Родился Геро Йено в городе Будапеште 2 февраля 1884, Австро-Венгрии. В роду он имел
еврейские корни. Инициалы, стоящие перед его именем на венгерском звучит как «Szoke
Szakáll», что означает «светлая борода», прозвище, данное ему еще в молодости,
когда он ее носил еще молодым актером, чтобы выглядеть старше. Еще при обучении в
Будапеште он подписывался Сейке Сакалл, ссылаясь на собственную бороду, имя он
сохранил, когда поступил на сцену в театр водевиля в 18 лет.
Актер стал звездой венгерской сцены в 1910 годах, а с 1917 года начал сниматься в кино.
В начале 1920 года он переезжает в Вену, где начинает работать в Кабаре
Леопольда-Визенталя у Германа Леопольди. В 1930 году Сакалл, вместе с Хансом
Мозером, является наиболее значительным представителем венского комедийного
фильма. Кроме того, он уже появляется и в Берлине. Его первая заметная роль была в
фильме «
Familientag im
Hause Prellstein» в 1927 году. В 1929 году он появился в фильме «Ihre Majestät die Liebe» (который в
Голливуде пересняли как «Ее Величество Любовь», в котором У.С.Филдс снялся в роли
Сакалла) и «Two Hearts in Waltz» в 1930. На краткий период в течение этого времени, он
запускает свою собственную производственную компанию. Когда нацисты пришли к
власти в Германии, он вынужден был вернуться в Венгрию в 1933 году.
Сакалл был ветераном немецкого, венгерского и британского кинематографа, когда
вынужден был покинуть Европу из-за роста нацистского движения. Он еще снимется в 40
фильмах в Венгрии, прежде, чем покинуть страну во второй раз, перед тем как нацисты
взяли под свой контроль страну в 1940 году. Тогда он направился в Голливуд вместе со
своей женой. Почти все родные Сакалла позднее погибли в застенках
концентрационных лагерей, включая его трех сестер, племянниц, а также сестру и
брата жены.
Сакалл начал почти заново свою актерскую карьеру, играя бесконечное число
легковозбудимых театральных импресарио, милых европейских дядюшек, и плутоватых
лавочников. Его первая роль в Голливуде была в комедии 1940 года вместе с Диной
Дурбин «
Это свидание» (It's a
Date). С ней еще он сыграет и в фильме «
Весенний
вальс» (1940), который покорил советского зрителя в виде трофейного кино,
вышедшего на экраны страны без перевода, без обозначения страны производителя и
только титры позволяли понять - о чем идет речь в фильме. Впрочем, фильм настолько
завораживал, что его смотрели по многу раз, распевая вальсы за Дурбин.
Но первый большой хит был в фильме «
С огоньком» (1941) с Гэри
Купером и Барбарой Стэнвик. Позже он подписал контракт с «Уорнер Браз.»
Запоминающаяся роль официанта в «Касабланке» (1942) и, в некоторой степени,
хитроватого бродвеского продюсера в картине «Янки Дудл Дэнди» (1942) принесли ему
возможность сниматься именно в таких незначительных, но всегда придающих окраску
простоты, яркости действа, ролях. Причем его игра оттеняла своей наивностью или
растерянностью игру спутника или спутницы, неважно с кем он рядом находился в
фильме, будь-то Оливия де Хэвиленд (Сан-Антонио, 1945), Бэтти Грейбл (Сестры Долли, 1945),
Дорис Дэй (Мои сны, твои, 1949;
Чай для двоих, 1950)
или Эролл Флинн (Монтана, 1950).
В возрасте 59 лет Сакалл исполнил одну из своих самых знаменитых ролей, играя
официанта Карла в «Касабланке». Продюсер Хэл Уоллес подписал Сакалла на роль
через три недели после начала съемок. Когда ему предложили сыграть эту роль,
Сакалл возненавидел ее и вначале наотрез отказался. Но потом, подумав, согласился
при условии, чтобы ему дали 4 недели работы. В итоге обе стороны пришли к
соглашению на работу в три недели за оплату $ 1750 в неделю, и в общей сложности
Сакалл получил за съемки $ 5250. На самом деле его экранное время занимает больше,
чем у Питера Лорра или Сиднея Гринстрита. Его торговый знак - отвисшая челюсть,
ломанный английский и нервная возбужденность сделали роль запоминающейся.
Пухленький, круглолицый, добродушно-изумленный Сакалл сыграл множество ролей в
Голливуде на второстепенных ролях в комедиях и мюзиклах 1940-1950 годах. Он заслужил
прозвище «Крепкие объятья» (Cuddles) и часто в поздних фильмах его именовали С.З. "Cuddles"
Сакалл, от чего он был не в восторге. Еще он был известен за частое использование
выражения «everything hunky dory» (целая и невредимая легкая рыбачья плоскодонка -
дословный перевод).
В 1950-х годах он появится в 9-ти фильмах и два из них мюзикла с Дорис Дэй: «
Чай для двоих» (1950) и «
Колыбельная Бродвея» (1951). В Голливуде он снялся примерно в 42-44
картинах.
Личная жизнь
Женат Сакалл был дважды. Первый брак с Гизой Гросснер продлился всего два года с
1916 до 1918 года, когда она умерла. А второй брак был с
Энн Кардош с 12
февраля 1920 года до его смерти. Вторая жена была сестрой Ласло Кардоша, а жена Ласло
- Ленка была сестрой продюсера Джо Пастернака.
Сакалл ушел из кино в 1954 году. Его последний фильм был в 1954 году, где он играл роль
Иосифа Радера в «Принце студенте».
Сакалл умер от сердечного приступа в Голливуде вскоре после съемок фильма «Принц
студент» 12 февраля 1955 года, через десять дней после своего 71-летия. Похоронен в
мемориальном парке Гленсдейл на «Лесной лужайке», где нашли свой последний приют
Хамфри Богарт, Сидней Гринстрит, Джон Куален вместе с продюсером Хэлом Уоллесом,
режиссером Майклом Кертисом и композитором Максом Стайнером - звездной плеяды,
сотворившей такой шедевр, как «Касабланка».