Борис Леонидович Пастернак - советский поэт и писатель, один из немногих мастеров
слова, удостоенных Нобелевской премии. Его стихи и переводы вошли в золотой фонд
русской и зарубежной литературы.
Детство и юность
Борис Пастернак родился в Москве в интеллигентной семье. Мать - пианистка, карьера
которой началась в Одессе, откуда семья переехала ещё до рождения Бориса. Отец -
художник и член Академии художеств. Некоторые его картины были приобретены
известным меценатом Третьяковской галереи. Отец Бориса дружил со Львом
Толстым и занимался иллюстрированием его книг. Борис был первенцем, после него в
семье появилось ещё трое детей.
С детства поэта окружала творческая атмосфера. Родительский дом был открыт для
разных знаменитостей. Желанными гостями в нём были Лев Толстой, композиторы
Скрябин и Рахманинов, художники Иванов, Поленов, Нестеров, Ге, Левитан и другие
известные личности. Общение с ними не могло не повлиять на будущего поэта.
Огромным авторитетом для мальчика был Скрябин. Под влиянием композитора он
длительное время был увлечён музыкой и мечтал пойти по стопам своего учителя.
Учится Борис на отлично, заканчивает гимназию с золотой медалью, и параллельно
обучается в консерватории.
В биографии Пастернака неоднократно случались ситуации, когда ему приходилось
выбирать, и выбор этот зачастую был сложным. Первым таким решением был отказ от
музыкальной карьеры. Спустя годы он объясняет эту ситуацию отсутствием
абсолютного слуха. Целеустремлённый и работоспособный, всё что ни делал, он
доводил до абсолютного совершенства. Но при этом Борис осознавал, что, несмотря на
безграничную любовь к музыке, на музыкальном поприще достичь высот он не сможет.
В 1908 году он становится студентом юрфака Московского университета, спустя год
переводится на философское отделение. По всем предметам у него блестящие оценки,
и в 1912-м он поступает в Маргбургский университет. В Германии Пастернаку
предсказывают успешную карьеру, но совершенно неожиданно он принимает решение
стать поэтом, а не философом.
Творчество
Проба пера приходится на 1910 год. Его первые стихи написаны под впечатлением от
поездки с семьей в Венецию, и отказа любимой девушки, которой он делает
предложение. Один из его коллег пишет, что по форме это были детские стихи, но по
смыслу очень содержательные. После возвращения в Москву становится участником
литературных кружков «Лирика» и «Мусагет», где читает свои стихи. На первых порах
его влечёт символизм и футуризм, но позже он выбирает независимый от любых
литературных объединений путь.
1913-й и 1914-й годы наполнены множеством творческих событий. Опубликовано несколько
его стихотворений, вышел сборник стихов «Близнец в тучах». Но поэт требователен к
себе, и считает свои творения недостаточно качественными. В 1914-м он знакомится с
Маяковским, который своим творчеством и силой личности оказывает на Пастернака
огромное влияние.
В 1916 году Пастернак живёт в Пермской губернии, в уральском посёлке
Всеволодо-Вильва, куда его приглашает управляющий химическими заводами Борис
Збарский. Работает в конторе помощником по деловой переписке и занимается
торгово-финансовой отчётностью. По широко распространённому мнению, город Юрятин
из знаменитого романа «Доктор Живаго» является прообразом Перми. Посещает
Березниковский содовый завод на Каме. Под впечатлением от увиденного в письме к
поэту Сергею Боброву Пастернак называет завод и построенный при нём по
европейскому образцу посёлок "маленькой промышленной Бельгией".
Творчество - удивительный процесс. Для одних он лёгкий и приятный, для других -
тяжёлая работа, требующая великих усилий, чтобы добиться цели и достичь
совершенства. Борис относился ко второй категории людей. От много работает,
тщательно оттачивая фразы и рифмы. Сборник «Сестра моя - жизнь», который вышел в 1922
году, он считает первым своим достижением на литературном поприще.
В 1920-х в его жизни происходит ряд важных событий: эмиграция родителей в Германию,
женитьба на Евгении Лурье, рождение сына, публикация новых сборников и поэм.
Советский период
В начале 1930-х Пастернака и его творчество признаёт советская власть. Сборники
стихов переиздаются ежегодно, и в 1934 году он выступает с речью на съезде Союза
писателей. Считается лучшим поэтом в стране советов. В 1935 году отправляется в
Париж на Международный конгресс писателей. В поездке у него происходит нервный
срыв, писатель жалуется на бессонницу и расстроенные нервы.
