«АукцЫон» - советский и российский музыкальный коллектив, основанный Леонидом
Фёдоровым в Ленинграде. Датой основания группы считается 1978 год. На протяжении
нескольких десятилетий своей истории музыкальная биография популярной
питерской группы «АукцЫон» совеpшила pяд неожиданных поворотов, а её стиль
претерпел сложную эволюцию - от традиционного в начале 80-х пост-панка, через
увлечения новой волной, битом, ска, рэггей, этнической музыкой Южной Европы и
Ближнего Востока, наконец, эйсид-джазом, придя, в конце концов, к собственной,
безусловно, узнаваемой формуле звучания.
Начало
Главной творческой силой «АукцЫона» на всех этапах его существования был и
неизменно остаётся гитарист, певец и автор большинства его песен Леонид Фёдоров.
Он родился в Ленинграде 8 января 1963, музыкой увлекся ещё школьником.
Осенью 1978 года Леонид Фёдоров собрал из одноклассников группу. Начинали они
втроём: Леонид Фёдоров (гитара), Дмитрий Зайченко (бас) и Алексей Вихрев (барабаны).
Чуть позже их ряды пополнили ещё два школьных приятеля Леонида, Михаил Малов
(гитара, вокал) и Виктор Бондарик (бас-гитара), Зайченко переключился на орган.
Тогда же к ним присоединился Сергей "Скво" Скворцов в качестве звукооператора и
осветителя. Группа стала выступать на танцах, изменив название сначала на
«Параграф», а затем на «Фаэтон».
В 1980 году в группе появился и сыгравший значительную роль в формировании её
музыкально-поэтического языка и сценического образа Олег Гаркуша - начинающий
поэт, диск-жокей и рьяный коллекционер отечественной поп-музыки 60-х, который в то
время выполнял - в зависимости от ситуации - функции звукорежиссёра, мэнеджера,
грузчика, а также обеспечивал на сцене шумовые эффекты.
В том же году Фёдоров знакомится с Дмитрием Озерским. Изначально Дмитрий Озерский
не играл ни на каких инструментах, а был только автором текстов. И по совету
Фёдорова он начинает учиться играть на клавишах сначала в музыкальной школе, а
затем, бросив её, продолжает обучение самостоятельно
1980-е
К середине 1981, когда Фёдоров уже был студентом Политехнического Института, группа
приобрела первый сравнительно стабильный состав: Фёдоров (гитара, вокал), Виктор
"Бонд" Бондарик (бас), Сергей "Длинный" Мельник (гитара), Дмитрий Озерский
(клавишные, вокал) и Евгений Чумичёв (барабаны). Озерский, в ту пору соученик
Фёдорова по Политеху (позднее он перешел в Институт Культуры), стал его постоянным
соавтором.
В мае 1983, после того, как Бондарик отправился в армию, уступив место Сергею
Губенко, они, наконец, придумали название «АукцЫон» и, подстрекаемые музыкантами
«Аквариума», с которыми в ту пору интенсивно общался Гаркуша, вступили в
Ленинградский Рок-клуб.
Осенью 1983 группу покинул Мельник, которого сменил Сергей Лобачёв (гитара и
вокал).
Дебют «АукцЫона» на клубной сцене состоялся 18 ноября 1983: живописно
костюмированная группа отыграла свои песни бойко, но несколько невнятно, и
вызвала добродушную, однако, не особо серьёзную реакцию зала, хотя уже тогда был
отмечен её несомненный мелодический потенциал и нестандартный подход к
визуальном оформлению своих выступлений.
Трезво оценив результаты премьеры, Фёдоров отправляет группу интенсивно
репетировать; почти сразу после этого группу один за другим покидают Лобачёв,
Губенко и Чумичёв.
Как оказалось, поиски нового лица затянулись почти на два с половиной года. За это
время через ряды «АукцЫона» прошло порядка десяти не прижившихся барабанщиков,
гитаристов, басистов и певцов, однако, новый состав обрёл равновесие лишь к весне
1985, когда бас взял вернувшийся домой Бондарик, за барабанами объявился Игорь
Черидник, параллельно игравший в группе Александра Соколова и
«Электростандарте», а духовую секцию составил альт-саксофонист Николай
Федорович, начинавший в экспериментальной группе «Библиотека», а в то время
игравший ещё и с «Джунглями».
