Алексей Николаевич Верстовский - русский композитор и театральный деятель.
Родился в имении Растов Сад Козловского уезда Тамбовской губернии. Отец
композитора был внебрачным сыном генерала Алексея Селивёрстова и пленной
турчанки, получившим усечённую фамилию, однако был приписан к дворянскому
сословию как выходец из польского шляхетства. Мать, Анна Васильевна (урождённая
Волкова), происходила из военной среды.
Мальчик с детства был приобщён к музыке, поскольку отец содержал крепостной
оркестр и устраивал домашние музыкальные собрания. Вместе со своим братом
Василием и сестрой Варварой Алексей обучался игре на скрипке и фортепиано. С
девяти лет выступал в концертах в Уфе.
В 1816 году Верстовский переехал в Санкт-Петербург. Там он был определён
в Институт корпуса инженеров путей сообщения, где проучился один год, после чего
поступил на службу и до 1823 года служил в разных учреждениях. Тем временем он
продолжал своё музыкальное образование - брал уроки у Джона Фильда и Даниэля
Штейбельта (фортепиано), Джузеппе Тарквини (пение) и Людвига Маурера (скрипка).
В эти же годы Верстовский начал увлекаться театром. Среди его петербургских
друзей были выдающиеся деятели театра: князь Александр Шаховской, драматург
Пимен Арапов, композиторы Александр Алябьев и Никита Всеволожский. Активно
участвовал в любительских спектаклях в качестве переводчика пьес, актёра, певца и
автора музыки к театральным постановкам.
Карьера
Его первые три оперы-водевиля
«Бабушкины попугаи» (1819),
«Карантин» (1820),
«Новая шалость,
или Театральное сражение» (1822) были поставлены в Петербурге и имели успех.
Тексты этих произведений создал друг Верстовского, популярный в то время в
Петербурге драматург Николай Хмельницкий.
С 1823 года и до конца жизни жил в Москве. Поначалу был переведён в Москву
чиновником особых поручений канцелярии при генерал-губернаторе Дмитрии
Голицыне, затем в контору Дирекции императорских театров. С 1825 года занимал
должность инспектора музыки Дирекции московских театров, с 1830-го - инспектора
репертуара, а с 1842-го по 1859-й он был управляющим Московской театральной
конторой.
После долгих лет жизни в наёмных домах, в 1836 году Алексей Николаевич вместе с
супругой, известной актрисой и певицей Надеждой Репиной, купил собственный домик
на Арбате. Там они жили до переезда в Хлебный переулок в 1860-м. Здесь их
посещали Ференц Лист, Роберт Шуман со своей женой Кларой, и вероятно, Гектор
Берлиоз.
Верстовский был фактическим руководителем театральной жизни города. Он показал
себя не только энергичным администратором и умелым руководителем, но и часто
выступал в роли режиссёра и педагога. Всячески способствовал обогащению
репертуара, улучшению работы театральной школы, поднятию художественного уровня
спектаклей, уделял большое внимание подбору и воспитанию актёров. Его стараниями
при Дирекции московских театров были открыты музыкальные классы, готовившие
оркестрантов для будущей работы в театральных оркестрах. В 1826 году совместно
с Александром Писаревым издавал «Драматический альбом для любителей театра и
музыки». В 1829 году Верстовский стал членом Общества любителей русской
словесности. В 1833-м экстерном закончил Императорский Московский университет.
Верстовский - автор преимущественно музыкально-сценических
произведений - опер и опер-водевилей, а также баллад. Создал шесть опер -
«Пан Твардовский» (1828),
«Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» (1832),
«Громобой»
(1854, постановка 1857) и другие. Лучшей считается
«Аскольдова могила» (1835) по роману Михаила Загоскина, пользовавшаяся
большой популярностью. Необычайно стойкий успех его лучшей оперы отмечал
выдающийся критик Александр Серов. В 1862 году, после смерти композитора, он писал,
что "в отношении популярности Верстовский пересиливает Глинку".
Также прославился романсами - «Слыхали ль вы за рощей глас ночной», «Старый муж,
грозный муж» (на стихи Пушкина; последний «цыганский романс» неоднократно
исполняла Полина Виардо-Гарсиа), кантатами, духовной музыкой. В русской вокальной
лирике Верстовский создал новый жанр - балладу, или «драматические кантаты», как
он сам называл такие сочинения. Это повествовательно-драматические произведения
для солиста с инструментальным сопровождением, написанные в свободной форме. К
лучшим балладам Верстовского относятся «Чёрная шаль» (на стихи Пушкина), «Бедный
певец» и «Ночной смотр» (на стихи Жуковского), «Три песни скальда» и другие.
Скончался 5 ноября 1862 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
По материалам Википедии