Жак Хаусманн родился в семье торговца зерном в Бухаресте. Его мать была
англичанкой, а отец - французом. Жак окончил бристольский колледж Клифтон, стал
гражданином Великобритании и занимался торговлей зерном в Лондоне. Одновременно
с этим он писал статьи для журналов и переводил немецкие и французские
театральные пьесы на английский язык.
В 1925 году он эмигрировал в Нью-Йорк. После биржевого кризиса 1929 года Жак Хаусманн
начал сам писать и ставить пьесы, в это же время он американизировал свои имя и
фамилию, став Джоном Хаусманом. В 1933 году композитор Вирджил Томсон пригласил его
в качестве режиссёра в оперу «Четверо святых в трёх действиях» (совместная
работа Томсона с Гертрудой Стайн).
Творчество
Джон Хаусман стал продюсером многих бродвейских постановок, среди которых
«Отель разбитых сердец», «Три сестры» по пьесе А. П. Чехова, «Опера
нищих» и нескольких пьес Шекспира. Он был режиссёром мюзиклов «Песня
лютни», «Деревенская девушка» и «Дон Жуан в аду».
В 1934 году Хаусман начал работу над пьесой «Паника» по драме Арчибальда
Маклиша. На главную роль пятидесятилетнего разорившегося финансиста он
пригласил молодого, начинающего актёра Орсона Уэллса, которого заметил в пьесе
«Ромео и Джульетта». Среди исполнителей была и бывшая жена Хаусмана,
Зита Йоханн (1929-1933), снявшаяся тремя годами ранее вместе с Борисом
Карлофф в фильме ужасов студии «Universal» «Мумия».
В 1936 году Джон Хаусман и известная актриса Роза МакКлендон возглавили
«Федеральный театральный проект - Классический театр» администрации
президента Рузвельта.
В рамках этого проекта в 1935 году вышла авторская версия пьесы «Макбет»
Шекспира, получившая название «Вуду-Макбет». Действие пьесы происходило при
дворе короля Гаити Анри Кристофа, вместо ведьм на сцене появились шаманы, а в
главной роли был Джек Картер. Режиссёром пьесы стал Орсон Уэллс, а музыку написал
Вирджил Томсон.
Следующей совместной работой Хаусмана и Уэллса стала пьеса Кристофера Марло
«Трагическая история доктора Фауста» в 1936 году, где Уэллс выступил как
режиссёр и ведущий актёр. В 1937 году вышел мюзикл «Колыбель будет качаться»
Марка Блицштейна (продюсер Хаусман, режиссёр Орсон Уэллс). В том же году друзья
основали компанию «Mercury Theatre». Среди известных театральных постановок театра
можно отметить «Юлий Цезарь» Шекспира, «Дракула» Стокера и другие. В
компании работали такие таланты как Агнес Мурхед, Бернард Херрманн и Джордж
Кулурис.
Известность театру принёс радиоспектакль «Война миров» по Г.Уэллсу,
вызвавший настоящую панику в США в 1938 году. Авторы были в шоке: их захлестнул шквал
звонков от перепуганных сограждан.
В том же году Хаусман выступил продюсером и актёром второго плана в так и не
законченном Уэллсом фильма «Слишком много Джонсона» (1938).
Весной 1939 года Уэллс перебрался в Голливуд, но во время работы над дебютным
фильмом Уэллса «Сердце тьмы» по роману Д.Конрада партнеры рассорились и
расстались.
Тем не менее, в 1941 году он согласился помочь Уэллсу в работе над сценарием фильма
«Гражданин Кейн», ассистируя сценариста Манкевича. После этой работы пути
бывших друзей и партнёров разошлись навсегда.
Поздние годы
После разрыва с Уэллсом Хаусман выступил режиссёром пьесы «Дьявол и Дэниел
Вебстер» (1939) и продюсером постановки «Родной сын» (1941) на Бродвее. Вскоре
после премьеры «Гражданина Кейна» он стал вице-президентом компании
«Дэвид О. Селзник Продакшнз».
После нападения на Пёрл-Харбор и вступления США во Вторую мировую войну Хаусман
возглавил отдел радио в Управлении военной информации США, работая для
радиостанции «Голос Америки», а в 1943 году стал гражданином США.
В 1945-1962 годах он выступил продюсером 18 фильмов для студий «Paramount», «Universal»
и «Metro-Goldwyn-Mayer», включая фильм-нуар «Синий георгин» (1946) и фильм «Юлий
Цезарь» (1954), за который был выдвинут на «Оскар» в номинации «Лучший
фильм». Тем не менее, «Юлий Цезарь» коммерческого успеха не имел.
В 1952 году Хаусман женился на Джоан Кортни, с которой прожил до самой смерти. В
браке родились двое детей. В 1956 году фильм «Жажда жизни», в котором Хаусман
был продюсером, получил Премию «Золотой глобус» за лучший фильм - драму.
Начиная с 70-х годов Хаусман появился на экранах кинотеатров в качестве актёра.
Широкой публике он стал известен благодаря роли профессора Чарльза Кингсфилда в
фильме «Бумажная погоня» (1973). За эту роль Хаусман был удостоен премии
«Оскар» за лучшую роль второго плана и премии «Золотой глобус». В
дальнейшем он исполнил ту же роль в одноимённом телевизионном сериале (1978-1986),
получив за неё две номинации «Золотого глобуса» за лучшего актера сериала
(драмы).
В 1975 году он снялся в фильме «Роллерболл», а в 1978 году в фильме режиссёра Нила
Саймона «Дешёвый детектив», где пародировал актёра Сидни Гринстрита.
В 80-е годы Хаусман появился в роли дедушки Эдварда Стрэттона в сериале
«Серебряные ложки» с Риком Шродером в главной роли, а также снялся в
нескольких ставших популярными рекламных роликах.
Он также снялся в фильме Джона Карпентера «Туман» (1980), а в 1983 году сыграл роль
еврейского профессора Аарона Ястрова в телесериале «Ветра войны», за которую
в четвертый раз был номинирован на премию «Золотой глобус».
Джон Хаусман преподавал актёрское мастерство в Джульярдской школе, в его первом
выпуске были среди прочих Кевин Клайн и Патти ЛуПоун.
В 1988 году он появился в эпизодической роли в фильмах «Голый пистолет»
(учитель автошколы) и «Новая рождественская сказка», вышедших в прокат уже
после его смерти.
В том же 1988 году Хаусман скончался от рака костей в своем доме в Малибу, штат
Калифорния.