Весь следующий год «АукцЫон» работал над новым репертуаром, и только в мае 1986
возвращается к публике, с триумфом выступив на IV Фестивале Рок-клуба с программой
«Вернись в Сорренто», став одним из его лауреатов и главных открытий. Зал ДК
Невский мгновенно откликнулся на их энергичные, свежие и мелодически
оригинальные песни, подхватил припевы, отдающих поэтикой абсурда, текстов
Гаркуши и Озерского и был очарован центральным элементом сценического шоу
«АукцЫона» - вокальным трио в составе: Фёдоров, Гаркуша и, пришедший в группу
незадолго до Фестиваля, Сергей Рогожин (на тот момент студент Института Культуры),
обладатель впечатляющего природного тенора.
На IV Фестивале Рок-клуба Сергей Рогожин получил приз как лучший певец, а Гаркуша
был увенчан аналогичной наградой за артистизм.
На том же Фестивале с группой - поначалу в качестве гостя - играл второй
саксофонист Николай "Колик" Рубанов. Годом позже он стал постоянным участником
группы, в то время как Федорович тем же летом покинул «АукцЫон» (и только десять
лет спустя вернулся в рок-н-ролл - но уже как веб-дизайнер клуба "Молоко").
В 1987 году ритм-секцию «АукцЫона» усилил джазовый перкуссионист Павел Литвинов из
«Джунглей», а на лидер-гитаре следующие полгода играл приехавший из Донецка Игорь
Скалдин. В этом составе «АукцЫон» впервые выбрался за пределы родного города, дав,
наделавший немало шума, концерт на II Фестивале Свердловского Рок-клуба.
В июне 1987 группа выступила на V Фестивале Рок-клуба, представив на суд зрителей
концептуальную программу «В Багдаде всё спокойно» со сценографией и костюмами
известного питерского художника Кирилла Миллера. Более сложная в музыкальном
отношении и лишенная хитовой лапидарности их предыдущей работы, программа была
принята залом достаточно сдержанно, но вместе с тем, продемонстрировала вектор
художественных поисков «АукцЫона», направленный в сторону синтеза элементов
различных музыкальных культур.
Тем же летом Рогожин ушёл в модный «Форум», а в октябре Скалдина сменил Дмитрий
Матковский из, распавшейся незадолго до этого, культовой питерской группы
«Мануфактура». По причине всех этих потрясений «Багдад» был временно положен на
полку, и группа начала репетировать следующую программу «Мальчик как мальчик»
(позже переименованную в «Так я стал предателем»).
С началом эпохи рок-туризма и провинциальных рок-фестивалей «АукцЫон» легко
вписывается в новые гастрольные маршруты и быстро добивается признания публики в
масштабах всего Союза, выступая на сценах Архангельска, Киева, Вильнюса
("Литуаника-87") и т.д., а также участвует в культурной программе XV Московского
кинофестиваля.
К весне 1988 «АукцЫон» закончил запись альбомов «Вернись в Сорренто»
(профессионально издан только в 1997) и «Так я стал предателем» (опубликован год
спустя небольшой французской компанией Volya Productions). В записи последнего
участвовал певец и скрипач Евгений Дятлов, который покинул группу сразу после VI
Фестиваля Рок-клуба на Зимнем Стадионе.
Следующим новобранцем в рядах «АукцЫона» стал танцор Владимир Весёлкин, чей
эффектный стиль и экспрессивные танцевальные дуэты с Гаркушей определяли лицо
группы следующие несколько лет.
В сентябре 1988 занятого сразу в нескольких группах (включая «Игры» и «Зарок»)
Черидника сменил хард-роковый и блюзовый барабанщик Борис Шавейников.
Со второй половины 80-х «АукцЫон» начал все чаще выбираться на гастроли в Европу,
где его внешняя зрелищность и незаёмная музыкальность смогли без труда завоевать
симпатии аудитории. На протяжение следующих десяти лет группа дала сотни
концертов в клубах и на фестивалях во Франции, Италии, Дании, Швейцарии и, прежде
всего, Германии, где они обычно гастролировали по два-три месяца в году. Помимо
того, «АукцЫон» продолжал, время от времени, выступать и дома.