В этом же году Пастернак заступается за сына и мужа Анны Ахматовой, которых
арестовали, а затем освободили после его писем Сталину. В благодарность в декабре
1935-го поэт отправляет Сталину в подарок книгу с переводами лирики грузинских
поэтов. В сопроводительном письме он благодарит вождя за "молниеносное
освобождение родственников Ахматовой".
В январе 1936-го выходит публикация двух его стихотворений, в которых он
восхищается Сталиным. Несмотря на старания, власть имущие не простили Пастернаку
его заступничества за родных Анны Ахматовой, а также защиту Гумилева и
Мандельштама. В 1936-м его практически отстраняют от литературной жизни, обвиняют в
отдалённости от жизни и ошибочном мировоззрении.
Переводы
Свою известность Пастернак получил не только как поэт, но и как мастер перевода
зарубежной поэзии. В конце 1930-х отношение руководства страны к его личности
меняется, произведения не переиздаются, и он остается без средств к
существованию. Это вынуждает поэта обратиться к переводам. К ним Пастернак
относится, как к самодостаточным художественным произведениям. Он подходит к
работе с особой тщательностью, стараясь сделать её идеально.
Работать над переводами он начинает в 1936 году, на даче в Переделкино. Труды
Пастернака считаются равноценными оригиналам великих произведений. Переводы
становятся для него не только возможностью содержать семью в условиях травли, но
и способом реализации себя как поэта. Переводы Шекспира, сделанные Борисом
Пастернаком, стали классикой.
Война
В результате детской травмы Пастернак не подлежит мобилизации. Но остаться в
стороне он не мог. Он заканчивает курсы, получает статус военного корреспондента
и едет на фронт, а после возвращения создаёт цикл стихотворений патриотического
содержания.
В послевоенные годы Пастернак много трудится, занимается переводами, так как они
остаются единственным его заработком. Стихов пишет немного - всё своё время он
использует на переводы и написание нового романа, и работает также над переводом
«Фауста» Гёте.
Книга «Доктор Живаго» - одно из самых значимых произведений поэта в прозе, во
многом это автобиографичный роман, над которым Пастернак работал на протяжении
десяти лет. Прототипом главной героини романа была его жена Зинаида Пастернак
(Нейгауз). После появления в его жизни Ольги Ивинской, новой музы поэта, работа над
книгой пошла намного быстрее.
Повествование романа начинается от начала века и заканчивается Великой
Отечественной войной. Название книги по мере написания менялось. Сначала она
называлась «Мальчики и девочки», затем «Свеча горела» и «Смерти нет».
За правдивый рассказ и свой собственный взгляд на события тех лет писатель был
подвергнут жестокой травле, а «Доктор Живаго» не признан руководством страны. В
Советском Союзе его печатать не стали, но по достоинству оценили за границей.
Изданный в Италии в 1957 году роман получил шквал восторженных отзывов читателей и
стал настоящей сенсацией.
В 1958 году Пастернаку присуждают Нобелевскую премию. «Доктор Живаго» переводится
на языки разных стран и распространяется по миру, издаётся в Германии,
Великобритании и Голландии. Советские власти неоднократно предпринимали попытки
изъять рукопись и запретить книгу, но это только поднимало к ней интерес, и она
становилась всё более популярной.
Признание писательского таланта мировым сообществом становится для него
величайшей радостью и горем одновременно. Усиливается травля не только властью,
но и коллегами по цеху. Обличительные митинги проводятся на заводах, в институтах,
в творческих союзах и в других организациях. Составляются коллективные письма с
требованием наказать провинившегося поэта.
Предлагали выслать его из страны, но поэт не представлял себя без Родины. Свои
горькие переживания этого периода он выражает в стихотворении «Нобелевская
премия» (1959), также опубликованном за границей. Под давлением массовой кампании от
награды он был вынужден отказаться, а за стих его чуть было не обвинили в измене
Родине. Бориса Леонидовича исключают из Союза писателей СССР, но он остаётся в
Литфонде, продолжает публиковаться и получать гонорары.
Стихотворения
В стихах раннего периода заметно влияние символизма. Для них характерны сложные
рифмы, непонятные образы и сравнения. Во время войны его стиль резко меняется -
стихи становятся лёгкими, понятными и простыми для чтения. Особенно это
характерно для его коротких стихов, таких, как «Март», «Ветер», «Хмель», «Гамлет».
Гениальность Пастернака в том, что даже его маленькие стихи содержат значимый
философский смысл.
