Упорство
Галина Ивановна Яцкина родилась в Махачкале 16 июня 1944 года. Настоящего детства у
Галины Яцкиной практически не было. Из-за тяжелой болезни - туберкулеза костей -
девочка с трех до семи лет была прикована к постели. Четыре года она провела в
одной из больниц Саратова, там же окончила первый класс. Из больницы Галина вышла
на костылях. Приговор врачей был суров - на всю жизнь остаться калекой. Вот только
сама Галина с этим была категорически не согласна. «Буду счастливой!» - твердо
решила она.
Так, на костылях, она ковыляла в школу, бегала во дворе наперегонки с ребятами.
Падала, разбивалась, ломала вдрызг костыли, но упорно поднималась вновь. Прошло
время, Галина научилась обходиться без своих «деревяшек». Правда, из-за
бесконечного гипса одна нога стала значительно тоньше другой, и девочка сильно
хромала, но ведь ходила же уже сама!
Может быть, для кого-то и этого бы стало достаточно, только не для Галины. В один
прекрасный день она появилась в секции спортивной гимнастики. «Пришла, потому что
не хочу быть калекой, - заявила она тренеру. - Разрешите мне заниматься после всех.
Я постараюсь не мешать». Ей разрешили, и Галина в результате получила второй
юношеский разряд и даже один раз поучаствовала в соревнованиях.
В артистки!
После восьмого класса Галина Яцкина увлеклась театром. Занимаясь театральной
студии Дворца пионеров, девочка метала в дальнейшем связать свою жизнь со сценой.
Мечтала и при этом боялась, - ну какая из нее актриса, ноги то разные! Против этой
профессии была и мама, а вот папа поддержал свою дочь.
В столицу Галина Яцкина приехала с одним чемоданчиком, в котором лежало платье
для экзамена. Переночевав в подъезде какого-то дома, она на следующий день
отправилась в Щукинское училище. И поступила! С первого раза! При этом никто из
экзаменаторов даже не заметил хромоты девушки. Чтобы ввести их в заблуждение,
Галина становилась в третью позицию, словно балерина, одна ножка перед другой, и
старалась читать так, чтобы они не отрывали глаз от ее лица. Никто и не отрывал.
Студенческие работы
Дебютировать в кино Галине посчастливилось уже на первом курсе. На роль Героя
труда доярки Даши Стрешневой в картине режиссера Искры Бабич «
Половодье»
претендовали и другие актрисы, но выбрали именно ее - Галину. Режиссер уже тогда
увидела в начинающей актрисе талант. А нога - ну разве ж это проблема, ее
«исправили» с помощью специальных чулок.
На последнем курсе Галине Яцкиной довелось сняться в роли Али Ягодкиной в картине
Павла Любимова «Женщины». Мелодрама состояла из трёх сентиментальных новелл по
одноименному рассказу Ирины Велембовской, рассказывающих о жизни трех простых
одиноких работницах мебельной фабрики, их сложной и трудной судьбе. Партнерами
Галины по фильму стали замечательные, несравненные Нина Сазонова, Инна Макарова и
Виталий Соломин. Картина имела огромный успех у зрителей.
Примечательно то, что режиссер в одной из сцен рискнул снять Галину Яцкину
обнаженной. Все выглядело очень красиво и целомудренно, но цензура посчитала
такую сцену неприемлемой для советского фильма, и она была вырезана.
Театр и кино[/b]
В 1966 году Галина Яцкина окончила Театральное училище. Проработав один сезон в
театре им. К. С. Станиславского, она в 1967 году, перешла в труппу академического
театра им. Вл. Маяковского.
Одновременно с работой в театре Галина много снималась в кино. Так у режиссера
Леонида Головни она сыграла главные роли в драме «
Эхо
далеких снегов» (геолог Ирина, любимая женщина Костомарова) и в приключенческой
ленте «Конец Любавиных» (Клавдия); в детективе узбекского режиссера Загида
Сабитова «Неожиданное рядом» актриса снялась в роли Тины Барышевой, а в
спортивной драме Виктора Садовского «
Удар! Еще
удар!» - в роли Жени Струмилиной. Словом, к началу 70-х Галина Яцкина была уже
узнаваема и любима многими зрителями.
Галина Яцкина и Леонид Головня[/b]
К моменту съемок в картинах Леонида Головни Галина Яцкина уже была замужем. Был
женат и Головня. Однако это не помешало Леониду начать ухаживания за красивой
актрисой. Галина долго не принимала от Головни знаков внимания, но тот был
настойчив, и она, в конце концов, сдалась.
Впоследствии Галина Ивановна признавалась, что ее уход от первого мужа, инженера
Владимира, считает своим грехом. Владимир очень любил Галину и не смог перенести
их разрыва. Он начал выпивать, возможно, это и привело его к ранней смерти.
Выйдя замуж за
Леонид Головня , Галина Яцкина в 1972 году родила сына Василия. Но дальнейшая
семейная жизнь у супругов не сложилась. Прожив четыре года, Галина вместе с сыном
ушла от Головни, взяв с собой, по ее собственным словам лишь детский горшок...
Лишь время сгладило обиды, и сегодня бывший супруг порой звонит Галине Ивановне,
поздравляет с праздниками.
Обострение[/b]
После некоторого перерыва, связанного с рождением сына, Галина Яцкина вернулась к
работе. В 1973 году она стала актрисой театра им. Ленинского комсомола. Год спустя,
Галина Яцкина приняла участие в постановке телеспектакля Марка Захарова «Пир во
время чумы», осуществленной к 175-летию со дня рождения Пушкина, где сыграла роль
Луизы. Но рождение ребенка не прошло даром.
