«Объект насмешек» - советская
рок-группа, основанная осенью 1985 года в Ленинграде. «Объект насмешек»
стал фактически первой группой Питера, а следом и всей страны, для которой
панк-рок был не просто набором модных атрибутов или элементом имиджа, а жизненной
философией и линией поведения как на сцене так и вне её. Хотя группа появилась на
свет осенью 1985 года, своими корнями её история уходит в смутный период второй
половины 70-ых. Пока звёзды питерской сцены конца 70-ых без устали перепевали идиомы
арт-рока и харда, а на сейшенах царила тотальная технократия, в крохотных клубах
на окраине, мало-помалу начала вызревать новая волна питерского рок-н-ролла.
История группы
Хотя сегодня журналисты вспоминают об этой группе прежде всего, рассказывая об
эпохе Ленинградского Рок-клуба или в связи с биографией тех или иных музыкантов,
прошедших через её ряды, в годы своего расцвета «Объект насмешек», действительно,
был одной из самых популярных групп страны, а его песни, в которых энергетический
напор и яростный запал панк-рока органично соседствовали с мелодичной ясностью
бита 60-ых и новаторскими приёмами New Wave, были настоящим лейтмотивом времени своего
существования.
Будущий лидер группы - Александр (Рикошет) Аксёнов, родился в Ленинграде,
дебютировал в музыке в 1980 году в составе группы, в которую входил его одноклассник
Фёдор (Бегемот) Лавров (впоследствии «Народное ополчение», «Бригадный подряд»,
«Бегемот»). К слову, они тогда заканчивали школу, а их коллектив назывался
«Резиновый Рикошет», откуда и пошло прозвище Аксёнова. По возвращении из армии в
1984 году Рикошет участвует в записях группы «Народное ополчение», как бас-гитарист
и репетирует с Анреем (Свиньёй) Пановым («Автоматические удовлетворители»). Но, не
найдя должного взаимопонимания после двухлетнего отсутствия он решает собрать
свой состав с нуля, который бы отвечал новому качественному уровню и был бы более
созвучен новым реалиям.
Работая грузчиком на Ленфильме, Аксёнов предлагает такому же грузчику Евгению
(Ай-я-яй) Фёдорову поиграть вместе. Ай-я-яй, уже зарекомендовавший себя как басист
«Автоматических удовлетворителей» и «КСК», согласился и предложил пригласить в
качестве гитариста своего двоюродного брата Андрея (Дюшу) Михайлова («Пилигрим»,
«КСК»). Барабанщиком был приглашён Александр Кондрашкин (в то время игравший в
«Тамбурине», «Странных играх», а затем в «Авиа»). Группу решено было назвать
«Объект насмешек». Так это всё и началось.
Вступив в марте 1986 года в Ленинградский Рок-клуб и прорвавшись на IV Рок-фестиваль
тем же летом, «Объект насмешек» вызвал настоящий шок не только у привыкшей к
"спокойному подполью" публики, но и у видавших виды деятелей. Его образ
безкомпромиссных уличных бойцов, жёсткий гитарный звук и хлётские тексты резко
контрастировали с эскапистким символизмом тогдашнего «Аквариума» или
героическим пафосом «Алисы». Справедливости ради надо сказать, что на том
фестивале шок вызвала ещё одна группа - «Телевизор». Начинались Новые Времена.
Тем же летом группа выпустила свой дебютный альбом «Смеётся О.Н. - О.Н. смеётся
последним» (другое название - «Жадные Вещи»), который был записан на домашней
студии Алексея Вишни. Из-за занятости барабанщика в других проектах альбом был
записан под драм-машину. Несмотря на то что альбом стал скорее свидетельством
поисков стиля, нежели его демонстрацией он удостоился высокой оценки на
страницах самиздатовских журналов, а сам «Объект» стал главным героем обложки
только что появившегося журнала «Рио". На песню Детективомания снимается
видеоклип.
В начале 1987 года группа постепенно набирает обороты: выступает на V фестивале
Рок-клуба, Форуме рока в Подольске, начинаются гастроли по стране. В течении года с
«Объектом» играет второй гитарист Юрий (Скандал) Кацук, который, как и Бегемот, был
Рикошетовским одноклассником и панк-художником. Уйдя из группы, он впоследствии
стал авторитетным татуировщиком в стране. Плечи Рикошета украшают именно его
работы.
В том же 1987 году свет увидел второй альбом группы, несколько издевательски над
духом времени, названный «Гласность». Альбом записал Виктор Глазков в
передвижной студии фирмы Мелодия MCI. Студию подогнал Андрей Тропилло для записи
рок-фестиваля в Шушарах. Не только «Объект», но и другие музыканты до этого не
только не работали, но и в глаза не видели подобной студии. Благодаря деловым
качествам, появившегося незадолго до этого менеджера «Объекта» Игоря (Панкера)
Гудкова и участию Константина Кинчева («Алиса» писала на MCI свой новый альбом
«БлокАда») группа получила возможность записываться по ночам. Запись была
произведена в кратчайший срок (4-5 ночей) , а позднее сведена в Москве.
И хотя Рок уже имеет право на существование и даже имеет право говорить, но его
язык до сих пор остаётся аморфным и расплывчатым. И вот появляется альбом
«Гласность» с песнями «Эпоха для нас», «Юбер-Любер», «Комсомольский билет»,
которые с эффектом прорвавшейся плотины кричат открытым текстом о неприятии
существующих ценностей, о скрытом фашизме, о том что "хватит!" - Это Эпоха для Нас.
