Стив Броди (англ.
Steve Brodie) -
американский актёр кино и телевидения, карьера которого охватила период 1940-80-х
годов. Более всего Броуди известен по вестернам, военным драмам и фильмам нуар
1940-50-х годов.
Ранние годы жизни и начало карьеры
Стив Броди родился в Эльдорадо, штат Канзас, 25 ноября 1919 года, его имя при рождении
- Джон Стивенс (в некоторых источниках - Джон Стивенсон). В детстве вместе с семьёй,
включавшей пятерых братьев и сестёр, он переехал в Вичиту, Канзас, где закончил
школу, после чего работал ассистентом профессионального гольфиста в одном из
клубов. Некоторое время он намеревался избрать для себя юридическое поприще, но
вскоре его интересы изменились. Как рассказывал сам актёр, однажды он спросил
себя: «Какая профессия приносит тот же азарт, что и защита кого-либо в громком
судебном процессе?», после чего решил стать актёром, так, по его мнению, «как
юристы, так и актёры должны давать красивое представление».
По словам историка кино Карэн Хэннсберри, существует две версии относительно
того, как Броди оказался в Голливуде. Согласно одной из них, первым контактом
Броди со сценой стала работа в хозяйственном отделе театра в соседнем городе
Салина. Летом он устроился в бродячий театр, где стал играть самые разные роли от
мальчиков до стариков. Позднее в Спринг-Лейк, Мичиган, он вступил в постоянную
театральную труппу, где стал специализироваться на ролях бандитов. Однако когда
его театральная карьера забуксовала, он некоторое время работал нефтяником в
Техасе и в Калифорнии, после чего вернулся в Вичиту, где с приближением Второй
мировой войны устроился на авиационный завод сварщиком. К 1942 году он снова
приехал в Калифорнию, где получил роль в одной из театральных постановок. На его
способности обратили внимание агенты Metro-Goldwyn-Mayer, которые в феврале 1943 года
подписали с ним контракт.
Как далее пишет Хэннсберри, согласно другой, более увлекательной версии, молодой
человек, который в то время всё ещё носил имя Джон Стивенс, направился прямо в
Нью-Йорк, где целый год ходил на прослушивания, которые заканчивались главным
образом безрезультатно. Далее, как якобы рассказывал актёр, ему «пришла в голову
идея - почему бы не взять себе имя, которые люди запомнят и возможно даже захотят
употреблять». Тогда он и избрал для себя имя Стив Броди, так звали реального
держателя бара в Нью-Йорке, который утверждал, что в 1886 году прыгнул с
Бруклинского моста в Ист-ривер и выжил, породив популярную фразу - «вытаскивая
Броди». Далее, по словам актёра, когда он в следующий раз пришёл на прослушивание,
то сказал секретарю, что его зовут Стив Броди. На вопрос, «не родственник ли он
того парня, который спрыгнул с Бруклинского моста?», актёр ответил: «Да. Он мой
дядя. И нас обоих считают паршивыми овцами в семье». Как далее рассказывает Броди:
«На следующее утро мне позвонили и сообщили, что я получил работу. Приглашения
стали следовать одно за другим, и, в конце концов, однажды агент MGM, который увидел
мою игру на сцене, привёл меня в Голливуд».
Голливудская карьера в 1944-88 годах
Первоначально MGM отдала Броди в аренду на студию Universal для съёмок в своём первом
фильме «Отважные леди» (1944) о женской службе пилотов Военно-воздушных сил США с
Лореттой Янг в главной роли. Затем он появился в эпизодической роли на Universal в
зажигательной музыкальной комедии «Следуй за мальчиками» (1945), которая была
предназначена для поддержки боевого духа военнослужащих. Броди вновь сыграл
эпизодическую роль в ставшую кассовым хитом военной драме «Тридцать секунд над
Токио» (1944). Наконец, он появился на экране в увлекательном мюзикле «Поднять
якоря» (1945) с участием Фрэнка Синатры и Джина Келли и военной мелодраме «Часы»
(1945) с Джуди Гарлэнд .
После завершения контракта с MGM в 1945 году Броди в течение года был фрилансером, а
затем подписал контракт с RKO, где для актёра сложилась более комфортная атмосфера.
Как рассказывал актёр в интервью в 1984 года, «MGM был похож на фабрику, а RKO была как
семья». На новой студии Броди поначалу играл преимущественно бандитов в
вестернах категории В, включая такие фильмы, как «Территория плохого человека»
(1946), «
Проход на
закате» (1946), «Кодекс Запада» (1947), «Улица преследования» (1947) и «Гора грома» (1947).
В этот же период Броди сыграл роли в трёх классических фильмах нуар подряд. Первым
среди них был фильмы Энтони Манна «
Отчаянный» (1947), Роберта
Сиодмака «Перекрёстный огонь» (1947) и Жака Турнёра «
Из прошлого» (1947).