Врачи вообще запрещали Галине рожать, мотивируя это тем, что ребенок заберет
костную ткань и туберкулез разовьется с новой силой. Но Галина все равно
поступила по-своему, и заплатила за это двумя годами жизни на костылях.
Был момент, когда она вообще собиралась расстаться с актерской профессией. Из-за
этого решила пойти учиться в аспирантуру Щукинского училища. Впрочем, что значит
«пойти»?! Галина в очередной раз оказалась на больничной койке, а диссертацию
приходилось писать по ночам в кабинете заведующего отделением...
К счастью, все обошлось. Галина благополучно защитила диссертацию и с 1979 года
стала преподавать в родной «Щуке». Преподавательской деятельности она отдала 15
лет. Среди её учеников были Сергей Маковецкий, Сергей Жигунов и многие другие ныне
известные актеры. Благодаря же её диссертации, в актёрских ВУЗах появилась новая
дисциплина - «Специфика театрального актёра в кино и на телевидении».
«Слово для
защиты»
В 1976 году, едва выйдя из больницы Галина Яцкина получила роль адвоката Ирины
Межниковой в драме Вадима Абдрашитова «
Слово для
защиты». Эта работа стала одной из самых ярких, сильных работ актрисы на
киноэкране. Героиня Яцкиной вынуждена по долгу службы защищать женщину,
обвиняемую в покушении на убийство на почве ревности собственного мужа.
Проникаясь сочувствием к своей подзащитной, которая в своей слепой любви не видит
с каким поддонком и приспособленцем живет, Ирина, не имеющая большого опыта, не
может правильно построить диалог, открыть глаза женщине.
При этом сама героиня неожиданно пересматривает собственную жизнь: а так ли она
счастлива? Сложная в психологическом плане роль была сыграна Галиной Яцкиной
безукоризненно точно, выверено, что и позволило создать полнокровный,
многогранный образ.
Роль далась актрисе сложно не только психологически, но и физически. Ее ноги
просто не выдерживали многочасовых съемок, и тогда Абдрашитов решил снимать ее с
утра в тех кадрах, где приходилось двигаться, а затем сцены, где героиня могла
сниматься, сидя за столом.
Заслуженной наградой для актрисы стал зрительский успех картины и приз за лучшую
женскую роль на Всесоюзном кинофестивале.
Третий брак[/b]
К тому времени относится и третий, по словам Галины Ивановны, самый ее счастливый
брак. Новым избранником актрисы стал Феликс, работавший тогда завотделом ЦК
комсомола по туризму. Все в их жизни складывалось хорошо, и даже Василий стал
называть своего отчима папой, искренне к нему привязавшись. Однако ранний инфаркт
прервал семейную идиллию.
Афганистан[/b]
В 80-е годы Галине Яцкиной довелось поработать в Афганистане на киностудии
«Афганфильм» - и это в самый разгар войны! Галина Ивановна вспоминает: «На
киностудию меня возили в машине «под ружьем» и так же привозили обратно. По ночам -
бомбежки. Ложась спать, я знала, что могу не проснуться. Иногда выступала в
госпиталях перед ранеными. Когда со сцены впервые увидела окровавленные бинты,
обрубки ног и рук, потеряла дар речи.
Какой-то военный вытащил меня за кулисы, дал полстакана водки и сказал: «А теперь
выдохни и иди обратно». Кстати, с тех времен я не люблю фейерверки. Самолеты,
которыми я летала в Москву, обстреливали душманы. Нас страховали десять
вертолетов: брали в кольцо и выпускали тепловые ракеты от «стингеров». За
иллюминатором сверкало, как в День Победы на Красной площади. А в самолете стояла
гробовая тишина...»
90-е годы
Кризис, поразивший в начале 90-х нашу страну, отразился на многих популярных
актерах. Оставив актерскую профессию, она пыталась вкладывать деньги в кино. Так в
1991 году Галина Ивановна стала директором фирмы «Киноконтракт». Вместе с
директором киностудии «Мосфильм» Кареном Шахназаровым они финансировал первый
фильм Тиграна Кеосояна «Катька и Шиз» (1992).
Затем, видя, что в родной стране искусство и актеры на данный момент не нужны,
Галина Яцкина пыталась заняться бизнесом. Ездила в Китай, закупала там одежду и
реализовывала ее в Саратове.
Какое-то время Галина преподавала актерское мастерство в Финляндии, где и
познакомилась с бизнесменом Матти, работавшим продюсером на фильме Никиты
Михалкова «Урга». Матти стал четвертым мужем Галины, а шафером на свадьбе был сам
Никита Сергеевич. Супруги прожили вместе пять лет. Сегодня Галина Ивановна снова
одна.
Православное
кино[/b]
В новом веке Галина Яцкина вернулась в кинематограф. Свое предназначение она
видит духовном просвещении зрителей. Вместе со своим сыном Василием Яцкиным они
в 2005 году сняли первый фильм из цикла «Под Солнцем», посвященный личности
знаменитого музыканта Курта Кобейна. Картина снята в духе православного кино,
деликатно и ненавязчиво разъясняя с духовной точки зрения сущность современной
контр-культуры. К сожалению, фильм не смог «пробиться» на телеэкраны. Создателям
объяснили, что разговоры о Боге, о жертвенности - это «не формат».
Подобная участь постигла и второй фильм Галиной Яцкиной «Даниил и Алла»,
рассказывающий об удивительной, поистине героической судьбе русской женщины -
Аллы Александровны Албениной, жены репрессированного в годы сталинизма писателя
Даниила Андреева.
Однако Галина Ивановна не отчаивается. Она надеется, что ее фильмы дойдут до
зрителя. Ведь без Веры жить нельзя.