Любимая тема поэта - единство человека и природы. Например, стихотворение «Июль»
является примером чудесной пейзажной лирики, в котором он восхищается
очарованием одного из самых прекрасных месяцев года.
В последний его сборник войдёт стихотворение «Снег идёт», написанное в 1957 году.
Произведение состоит из двух частей: пейзажной зарисовки и философских
размышлений о смысле жизни и её быстротечности. Крылатой станет строчка «и дольше
века длится день» из его стихотворения «Единственные дни» (1959), которое также
вошло в последний сборник.
Личная жизнь
Биография Бориса Пастернака не может быть полной без описания его личной жизни.
Поэт был женат дважды, первый раз - в молодости, второй раз - в зрелом возрасте. Была
у него и третья любовь.
Все его женщины были музами, дарили счастье и были счастливы с ним. Его творческая,
увлекающаяся натура, бьющие через край эмоции стали причиной непостоянства в
личных отношениях. Он не опускался до измен, но быть верным одной единственной
женщине не смог.
Первая его жена,
Евгения
Лурье, была художницей. С ней он познакомился в 1921 году и считал их встречу
символичной. В этот период Пастернак заканчивает работу над повестью «Детство
Люверс», героиня которой была воплощением образа молодой художницы. Героиню
произведения также звали Евгения. Деликатность, нежность и утонченность
удивительным образом сочетались в ней с целеустремлённостью и
самодостаточностью. Девушка становится его женой и музой.
Встреча с ней вызвала необычайный подъём в душе поэта. Борис был по-настоящему
счастлив, у них родился сын Евгений. Сильное взаимное чувство в первые годы брака
сглаживали трудности, но со временем нищета и тяжести жизни 1920-х отразилась и на
их семейном благополучии. Евгения стремилась реализоваться ещё и как художник,
поэтому часть семейных забот Пастернак взял на себя.
Отношения супругов испортились, когда поэт начинает переписываться с Мариной
Цветаевой, вызывая жгучую ревность жены, которая в расстроенных чувствах уезжает
в Германию к родителям Пастернака. Позже она откажется от реализации своих
творческих способностей и полностью посвятит себя семье. Но к этому времени у
поэта появляется новая возлюбленная -
Зинаида Нейгауз. Ей только 32, ему уже 40, у неё муж и двое детей.
Нейгауз была полной противоположностью Евгении Лурье. Она стала хорошей хозяйкой
и без остатка посвятила себя семье. В ней не было утонченности, присущей первой
жене, но он влюбился в неё с первого взгляда. Замужество и дети избранницы поэта не
остановили - он хочет быть с ней, вопреки всему. Несмотря на расставание, Пастернак
всегда помогал своей прежней семье, поддерживал с ними отношения.
Второй брак также был счастливым. Заботливая жена обеспечивала покой и
комфортные условия для работы. Родился второй сын поэта - Леонид. Как и с первой
женой, счастье длилось чуть больше десяти лет. Потом муж стал задерживаться в
Переделкино и постепенно отдаляться от семьи. На фоне охлаждения семейных
отношений в редакции журнала «Новый мир» он знакомится с новой музой и редактором
журнала, Ольгой Ивинской.
Борис не хотел оставлять жену, поэтому неоднократно пытается разорвать отношения
с Ольгой. В 1949 году за связь с опальным поэтом Ивинскую арестовывают и отправляют
на 5 лет в лагеря. На протяжении этих лет он помогает её матери и детям - опекает и
обеспечивает финансово.
Последние годы
Тяжёлые испытания сказываются на здоровье писателя. В 1952 году он оказывается в
больнице с инфарктом. После возвращения из лагерей Ольга работает у Пастернака
неофициальным секретарём. Они не расстаются до конца его жизни.
Травля со стороны коллег и общественности подкосила его здоровье. В апреле 1960
года у Пастернака развивается онкология с метастазами в желудке. В больнице возле
его постели дежурит Зинаида.
В начале мая к нему приходит осознание, что болезнь неизлечима, и нужно готовиться
к смерти. 30 мая 1960 года его не стало. Зинаида уйдёт из жизни через 6 лет от той же
болезни.
На его похороны, несмотря на недоброжелательное отношение властей, пришло много
людей. Среди них были поэты Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Наум Коржавин и
другие. Его могила находится на кладбище в Переделкино. Вся семья была похоронена
там же. Автором памятника на месте захоронения Пастернака является скульптор
Сарра Лебедева.
По материалам 24smi.org