Помимо этих фильмов, как отмечает Хэннсберри, Броди «продолжил сниматься в потоке
вестернов RKO», лучшими среди которых были «Станция Запад» (1948), остроумный и хорошо
поставленный фильм с участием Дика Пауэлла и Джейн Грир , и «Возвращение плохих
парней» (1948), который был сиквелом фильма «Территория плохого парня». В вестернах
«Аризонский рейнджер» (1948), «Оружие ненависти» (1948) и «Братья в седле» (1949) он
сыграл преступников, которые противостоят положительным героям в исполнении
Тима Холта и Ричарда Мартина.
В мае 1948 года студию RKO купил олигарх Говард Хьюз, который уволил почти 700
сотрудников, среди которых оказался и Броди. Неожиданный статус фрилансера мало
изменил число фильмов, в которых играл Броди, и в 1949 году он появился в девяти
лентах. В низкобюджетной криминальной драме «Я обманул закон» (1949) он сыграл
гангстера, которого оправдывают в убийстве, а в приключенческом экшне «Сокровища
Монте-Кристо» (1949), современной трактовке истории о графе Монте-Кристо, актёр
сыграл преступного адвоката из Сан-Франциско, пытающегося завладеть сокровищами
графа Монте-Кристо через его потомка. В жёсткой психологической военной драме
Марка Робсона «Дом отважных» (1949) Броуди создал убедительный портрет
солдата-расиста, и, как отметил Босли Кроутер в «Нью-Йорк Таймс», «надлежащим
образом показал бесстыдство бесчувственного, клевещущего капрала». Броди
появился также в низкобюджетном приключенческом экшне «Роза Юкона» (1949).
В 1950 году после съёмок в классическом вестерне Энтони Манна «Винчестер ‘73» (1950) с
Джеймсом Стюартом в главной роли, и в скучной криминальной ленте «Великое
ограбление самолёта», где он вновь сыграл злодея, Броди вернулся к жанру нуар с
фильмами «
Ограбление инкассаторской машины» и
«Распрощайся с завтрашним днём». На следующий год Броди сыграл в своём последнем
фильме нуар «М» (1951), который был римейком классического фильма Фритца Ланга 1931
года, действие которого перенесено в современный Лос-Анджелес. Фильм собрал
позитивные отзывы, в частности, Филипп К. Шауэр из Los Angeles Times назвал его
«провоцирующим и возбуждающим», а Лауэлл Е. Ридилингс написал в Hollywood Citizen-News, что
«новая версия не утратила саспенса изначального фильма», а игру Броди журнал Variety
называл «выдающейся» наряду с игрой других основных актёров. В том же году Броди
получил одну из главных ролей армейского лейтенанта в успешном экшне Сэмюэла
Фуллера «
Стальной шлем»
(1951).
C начала 1950-х годов Броди стал много работать на телевидении, тем не менее, он
находил время, чтобы продолжать съёмки в кино. В частности, он сыграл в биопике об
известном сатирике и юмористе «
История Уилла Роджерса» (1952), а также в историческом приключенческом
фильме «Дама в железной маске» (1952), где был одним из трёх мушкетёров - Атосом. Год
спустя он сыграл небольшую роль в популярном фантастическом хорроре «Чудовище с
глубины 20 000 саженей» (1953), а также роль газетного фотографа, который шантажирует
учёного, использовавшего в эксперименте мозг умершего миллионера, в
фантастическом триллере «
Мозг Донована»
(1953). Броди также выступил в небольших ролях солдат в вестернах «
Только отважные» (1951) и «Атака на
Фетер-ривер» (1953). Как пишет Хэннсберри, в 1954 году Броди сыграл небольшую роль
старшины в первоклассной военно-морской драме «Бунт на „Кейне“» (1954) с Хамфри
Богартом в роли психически нездорового капитана корабля. Затем последовали роли
в отличном вестерне Энтони Манна «Далёкий край» (1955), «средненькой боксёрской
драме» «Преступный круг» (1958), и «пустой боевик» «Поджог на заказ» (1959), в котором
Броди сыграл главную роль пожарного следователя.
С начала 1960-х годов кинокарьера актёра пошла на спад. Он появился в небольших
ролях в двух фильмах с участием Элвиса Пресли , «
Голубые
Гавайи» (1961) и «Рабочий по найму» (1964), а также сыграл в трёх низкобюджетных
фильмах ужасов - «Дикий мир бэтвумен» (1966), «
Вторжение гигантских пауков» (1975) и «
Остров Франкенштейна» (1981). Одну из своих последних ролей он сыграл в
комедии «Девушки Магси» (1985) автором сценария, продюсером и режиссёром которой
был сын
Кевин Броди. Последнее появление актёра на большом
экране состоялось три года спустя в фильме «Волшебник скорости и времени» (1988).
