Мария (Марта) Петровна Домашёва — советская российская актриса театра и кино.
Народная артистка РСФСР .
Родилась 14 января 1875 года в Москве.
Семья
Отец Марии в течение двадцати пяти лет служил заведующим гардеробом Большого
театра (умер в 1885 году), мать занималась домашним хозяйством и воспитанием
десятерых детей (умерла в 1919 году). Фактически все они с малых лет бывали в театре,
видели закулисную жизнь, поэтому нет ничего удивительного, что многие из них
захотели посвятить себя творческой деятельности.
Отец, всем сердцем любивший искусство, старался, чтобы его дети полюбили театр так
же, как и он, способствовал их учёбе в балетной и драматической школах. В итоге,
трое из десяти стали артистами. Старший сын Николай Домашев (1861-1916) танцевал в
Большом театре, преподавал в Московском театральном училище. Младшая дочь Анна
Домашева (1877 - ?) играла на драматических сценах Москвы и Петербурга (в том числе в
Малом театре).
Театральная карьера
В 1893 году Мария Домашёва окончила драматические курсы Александра Филипповича
Федотова при Московском филармоническом училище и поступила в Театр Корша. За
проведённые там два сезона у неё сложился дуэт с Павлом Николаевичем Орленевым,
вместе с которым в 1895 году по приглашению Алексея Сергеевича Суворина она перешла
в театр Литературно-художественного общества в Санкт-Петербурге (Петербургский
малый театр). На его сцене в паре с Орленевым Домашева пользовалась огромным
зрительским успехом в ролях инженю и субреток во множестве одноактных пьес
(«Школьная пара», «Летняя картинка», «Под душистою веткой сирени» и др.). Ежегодно
она получала бенефис, проходивший при полных аншлагах. Молва о Домашёвой
распространилась по всему Петербургу. Всё это заставило обратить на актрису
внимание более серьёзных театральных деятелей.
В 1899 году Мария Домашева была приглашена в труппу Александринского театра, где
после трёх дебютов (Варя - «Дикарка» А.Н. Островского; Рози - «Бой бабочек» Г.
Зудермана; Снегурочка - «Снегурочка» А.Н. Островского) заняла положение одной из
ведущих актрис. Здесь ей удалось выйти за рамки закрепившегося за ней амплуа
инженю и доказать, что она способна создавать более глубокие образы. Домашева
переиграла множество героинь классических пьес: Таню в «Плодах просвещения» Л.Н.
Толстого, Машеньку в «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского, мисс
Анну в «Виндзорских насмешницах» В. Шекспира, Софью в «Невольницах» А.Н.
Островского, Полю в «Мещанах» М. Горького, Сюзанну в «Безумном дне, или Женитьбе
Фигаро» П. Бомарше, Клару в «Соломенной шляпке» Э. Лабиша, Марью Антоновну в
«Ревизоре» Н.В. Гоголя, Лизу в «Горе от ума» А.С. Грибоедова, Любовь Гордеевну в
«Бедности - не пороке» А.Н. Островского, Анютку во «Власти тьмы» Л.Н. Толстого,
Варвару в «Грозе» А.Н. Островского, Липочку в «Свои люди - сочтёмся» А.Н.
Островского и других.
С приходом советской власти и реорганизации театра в Ленинградский
государственный академический драматический театр (с 1937 года - имени А.С. Пушкина)
Мария Домашева продолжила в нём служить с прежним успехом. Постепенно она
переходила на возрастные роли, создавала яркие по характерности и драматизму
образы. Среди её поздних работ: Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты»
А.Н. Островского), Агафья Тихоновна («Женитьба» Н.В. Гоголя), Улита («Лес» А.Н.
Островского), Кукушкина («Доходное место» А.Н. Островского), Ида («Очная ставка» Бр.
Тур и Л.Р. Шейнина), княгиня Тугоуховская («Горе от ума» А.С. Грибоедова), Таланова
(«Нашествие» Л.М. Леонова), миссис Эйнсфорд Хилл («Пигмалион» Б. Шоу).
Кинематограф
Новый виток популярности у Марии Домашёвой случился после участия в фильме
Иосифа Хейфица и Александра Зархи «
Депутат
Балтики», в котором она сыграла жену профессора Полежаева. В её кроткой,
малоразговорчивой героине чувствовался сильный характер, любовь и забота о муже,
высокая интеллигентность, чувство собственного достоинства. Никогда до этого не
снимавшаяся, Домашева выглядела на экране органично и естественно, чем сразу
расположила к себе зрителя.
Вслед за этой работой актрисе последовали новые предложения, но они были уже
менее интересными. В основном, ей приходилось играть почтенных матерей. Наиболее
значительной из них стала Марья Петровна Маркина в фильме Александра Файнциммера
и Адольфа Минкина «
Морской батальон». Проводившая на фронт всё своё семейство, она сама
погибала, исполняя гражданский долг перед Родиной. Что это значит, Домашёва знала
не понаслышке.
Война
В начале Великой Отечественной войны Мария Петровна осталась в осаждённом
Ленинграде, пережила все тяготы блокады. С группой артистов участвовала в
концертах от штаба МПВО, выступала на радио в программе «Театр у микрофона»,
работала в Ленинградском доме военно-морского флота по обслуживанию действующих
кораблей и частей КБФ. Когда в октябре 1942 года был создан Городской (Блокадный)
театр, Мария Домашева активно принимала участие в его деятельности. За заслуги
перед Отечеством её наградили медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный
труд в Великой Отечественной войне».
Последние годы жизни
В феврале 1949 года на сцене Ленинградского театра драмы имени А.С. Пушкина Мария
Петровна торжественно отметила 55-летие своей сценической деятельности.
Поздравить её пришли представители творческих организаций Ленинграда, сказавших
в её адрес множество тёплых слов. После этого актриса прослужила в театре ещё три
года и сыграла только одну премьеру - миссис Кидд в спектакле «Голос Америки» по
пьесе Б.А. Лавренёва (1950). В этот период она уже тяжело болела и не могла играть с
прежней активностью.
Скончалась Мария Домашёва на семьдесят седьмом году жизни. Похоронена на
Литераторских мостках Волковского кладбища в Ленинграде.
Использованы материалы с сайта Алексея Тремасова a-tremasov.ru