Викто́р Мари́ Гюго́ (фр. Victor Marie Hugo [viktɔʁ maʁi yˈɡo]; 26 февраля 1802,
Безансон - 22 мая 1885, Париж) - французский писатель (поэт, прозаик и драматург), глава
и теоретик французского романтизма. Член Французской академии (1841).
Жизнь и творчество
Детство
Виктор Гюго был младшим из трёх братьев (старшие - Абель, (1798-1865) и Евгений, (1800-1837)).
Отец писателя, Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго (1773-1828), стал генералом наполеоновской
армии, его мать Софи Требюше (1772-1821) - дочь нантского судовладельца, была
роялисткой-вольтерьянкой.
Раннее детство Гюго протекает в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803-1805), в Италии (1807),
в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый
раз возвращается в Париж. Путешествия оставили глубокое впечатление в душе
будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание.
В 1813 году мать Гюго, Софи Требюше, имевшая любовную связь с генералом Лагори,
разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже.
Юность и начало литературной деятельности
С 1814 по 1818 год Гюго учился в Лицее Людовика Великого. В 14 лет он начал творческую
деятельность: пишет свои неопубликованные трагедии - «Yrtatine», которую посвящает
своей матери; и «Athelie ou les scandinaves», драму «Louis de Castro», переводит Вергилия. В 15 лет уже
получает почётный отзыв на конкурсе Академии за стихотворение «Les avantages des études»,
в 1819 - две премии на конкурсе «Jeux Floraux» за поэмы «Верденские девы» (Vierges de Verdun) и оду
«На восстановление статуи Генриха IV» (Rétablissement de la statue de Henri III), положившие
начало его «Легенде веков». Затем печатает ультрароялистическую сатиру
«Телеграф», впервые обратившую на него внимание читателей. В 1819-1821 издаёт Le Conservateur
littéraire, литературнoe приложение к роялистическому католическому журналу Le
Conservateur. Заполняя сам под различными псевдонимами своё издание, Гюго опубликовал
там «Оду на смерть герцога Беррийского», надолго закрепившую за ним репутацию
монархиста.
В октябре 1822 года Гюго женился на
Адель Фуше
(1803-1868), в этом браке родилось пятеро детей:
Леопольд (1823-1823)
Леопольдина, (1824-1843)
Шарль, (1826-1871)
Франсуа-Виктор, (1828-1873)
Адель (1830-1915).
В 1823 году был опубликован роман Виктора Гюго «Ган Исландец» (Han d’Islande), получивший
сдержанный приём. Хорошо аргументированная критика Шарля Нодье привела к встрече
и дальнейшей дружбе между ним и Виктором Гюго. Вскоре после этого прошло собрание
в библиотеке Арсенала - колыбели романтизма, которое оказало большое влияние на
развитие творчества Виктора Гюго.
Дружба Гюго и Нодье продлится с 1827 по 1830 год, когда последний станет всё более
критично высказываться по поводу произведений писателя. Несколько ранее Гюго
возобновляет отношения со своим отцом и пишет поэмы «Ода моему отцу» (Odes à mon
père, 1823), «Два острова» (1825) и «После битвы» (Après la bataille). Его отец скончался в 1828
году.
Пьеса Гюго «Кромвель» (Cromwell), написанная специально для великого актёра
французской революции Франсуа-Жозефа Тальма и опубликованная в 1827 году, вызвала
бурные споры. В предисловии к драме автор отвергает условности классицизма,
особенно единство места и времени, и закладывает основы романтической драмы.
Семья Гюго часто устраивает в своем доме приёмы и устанавливает дружеские
отношения с Сент-Бёвом, Ламартином, Мериме, Мюссе, Делакруа.
С 1826 по 1837 год семья писателя часто проживает в Шато де Рош, в Бьевре, поместье
Бертьена л'Эне, редактора Journal des débats. Там Гюго встречается с Берлиозом, Листом,
Шатобрианом, Джакомо Мейербером; составляет сборники поэм «Восточные мотивы» (Les
Orientales, 1829) и «Осенние листья» (Les Feuilles d’automne, 1831). Тема «Восточных мотивов» -
Греческая война за независимость, где Гюго выступает в поддержку родины Гомера.
В 1829 году выходит «Последний день приговорённого к смерти» (Dernier Jour d’un condamné), в
1834 - «Клод Ге» (Claude Gueux). В этих двух коротких романах Гюго выражает своё
отрицательное отношение к смертной казни.
Роман «Собор Парижской Богоматери» был опубликован в промежутке между этими
двумя произведениями, в 1831 году.
Годы, посвящённые театру
С 1830 по 1843 год Виктор Гюго работает почти только для театра. Тем не менее, он
публикует в это время несколько сборников поэтических произведений:
«Осенние листья» (Les Feuilles d’automne, 1831),
«Песни сумерек» (Les Chants du crépuscule, 1835),
«Внутренние голоса» ( Les Voix intérieures, 1837),
«Лучи и тени» (Les Rayons et les Ombres, 1840).
В «Песнях сумерек» Виктор Гюго с великим восхищением возвеличивает Июльскую
революцию 1830 года.
Уже в 1828 году он поставил свою раннюю пьесу «Эми Робсарт». 1829 - год создания пьесы
«Эрнани» (первая постановка в 1830 году), которая стала поводом для литературных
баталий между представителями старого и нового искусства. Ярым защитником всего
нового в драматургии выступил Теофиль Готье, c воодушевлением воспринявший это
романтическое произведение. Эти споры остались в истории литературы под
названием «битва за „Эрнани“». Пьеса «Марион Делорм», запрещённая в 1829 году, была
поставлена в театре «Порт-Сен-Мартен»; а «Король забавляется» - в «Комеди Франсэз»
в 1832 году (снята с репертуара и запрещена сразу же после премьеры, показ
возобновлён только спустя 50 лет).
