouse Electric). Транслирование
из Нью-Йорка началось в 7 часов: детская получасовая передача о музыке и сказках,
гавайские исполнения скрипки соло, затем в 8:00, новости дня, и в 8:20 радиопередачи с
участием национальных известных комиков. «GE Nothnagle», сказала, что она был в
восторге от программы, особенно с номерами в исполнении Эдди Кантора. Погода
создала идеальные условия для приема, тон и качество вещания были хорошие». Его
радио-шоу на канале NBC, под названием «Время улыбки» (Time Smile), траслировалось с 1940 по
1949 год. Он также занимал должность конферансье в период 1949-1950 и вел еженедельную
программу в студии ди-джея Филипа Морриса в 1952-53-х сезонах.
В 1950 году он был одним из основных ведущих телешоу «Colgate Humour Time», в котором он
представлял различные сценки, играя комические роли. Кантор был самой
высокооплачиваемой радиозвездой Америки, он был автором (или соавтором) как
минимум восьми книг, изданных в ту пору еще не очень хорошо известной фирмой
«Саймон и Шустер». Известный американский журналист Х. Менкен (1880-1956) написал об
этих книгах, что они сделали для Америки больше, чтобы вытащить ее из депрессии,
чем все предпринятые правительством меры.
Автобиографические книги Эдди Кантора («Моя жизнь - в твоих руках», в соавторстве
с Давидом Фридманом) и «Возьми мою жизнь» (в соавторстве с Джейн Кеснер Ардмор)
были переизданы в 2000 году, благодаря поддержке внука Кантора, музыканта Брайана
Гэри.
Личная жизнь
В 1903 году Эдди познакомился со своей будущей супругой Идой Тобиаш. В 1914-м году
Кантор и Тобиаш обвенчались. В дальнейшем у них родилось пять дочерей. Горячо
любимые Марджори (Marjorie), Натали (Natalie), Эдна (Edna), Мэрилин (Marilyn) и Дженет (Janet) стали
одной из популярнейших тем в юмористическом репертуаре Кантора.
Его выступления продолжались до 1953 года. После смерти дочки Марджори, она умерла в
44 года, здоровье Иды и Эдди начало быстро ухудшаться. Ида скончалась в августе 1962
года от сердечной недостаточности, а 10 октября 1964 года очередной сердечный
приступ унес жизнь и самого Эдди Кантора - на тот момент актеру было 72 года. Он был
похоронен на Кладбище Хилсайд. В год своей смерти Кантор получил почетную премию
«Оскар» - за уникальный вклад в киноиндустрию.
( С использованием материалов англоязычных сайтов, перевод биографии:
egoleshik )