В середине 1989 ленинградская Мелодия выпустила, записанный предыдущей осенью
звукорежиссером Виктором Диновым, третий альбом группы «В Багдаде всё
спокойно».
1990-е
В мае-июне 1990 «АукцЫон» участвовал в пароходном турне «Волга-90»
культурно-экологического движения «Рок Чистой Воды» (во время которого ряд
ведущих рок-групп страны проехал по Волге, давая открытые концерты в приволжских
городах).
В начале 90-х группой были записаны альбомы: «Дупло» (1990 - позднее был переиздан под
оригинальным названием «Ж...па») и «Бодун» (1991). Песни этого периода, в которых
свежие и выразительные мелодические фразы легко соседствуют с элементами
этнической музыки и импровизационными, почти джазовыми соло, и поныне составляют
костяк репертуара «АукцЫона».
В мае 1992 «АукцЫон» покинул Весёлкин, решивший начать соло-карьеру. Позднее он
перебрался в Москву, где периодически выступает с сольными программами.
В 1994 году группой записан альбом «Птица», наиболее удачная и успешная во всех
отношениях работа группы в 90-х. Альбом был издан во всех форматах под лэйблом
фирмы Дядюшка Рекордз, которую создали музыканты «АукцЫона» и их
западногерманский мэнеджер Кристоф Карстен.
Ещё на рубеже 90-х, будучи в Париже, «АукцЫон» познакомился с живущим там с конца 70-х
поэтом, музыкантом и художником Алексеем Хвостенко (песни которого были широко
популярны в Питере на протяжение двух десятилетий). Результатом их знакомства
стали два совместных альбома - «Чайник вина» (1992), в котором прозвучали песни
самого Хвостенко, и «Жилец вершин» (1995), сочинённый Хвостенко на стихи выдающегося
поэта и реформатора языка Велимира Хлебникова. В записи последнего участвовали,
живущий ныне на Западе, известный джазовый саксофонист Анатолий Герасимов и
питерские музыканты Олег Васильев (труба) и Максим Коловский (туба). Максим
Коловский вскоре после этого стал постоянным участником «АукцЫона», в то время
как в ноябре 1995 свой последний концерт с группой сыграл Матковский.
Во второй половине 90-х активность «АукцЫона», как единой группы, заметно
снизилась: в отсутствии нового альбома они продолжали гастролировать на Западе с
прежним репертуаром, а в 1996 после длительного перерыва совершили большой тур по
России, завершением которого стали два концерта в клубе "Космонавт" в середине
ноября, впервые в истории питерского рока транслировавшиеся через сеть Internet.
В 1996 фирма SNC выпустила сборник лучших песен «АукцЫона», а в 1997 питерский лэйбл
Manchester Files переиздал на кассетах и компакт-дисках весь архив группы, добавив к их
дискографии ранее имевшие хождение только в самиздате «Вернись в Сорренто» и
«Д'Обсервер» (запись их концерта в пулковской Обсерватории осенью 1986).
С ослаблением внутренних связей в составе «АукцЫона», участники группы вовсю
занялись реализацией собственных творческих планов и сессионной работой.
Следует отметить, что участники группы всегда охотно участвовали в чужих или
дочерних музыкальных проектах.
Фёдоров в 1996-1997 выступал и записывался с нижегородским автором и исполнителем
Алексеем "Полковником" Хрыновым. В 1997 он, неожиданно для многих, записал и выпустил
первый соло-альбом "Четыресполовинойтонны", а также начал выступать с сольными
концертами (иногда - под неформальным девизом «АукцЫона без саксофона»), на
которых к нему порой присоединялись и другие музыканты группы.
Летом 1998 Фёдоров также дебютировал в роли продюсера, записав дебютный альбом
популярной клубной группы «Ленинград».
В 1999 году Фёдоров нашёл новых единомышленников в лице музыкантов «Волковтрио»
Владимир Волков (контрабас) и Святослав Курашов
(гитара), с которыми начал выступать на сцене и записываться. Как следствие,
очередной альбом «АукцЫона», выход которого поклонники терпеливо ожидали
последние четыре года, опять оказался отложен, а на обложке изданного в мае 2000
года альбома «Зимы не будет» (то же название носил вышедший предыдущей зимой
макси- сингл с фрагментами будущей работы) было указано
«Фёдоров-Волков-Курашов».
