Валерий Антонович Порошин - советский и российский актер театра и кино.
Заслуженный артист РСФСР.
Валерий Порошин родился 16 сентября 1939 года в городе Камень-на-Оби Алтайского
края.
В 1963 году окончил театральную студию при Владивостокском театре имени Горького.
Театр
По окончании учёбы работал в театрах Владивостока, Улан-Удэ, Хабаровска, Гродно.
С 1975 года — актёр Псковского театра драмы имени А.С. Пушкина. Среди его работ:
Кузьма - «Деньги для Марии» В. Распутина; Бороздин - «Вечно живые» В. Розова;
Бертран - «Роза и крест» А. Блока; Онучий - «Портной» С. Мрожека; Пётр I - «Пётр и
Алексей» В.Э. Рецептера; Мельник - «Русалка» А.С. Пушкина; «Стена»; «Я шел к тебе».
Себя считал прежде всего театральным актером. Порошин говорил: "Только в театре у
меня, актера, есть возможность размышлять. Там есть разгон. Сегодня ты чего-то
сделать не можешь, а завтра тебе это станет по плечу. В кино - ничего подобного. Там
приходишь на площадку, читаешь текст и тебе говорят: «Михаил Михайлович пойдет
оттуда сюда, а ты отсюда туда». И все. Там нет ни освоения текста, ничего. Актер
должен работать сиюминутно. Можешь это - «выскочил», нет - «сгорел». В кино слишком
много «костылей». Там тебя берут крупным планом, но не на вечность. В театре же это
- беспрерывный процесс, так что после иного спектакля ты - как выжатый лимон,
очухаться час не можешь".
Валерий Порошин говорил: "Сцена - основной тренинг для актера. Неслучайно возникли
театры киноактера, чтобы актеры кино хоть как-то могли тренировать мозг, тело,
психику. Кино - это лишь любовница, а жена - это театр... Для меня на сцене главное -
не прокричать что-то, а сыграть то, что тебе самому как человеку не свойственно".
Кинематограф
В кино дебютировал в 1980 году в фильме «Государственная граница». В 1986 году сыграл
роль бригадира в фильме «
В распутицу». В
фильме 1989 года «
Двое на голой земле» сыграл главную роль - Алексея Григорьевича Ладова.
Его герой - человек удивительно противоречивый, который сначала говорит одно, а
через минуту совершенно другое.
Сыграл бывшего зэка Петровича в драме «
Прощай, шпана замоскворецкая...». "Вообще-то я не
приемлю деления людей на положительных и отрицательных, но моего героя из фильма
«
Прощай, шпана замоскворецкая», вора, бандюгу, вряд
ли назовешь хорошим человеком", - говорил актер.
Потом был пятисерийный фильм «
Сказание о первопечатнике
Федорове», где он сыграл Митрополита всея Руси Макария. Актер отмечал: "И тут уже
для меня, актера, главным становилось то, как он при Иване Грозном сумел выжить.
Ведь столько митрополитов до него пересажали, уничтожили! И как было оставаться
одновременно высшим духовным лицом государства и человечным человеком? Макарий
ведь помогал первопечатникам". Широкая известность пришла к нему в 1992 году после
главной роли в фильме «
Белые одежды» -
экранизации романа Дудинцева. Актер сыграл академика Рядно. Об этой работе актер
говорил: "Великий Вавилов умер от голода в тюрьме. Какая уж тут «тихая» профессия!
Но, думаю, и читателей, и зрителей «Белых одежд» зацепила не профессия, а люди,
борьба характеров. В любую эпоху были людишки ничтожные, завистники и были Дон
Кихоты. Вот почему в «Белых одеждах» работать было особенно интересно, хотя для
меня любая роль - это тайна. Поначалу меня как бы представляют чужому человеку,
потом я начинаю «копать» его суть: как он относится к слабым, к власти, к женщине,
чем ему платят окружающие. Мне сейчас очень близко это, а, может, я только теперь
стал понимать библейское: «Не судите, да не судимы будете!» С этими мыслями я
«делал» Рядно, как будто слышал голос: «Я ж другое дерево, что ж ты меня пытаешься
судить но своим законам?» Рядно жил по законам своего времени".
Также заметной стала роль Максима Горького в биографическом фильме «Под знаком
«Скорпиона» режиссера Юрия Сорокина, вышедшем в 1995 году. Фильм представляет собой
взгляд на события революционной эпохи в России глазами писателя Алексея
Максимовича Горького, который весьма неоднозначно воспринял идеи Октябрьской
Революции. Писатель, ранее призывавший Россию к борьбе за обретение свободы, в
итоге стал заложником и слугой нового режима, а потом и его жертвой. Образ
Горького раскрывается через призму его острых и непримиримых взаимоотношений с
вождями революции, прежде всего с Лениным и впоследствии со Сталиным.
Последние годы
Последней работой стала картина «Хрусталёв, машину!». В последние годы жизни
страдал онкологией, однако продолжал сниматься и выступать в театре.
Он был талант, настоящий русский самородок. Его простое лицо запоминалось
навсегда, его улыбка покоряла, его темперамент завораживал. Провинциальный актёр,
он умер, так и не удостоившись заинтересованного внимания.
Умер 27 апреля 1995 года в Пскове. Похоронен на Дмитриевском кладбище Пскова.