Нелидов Анатолий Павлович — русский, советский актёр театра и кино, театральный
режиссёр. Заслуженный артист РСФСР.
Анатолий Павлович Нелидов родился 3 мая 1879 в Нижнем Новгороде в дворянской семье.
Родители были преподавателями Нижегородской гимназии, которую он успешно и
окончил в 1898 году.
Путь на сцену
Ещё юношей, учась в гимназии, выступал в любительских спектаклях.
Профессиональную учебу начал в московском императорском Театральном училище при
Малом театре у А.П. Ленского, с 1989-1900 год.
С 1900-1903 год занимался на драматических курсах Московского театрального училища и
в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества.
Театральная карьера
Профессиональную сценическую деятельность начал в сезоне 1903-1904 годов в Херсоне в
Товариществе новой драмы под руководством Всеволода Мейерхольда (первые роли -
Лука, Фамусов; Прозоров - "Три сестры"). Выступления артиста получили
благожелательную оценку в провинциальной прессе.
В 1905 году Нелидова пригласили работать в Театр В.Ф. Комиссаржевской, вероятно, по
инициативе Мейерхольда, который, судя по переписке, достаточно высоко его ценил. К
Мейерхольду Нелидов обращается с просьбой похлопотать о возобновлении контракта
в 1907 году. Артист играл у Комиссаржевской до ее кончины с 1905-1906, 1907-1909 год.
В 1909-1911 годах работал в Тифлисе (антреприза В.И. Никулина). В этот период
окончательно определилось дарование Нелидова как выдающегося характерного и
комедийного актёра.
В 1911 году поступил в Театр Незлобина и проработал в нем до 1921 года. Здесь он в
основном сложился как художественная личность и подготовил обширный репертуар,
который во многом (в классических пьесах) позже, в АТ, повторял.
Лучшие роли в Театре Незлобина: Журден («Мещанин во дворянстве»), Хлынов («Горячее
сердце»), Варравин («Дело»), Рогожин («Идиот»), Филипп («Дон Карлос»).
В 1923 году Нелидов вступил на короткий срок в труппу Театра Революции, сыграл
мультимиллионера Бульмеринга-старшего в «Озере Люль». К тому времени Театр
Незлобина «влили» в Театр Революции. Сергей Эйзенштейн не без насмешки писал, что
рядом с «актерами будущего» на Новинском появился «добрый старый Нелидов» и
начались воспоминания о спектаклях Театра В.Ф. Комиссаржевской. Участник
«Балаганчика» рассказывал о премьере, о Мейерхольде-Пьеро, однако в пестрой и по
преимуществу молодой компании Театра Революции не прижился. В том же 1923 Нелидов
перешел в Театр МГСПС, где играл в «Норе», «Оводе», «Синем токе» Н.М. Щекотова.
В 1924 году Ю. М. Юрьев пригласил Нелидова в Александринский театр. На сцене
Александринки он дебютировал в «Смерти Пазухина» (Живновский, затем сыграл в том
же спектакле Порфирия Пазухина). Это было сложное время для театра. С одной
стороны, режиссеры Л.С. Вивьен, Н.В. Петров, поддержанные молодыми сценографами,
использовали гротескные приемы «советского» Мейерхольда, с другой — воспитанная
в классических традициях труппа предпочитала игру в традиционной манере. В этой
ситуации Нелидов солидаризовался с большей частью александринцев. Поэтому
«почвенная», по выражению Д.И. Золотницкого, игра Нелидова — Живновского вступала
в конфликт с оформлением художника М.З. Левина. Аналогичная проблема возникла в
«Горе от ума» (1932). Н.В. Петров старался ввести в спектакль, особенно в сцену бала,
элементы эксцентрики, кабаре. Нелидов играл Фамусова (в очередь с Б.А.
Горин-Горяйновым) в привычном всем академическом стиле. Нелидов вполне
вписывался в ансамбль с Ю.М. Юрьевым, М.П. Домашевой, В.А. Мичуриной-Самойловой, К.Н.