С 2000-го по настоящее время
В начале 2001 Фёдоров открыл собственный лэйбл «Улитка Рекордз», первым продуктом
которого стал его второй соло-альбом «Анабэна». Записанный с различными наборами
музыкантов (Волков и Курашов, Сойбельман, плюс часть музыкантов «АукцЫона»)
альбом представлял собой довольно пёстрый набор музыкальных этюдов и зарисовок,
связанных общим настроением. Помимо песен Фёдорова на тексты Озерского в него
вошёл номер в исполнении хора «Сирин», а также песня Анри Волохонского, спетая
самим автором. Отдельно следует отметить оригинальный дизайн альбома - работу
художника Артура Молева, успешно сотрудничавшего с «АукцЫоном» в 90-х.
С весны 2001 в концертах Фёдорова принимает участие и третий музыкант «Волковтрио»,
перкуссионист Денис "Ринго" Сладкевич.
В 2002 году выходит альбом «Это мама» (запись живой программы «АукцЫона»), в который
вошли новые песни «Якоря», «О погоде» и «Заведующий (Копорье)» с акустического
альбома Федорова «Четыресполовинойтонны».
Следующий, полностью, студийный альбом «Девушки поют» вышел после 12-летнего
перерыва в 2007 году. Альбом записывался в Нью-Йорке в «Stratosphere Sоund Studios» при участии
американских музыкантов Марка Рибо, Джона Медески, Фрэнка Лондона и Неда
Ротенберга, а также российского контрабасиста Владимира Волкова.
7 октября 2011 года группа представила новый альбом «Юла», который был записан уже
без привлечения иностранцев. Записывался альбом в довольно сжатые сроки, в 11 дней
на московской студии «Параметрика». В записи участвовал Владимир Волков,
сотрудничавший с Федоровым (в его сольной дискографии) и участвовавший в
концертных выступлениях «АукцЫона» в течение нескольких лет.
В 2014 году выходит документальный фильм «Еще», снятый режиссером Дмитрием
Лавриненко. Фильм снимался на протяжении семи лет, режиссер ездил с группой на
гастроли, присутствовал в студии при рождении альбома «Юла», передавал камеру
самим музыкантам, когда они ездили в Америку записываться с Медески и Рибо, и
ловил в объектив самые сокровенные моменты выступлений группы. Предпремьерные
показы фильма прошли летом в Москве и Санкт-Петербурге, а с сентября 2014 года
стартовал киномарафон - фильм был показан в более чем 15 городах России, а также за
ее пределами.
4 декабря 2014 года, ко дню рождения Алексея Хвостенко, в свет выходит посмертный
альбом «Скорпион», в записи которого принимали участие музыканты группы
«АукцЫон». Альбом включает в себя 22 трека, где автор исполняет как свои
собственные стихи, так и басни, написанные совместно с Анри Волохонским.
Музыкальное обрамление для стихов создано Анатолием Герасимовым и
непосредственно самими участниками группы.
Работа над «Скорпионом» по ряду причин растянулась почти на 10 лет - с 2004 по 2013 год,
за это время оба ключевых участника проекта (Хвостенко и Герасимов) ушли из жизни.
После смерти Хвоста «критиком и советником» музыкантов в процессе записи стала
его дочь Анна. Своё название альбом получил c легкой руки контрабасиста группы
«АукцЫон» Владимира Волкова, по включённому в издание стихотворению «Под знаком
Скорпиона». Запись, в основном, проходила на квартире лидера группы Леонида
Фёдорова, фактического продюсера альбома, который затем сводил все треки на своей
домашней студии.
АукцЫон в кино
Ещё в 80-х «АукцЫон» появлялся на кино- и теле- экранах: в художественной картине
«Взломщик» (1986), документальных лентах «Рок» (1987), «Half-Official» (Германия, 1987), «Давай
рок-н-ролл!» (Германия, 1988), «Рок вокруг Кремля» (Франция, 1988) и многих других,
однако, главной кинозвездой группы стал Олег Гаркуша, который снимался в
эпизодических ролях в ряде фильмов: «Презумпция невиновности» (1988), «Трагедия в
стиле рок» (1988), «Пленники удачи» (1993), «Хрусталёв, машину!» (1998), «Качели» (2008), «Я
тоже хочу» (2012) и других.