Работа на телевидении в 1951-79 годах
С начала 1950-х годов Броди расширил свой актёрский репертуар, включив в него
телевидение. Вплоть до конца 1970-х годов Броди играл гостевые роли во многих
телесериалах, среди них «Приключения Дикого Билла Хикока» (1952-53), «
Альфред Хичкок представляет» (1956-58), «
Разыскивается живым или мёртвым» (1958-59),
«Перри Мейсон» (1959-63), «
Сыромятная плеть» (1960-63), «
Депутат» (1960), «Дилижанс на
запад» (1960-61), «
Мэверик» (1961), «
Шайенн» (1961-62), «
Дымок
из ствола» (1961-72), «
Бонанца» (1963-68), «
Деревенщина из Беверли-Хиллз» (1965) и «
Женщина-полицейский» (1974-78). Броди также сыграл роль шерифа в девяти
эпизодах телесериала «Жизнь и житие Уайетта Эрпа» (1961-62).
Актёрское амплуа и оценка творчества
За время своей почти 50-летней экранной карьеры Стив Броди появился в 80 фильмах и
почти в 150 эпизодах различных телесериалов. Броди был крепким и сильным актёром,
который, по словам «Лос-Анджелес Таймс», «сделал себе имя как надежный
характерный актёр в вестернах, боевиках и фильмах нуар» 1940-60-х годов. На сайте Turner
Classic Movies Броди назван «надёжным исполнителем главных ролей в вестернах категории
В и исполнителем ролей второго плана в многочисленных фильмах, где он работал с
некоторыми из самых признанных жанровых режиссёров - Энтони Манном , Сэмюэлом
Фуллером , Марком Робсоном и Жаком Турнёром ».
Историк кино Хэл Эриксон отметил, что Броди «особенно процветал в энергичных
„уличных“ ролях в фильмах 1950-х годов, главным образом, в вестернах». Хэннсберри
пишет, что «Броди обладал умением создавать на экране самые разные образы, и его
универсальный талант и искренность на экране обеспечили ему прочное место в
анналах кино». Вместе с тем «он так и не стал звездой, хотя вполне бы мог достичь
звёздного статуса». Как сказал его коллега и друг Уолтер Рид: «Я не думаю, что он
был достаточно напорист, чтобы действительно стать чем-то крупным. Он не отдавал
себе отчёта в том, насколько он хорош».
Скандалы
В конце 1950-х и начале 1960-х годов Броди, которого однажды назвали человеком, который
«всегда любит хорошо проводить время», попадал в новости по различным поводам, не
связанным с кинематографом. В 1959 году некоторые его соседи подписали петицию, в
которой перечислялось целый ряд жалоб на поведение актёра. В частности,
отмечалось, что он часто по ночам включал электропилу, что он установил
звукоусиливающие колонки на радио, которое включал по ночам на протяжении многих
часов, и что с его участка доносились «постоянные крики, громкие голоса и смех», а
также что игра в подкову, которой актёр развлекался с друзьями каждый уикэнд,
«грохотала, как чугунолитейный завод». В итоге дело закончилось миром после того,
как городской прокурор обязал стороны «постараться быть добрыми соседями». Два
года спустя Броди въехал в припаркованную машину и был обвинён в вождении в
пьяном виде. Актёр был признан виновным в суде и оштрафован на 226 долларов. Актёр
снова попал в новости в 1966 году, когда его жена, Барбара подала на него в развод,
утверждая, что он, выйдя из дома на минуту, регулярно исчезает на часы или даже
дни.
Личная жизнь
В 1946 году Броди познакомился с 23-летней актрисой
Луис
Эндрюс, которая в то время была замужем за певцом и киноактёром Дэвидом
Стритом. После месячного бурного романа Броуди и Эндрюс сбежали в Тихуану, где
поженились через шесть дней после аннулирования её брака со Стритом. Год спустя, в
октябре 1947 года, они поженились повторно, на этот раз по церковному обряду. Тем не
менее брак продержался недолго, и весной 1950 года они развелись.
Осенью того же года Броди женился повторно, на этот раз на Барбаре Сэвитт, вдове
руководителя оркестра Джана Сэвитта. Два года спустя у них родился сын Кевин
(который позднее стал актёром, сценаристом, режиссёром и продюсером), но и этот
союз закончился разводом в 1966 году.
В 1973 году Броди женился в третий раз на Вирджинии Хефнер, и у них родился сын Шон.
Этот брак продлился до смерти актёра в 1992 году.
Смерть
Стив Броди умер от рака пищевода 9 января 1992 года в больнице Вест-Хиллз,
Лос-Анджелес. Ему было 72 года. У Броди осталась жена Вирджиния, два сына и пять
падчериц.