Запрет последней побудил Виктора Гюго написать следующее предисловие к
первоначальному изданию 1832 года, которое начиналось так: «Появление этой драмы на
сцене театра дало основание неслыханным действиям со стороны правительства. На
следующий день после первого представления автор получил записку от мсье Жуслена
де ла Саля, директора сцены в «Театр-Франсе». Вот её точное содержание: «Сейчас
десять часов тридцать минут, и я получил распоряжение остановить представление
пьесы „Король забавляется“. Мне передал это распоряжение мсье Тэлор от лица
министра».
Это было 23 ноября. Тремя днями позже - 26 ноября - Виктор Гюго обратился с письмом к
главному редактору газеты «Le National», в котором говорилось: «Мсье, меня
предупредили, что часть благородной учащейся молодежи и художников собирается
сегодня вечером или завтра явиться в театр и требовать показа драмы „Король
забавляется“, а также протестовать против неслыханного акта произвола, из-за
которого пьеса была закрыта. Я надеюсь, мсье, что есть другие средства наказать
эти незаконные действия, и я их употреблю. Позвольте мне воспользоваться вашей
газетой для поддержки друзей свободы, искусства и мысли, и не допустить жестоких
выступлений, которые могут привести к бунту, столь желаемому правительством в
течение долгого времени. С глубоким уважением, Виктор Гюго. 26 ноября 1832 года».
В 1841 году Гюго избран во Французскую академию, в 1845 году получил звание пэра, в 1848
году избран в Национальное собрание. Гюго был противником государственного
переворота 1851 года и после провозглашения Наполеона III императором находился в
изгнании. В 1870 году он вернулся во Францию, а в 1876 году был избран сенатором.
ПОЯСНЕНИЕ: Театр- Франсэ - это второе название "Comedie-Francaise".
Произведения
Как и на многих молодых писателей его эпохи, на Гюго большое влияние оказал
Франсуа Шатобриан, известная фигура в литературном течении романтизма и
выдающаяся - во Франции начала XIX века. В молодости Гюго решил быть «Шатобрианом
или никем», а также что его жизнь должна соответствовать жизни его
предшественника. Как и Шатобриан, Гюго будет содействовать развитию романтизма,
будет занимать весомое место в политике как лидер республиканизма, и будет сослан
в ссылку из-за своих политических взглядов.
Рано зародившаяся страсть и красноречие первых работ принесли Гюго успех и славу
ещё в ранние годы жизни. Его первый поэтический сборник «Оды и разные стихи» (Odes et
poésies diverses) был опубликован в 1822 году, когда Гюго было только 20 лет. Королём
Людовиком XVIII было пожаловано ежегодное денежное содержание для писателя.
Стихами Гюго восхищались из-за их спонтанного пыла и беглости. За этим собранием
сочинений последовало собрание «Оды и баллады» (Odes et Ballades), написанное в 1826 году,
через четыре года после первого триумфа. Оно представило Гюго как великолепного
поэта, настоящего мастера лирики и песни.
Первая зрелая работа Виктора Гюго в жанре художественной литературы, «Последний
день приговорённого к смерти» (Le Dernier jour d’un condamné), была написана в 1829 году и
отразила острое социальное сознание писателя, которое продолжилось в его
последующих работах. Повесть оказала большое влияние на таких писателей, как
Альбер Камю, Чарльз Диккенс и Ф. М. Достоевский. Claude Gueux, короткая документальная
история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции, увидела свет в 1834
году и впоследствии была расценена самим Гюго как предвестник его великолепной
работы о социальной несправедливости - романа-эпопеи «Отверженные» (Les Miserables). Но
первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный Notre-Dame de Paris («Собор
Парижской Богоматери»), опубликованный в 1831 году и быстро переведённый на многие
языки по всей Европе. Одним из эффектов появления романа было последующее
привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери, который стал
привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также
содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого
стали активно беречь.
«Человек, который смеётся»
«Человек, который смеётся» (фр. L'Homme qui rit) - один из самых известных романов Виктора
Гюго, написанный в 60-х годах XIX века. Точкой отсчёта в сюжете романа является 29
января 1690 года, когда в Портленде при таинственных обстоятельствах оказывается
брошен ребёнок.
К работе над романом Гюго приступил в июле 1866 года в Брюсселе. В письме к
парижскому издателю Лакруа Виктор Гюго предлагает название произведения «По
приказу короля», но позже, по совету друзей, останавливается на окончательном
заглавии «Человек, который смеётся».
Роман был закончен 23 августа 1868 года, а 19 апреля - 8 мая 1869 года вышел в свет у
Лакруа. Действие сюжета происходит с 1688 по 1705 год. Перед написанием Гюго в течение
нескольких месяцев собирал материалы по истории Англии с конца XVII до начала XVIII
века.
Последние годы
Виктор Гюго скончался 22 мая 1885 года, на 84-м году жизни, от пневмонии. Церемония
похорон знаменитого писателя продолжалась десять дней; в них участвовало около
миллиона человек. 1 июня гроб с телом В.Гюго был выставлен в течение двух суток под
Триумфальной Аркой, которую закрыли черным крепом.{{|178.75.112.245 17:36, 12 ноября 2015 (UTC)}}
После пышных национальных похорон его прах был помещён в Пантеоне.