Яковлевым. Другое дело, что ему постоянно приходилось принимать роли после
выдающихся предшественников, в данном случае В.Н. Давыдова. Нелидов ему не
подражал, однако собственная трактовка при этом теряла в масштабе. В противовес
знатному вельможе Давыдова Нелидов развенчивал Фамусова, кичившегося своим
положением, но по сути человека обыкновенного и даже мелкого. Наследуя роль
Муромского в «Свадьбе Кречинского», опять-таки после Давыдова, Нелидов лишал
своего Муромского душевного тепла, отцовского чувства, а без этого пьеса в
значительной степени теряет смысл.
Нелидов в это время пробовал себя и в режиссуре: поставил историческую драму
«Георгий Гапон» (1926), но неудачно.
В 1928 году Нелидов получил предложение работать во МХАТ - 2, на сей раз заменяя
великого Михаила Чехова. Нелидов играл Муромского в «Деле» по-своему, акцентируя
внимание на сценах негодования и протеста и полностью игнорируя трогательность и
беззащитность героя (что было гл. для Чехова). Спектакль Б.М. Сушкевича в
обновленном варианте надолго в репертуаре не удержался.
В 1929 Нелидов вернулся в ленинградский Театр драмы им Пушкина (Александринский
театр). Умение актера несколькими штрихами создать выразительный сценический
характер, ироничность, владение стихом, общая театральная культура делали его
всегда востребованным, особенно в комических, характерных ролях классического и
современного западного репертуара. Он переиграл множество ролей в пьесах
Островского, Грибоедова, Сухово-Кобылина, Салтыкова-Щедрина, Мольера, Шиллера.
Причем образы, созданные актером, могли быть полярными. Так, купец Восмибратов из
«Леса» — сильный, целеустремленный циник. Напротив, Крутицкий из «Не было ни
гроша, да вдруг алтын» — это слабый человек, утративший гордость, честь и все-таки
иногда испытывающий жгучий стыд от своей деградации.
В 1930-е репертуар театра активно пополняется современной советской пьесой, что не
могло не отразиться и на судьбе Нелидова. Ему приходилось играть всякого рода
партийных руководителей, чиновников в новых спектаклях: секретаря правления
колхоза Шляха («Мой друг»), председателя планового отдела Комова («Радость»),
чекиста Штанге («Огненный мост»). Он мог изображать босяка Быка («Светите, звезды»)
и чудаковатого, мягкого интеллигента, профессора Ленчицкого («Бойцы»), кулака
Баева («Ярость») и благородного адмирала («Гибель эскадры»). Образ строился прежде
всего пластическими средствами, приемами речевой выразительности.
Нелидов — мастер, в его палитре было много красок, с помощью которых он был
способен создавать разнообразные психологические «маски», однако время
требовало масок политических. В Захаре Бардине («
Враги») критика хотела увидеть
отвратительную фигуру российского буржуа-либерала, а Нелидов изображал
расслабленного человека со спутанными мыслями. Надо было давать характеристики с
классовых позиций, а Нелидов не умел и не хотел этого.
Несмотря на аполитичность, Нелидов играл по-прежнему много, но актерская жадность
до ролей заставляла его параллельно работать еще и в Театре «Комедия» (1931-1933).
Война
Во время Великой Отечественной войны Нелидов остался в блокадном Ленинграде.
Участвовал в шефской работе по обслуживанию армии, играл в военных театрах,
выступал на радио. В 1941 году в Блокадном театре поставил «Дворянское гнездо»,
«Коварство и любовь».
Кинематограф
Анатолий Нелидов начал сниматься в кино с 1918 года. Известен по фильмам: «
Сон
Тараса», 1919, «
Морозко», 1924, «Тяжелые годы», 1925, «
Карьера Спирьки Шпандыря», 1926, «
Катерина Измайлова», 1926, «
Поэт и царь», 1927, «
Антон Иванович сердится», 1941 и др.
Последние годы
После войны из-за болезни сердца артист выходил на сцену редко. Среди его ролей
1940-х: Головастиков («Варвары»), патриарх Иов в юбилейной постановке «Бориса
Годунова» — последнее выступление артиста.
Скончался 6 октября 1949 года в Ленинграде в возрасте 70-ти лет.