Альбом вмиг становиться бестселлером магнитофонной культуры, его переписывают,
он звучит из окон. Впервые в СССР панк-группа удостаивается такого широкого
внимания. «Объект» начинает собирать стадионы, впервые звучит в передаче
Александра Градского по радио, гастроли охватывают территорию от Мурманска до
Владивостока, где публика поёт вместе с группой, хотя ни пластинок ни эфиров как
не было так и нет. У группы почти еженедельно берут интервью западные журналисты.
Осенью 1987 года «Объект насмешек» снимает американское MTV, где с наряду с группами
«Алиса», «Телевизор», «Аквариум» они представляют феномен советского рока для
фильма MTV «Расскажи Чайковскому новости». Весной следующего года «Объект» будут
снимать уже французы (Anten 2) для фильма «Рок вокруг Кремля».
В декабре 1987 года постоянно занятого в трёх-четырёх группах Кондрашкина, на
барабанах сменяет Сергей Шарков, пришедший из «Ноля». «Объект» сосредотачивается
на подготовке программы, которая впоследствии будет показана на Зимнем Стадионе
в июле 1988 года на сцене VI Рок-фестиваля и составит альбом «Жизнь Настоящих
Ковбоев».
Альбом открывает новую страницу в творчестве группы, хотя всем (прежде всего
музыкантам) понятно - пик "панк-успеха", да и "панк-творчества" позади. Повернувшись
на 180 градусов к ставшей супермодной политике и проблемам, «Жизнь Настоящих
Ковбоев» описывает опасную жизнь ночного города, кодекс чести подворотен и
приключения байкеров. Впоследствии эту тему будут разрабывать многие.
Распад группы
В группе потихоньку нарастает недовольство - «Объект насмешек» чувствует что
становится элементом политики, чужой игры. С 1988 года группа отказывается от любых
интервью, приглашений на "комсомольские" телепередачи, не участвует в "братских"
рок-фестивалях, а к гастролям относиться очень избирательно.
Выделение Рикошета не только как лидера, но и единоличного автора группы повлекло
за собой назревшие кадровые изменения. Осенью 1989 года «Объект насмешек» покинул
один из основателей - Дюша Михайлов, который всегда тяготел к более мелодичной и
романтичной музыке. Его место занял Константин (Балбес) Фёдоров, который начинал в
рок-клубовской бит-группе «Летний Сад», а позднее создал студийный проект
«Комиссары Австралии». В этом составе «Объект насмешек» записывает альбом
«Сделано в джунглях».
Политика антирекламы даёт о себе знать - устав от финансовых трудностей в январе
1990 года Шарков уходит в «Форум», его сменяет Александр (Дусер) Воронов. Группа
совершает небольшое турне по Франции, в феврале 1991 года неплохо выступает в
Юбилейном на десятилетии Ленинградского рок-клуба, а в том же мае даёт последние
крупные концерты в питерском ДК им. Ленсовета вместе с группами «Турецкий чай» и
«НЭП».
К концу Перестройки популярность группы начала падать, отчасти это было связано с
тем, что альбом «Сделано в джунглях» был холодно воспринят поклонниками из-за
явных попыток подражать «Кино» (кстати говоря, Рикошет на тот момент стал
гражданским мужем Марианны Цой, являвшейся менеджером группы), отчасти потому что
к тому моменту остросоциальные песни перестали пользоваться успехом.
Окончательный финал группы, в каком-то смысле, приблизило участие её музыкантов в
съёмках приключенческой ленты Рашида Нугманова «Дикий Восток»: сам режиссёр
определял жанр фильма как "истерн" (по аналогии с вестерном, но на азиатском
материале), а его сюжет во многом напоминал классическую «Великолепную семёрку» и
«Безумного Макса». Костя Фёдоpов сыгpал в фильме главную pоль - ковбоя-странника.
Рикошет сыграл роль бойца-пьяницы и написал всю музыку к фильму, а
Евгений Фёдоров появился на экране два раза - в роли безумного
певца в логове банды.
К концу 1991 года «Объект насмешек» окончательно распался.
Возрождение группы
В 2001 году Рикошет показал свои новые песни бывшему коллеге по «Объекту» Евгению
Фёдорову. Оба нашли что песни удачно вписываются в стилистику группы и было
принято решение о возрождении коллектива и записи нового альбома. Альбом писался
в течении трёх лет, с 2002 по 2005 гг. и получил название «Телетеррор». В записи приняли
участие музыканты "классического" состава «Объекта Насмешек» - Александр
(Рикошет) Аксёнов, Евгений (Ай-яй-яй) Фёдоров, Андрей (Дюша) Михайлов, а также
Александр (Дусер) Воронов на барабанах. Мастеринг альбома был произведён на Skyline
Studio, в Дюсельдорфе. Выпущен альбом был только в 2008 году.
В феврале 2006 года состоялась радиопремьера новой песни «Пого» на волнах Нашего
Радио. Через год - в феврале 2007 музыканты отыграли концерт в клубе Арктика,
исполнив, как песни «Объекта», так и композиции из сольного творчества Рикошета.
Можно сказать, что возрождённый коллектив набирал обороты, но жизнь внесла свои
коррективы.
22 марта 2007 года Александр (Рикошет) Аксёнов скончался у себя дома в
Санкт-Петербурге на 43-ем году жизни.