Олеся Новикова - российская балерина, первая солистка Мариинского театра
(Санкт-Петербург).
Ранние годы
Родилась в Ленинграде.
В 2002 году окончила Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой (класс заслуженного
деятеля искусств Марины Васильевой).
После окончания Академии была принята в труппу Мариинского театра.
Первая исполнительница балета Алексея Мирошниченко «В сторону "Лебедя"»,
премьера которого состоялась на VI Международном фестивале балета «Мариинский»
(Санкт-Петербург, 2006).
С труппой Мариинского театра гастролировала в Великобритании, Германии, Китае.
Олеся Новикова принадлежит к поколению «после Лопаткиной», а также после Дианы
Вишневой и всей плеяды молодых мариинских прим, в ослепительном сиянии молодости
которых было не разглядеть недостатков.
Карьера
Выпускница Академии русского балета, лауреат конкурса «Ваганова - При», уже с
первых профессиональных шагов Олеся Новикова обратила на себя внимание. По
оценкам балетоведов, она умеет показать «танец легкого дыхания». Элегантная,
пластически отзывчивая, чуткая к нюансам, балерина с успехом танцует в
классических постановках и с энтузиазмом отзывается на смелые пластические
эксперименты. На сцене Мариинского театра «Жизель», «
Дон Кихот» или «Ундина» с ее
участием могут чередоваться с сочинениями Баланчина, Форсайта или Ратманского.
Для дебюта в Михайловском театре была выбрана «Баядерка». Никия в «Баядерке» - это
сложнейшая роль, где в равной мере необходимы актерская окраска танца и
безупречная техника с особой «алмазной огранкой» классических па. Балетные
критики уверены: Олеся Новикова обладает таким уровнем мастерства, которому
соответствует «высший пилотаж техники, когда ее совершенство не демонстративно,
а само собой разумеется».
Партнер Олеси Новиковой -
Леонид Сарафанов - неверный возлюбленный по сюжету, а в
действительности любящий муж. Этот семейный дуэт, по оценке «Независимой газеты»,
на балетной сцене «вышел на феноменальный уровень технической и эмоциональной
согласованности». Бывший премьер Мариинки ушёл в Михайловский театр, балетной
труппой которого руководит знаменитый хореограф Начо Дуато, и даже ставит там
свои спектакли.
Несколько отзывов
«СПб Ведомости»
Олеся Новикова создает образы трагические, насыщенные перепадами чувств и болью
утрат. Каскады прыжков, верчений, легких взлетов, неожиданных, смелых ракурсов
казались безудержной импровизацией. Не только в танцевальных эпизодах, но и в
каждой внешне статичной позе ощущалась бурная внутренняя динамика, душевная
экспрессия.
«Независимая газета»
Олеся Новикова выросла в изумительную балерину: полутона, живой, осмысленный
корпус, завораживающая пластика. И тот высший пилотаж техники, когда ее
совершенство не демонстративно, а само собой разумеется.
Личная жизнь
Олеся рассказывает, что у неё есть маленький сын Алексей (р. 2009), о том, как
восстанавливала форму после родов («спина не держится, мышцы опали, пресса нет как
такового, ноги не поднимаются»), о том, что времени нет даже ходить по магазинам
(«одежду я покупаю в интернете» - благо на балетной фигуре все сидит идеально и без
примерок), а когда оно есть, в отпуске, то можно сорваться в шопинг-запой («я в
первый же день на Кипре просадила все деньги и потом весь отпуск жила на последние
пятьсот евро»).
Муж Олеси - солист Михайловского театра Санкт-Петербурга, бывший премьер Мариинки
Леонид Сарафанов . В 2009 году у пары родился сын Алексей, в конце 2013 года - дочь
Ксения, в 2015 году - сын Александр.
«Главная задача женщины - быть матерью», - говорит Новикова. Все остальное - и то,
что ее ждет успех европейского, а то и мирового уровня, и то, что она имеет все
шансы стать лицом нового поколения в балете, - уже само собой разумеется.