Родилась Вера Дмитриевна Янукова в 1904 году, в Могилеве, Российская империя, в
семье рабочего.
Ученица С.М.Эйзенштейна.
Играла в Первом Рабочем театре Пролеткульта (1920-1931), театре ВЦСПС (1931-1935),
Реалистическом театре (с октября 1935 года по дату смерти).
Клеопатра Пролеткульта
Из воспоминаний Юдифь Глизер , в 1921-1928 годах актриса Первого Рабочего театра
Пролеткульта (Москва)
Вера Дмитриевна Янукова, ученица С.М.Эйзенштейна по Пролеткульту, ныне известна
лишь историкам искусства. В 30-е годы о ее успехах в театре и кино писала пресса, ее
вспоминал С.М.Эйзенштейн в своих записках, касающихся театрального прошлого, о
ней писали ее товарищи-пролеткультовцы. Ю.С.Глизер в 1968 году, в конце жизни, в своих
ярких воспоминаниях «Эйзенштейн и женщины» называла Янукову «трепетной, может
быть, по-настоящему первой любовью Эйзенштейна»
Эйзенштейн заметил одаренную девушку и создал хорошую артистку; у Януковой -
эйзенштейновская школа, как и у Глизер, Штрауха, Антонова, Пырьева, Александрова,
Левшина и других пролеткультовцев, учившихся у Эйзенштейна и по программе
театральных мастерских, разработанной Эйзенштейном. Личность молодого режиссера
Рабочего театра, будущего гения кино, привлекала к совместной работе, в данном
случае к преподаванию, таких мастеров, как Л.Кулешов, В.Парнах, П.Руденко,
В.Инкижинов, С.Третьяков, Л.Гетье, И.Аксенов, С.Бендерский...
План для коллектива труппы на полугодие: 60 часов занятий в неделю, включал:
биомеханику (комплекс упражнений для совершенствования техники актерской игры,
разработанный Вс.Мейерхольдом); бокс, фехтование, технику классического балета
(станок), американские танцы, акробатику (партерную и на приборах), жонглирование,
жокейскую технику, технику эксцентризма, ритмику, постановку голоса и дыхания,
пение, шансонетку, декламацию, теорию музыки и строение музыкальных инструментов;
теоретическую часть - историю искусства, театра, литературы. Молодые энтузиасты,
вчерашние фабричные работницы, красноармейцы, мобилизованные революцией на
новое поприще пролетарской культуры, с восторгом обучались актерской профессии.
В октябре 1921 года открылся Первый Рабочий театр Московского Пролеткульта, с июня
1922 года его возглавил С.М.Эйзенштейн, он - единственный режиссер нового театра до
декабря 1924 года, когда после съемок своего первого фильма «
Стачка» С.М.Эйзенштейн,
разругавшись с руководством Пролеткульта, уходит в кино.
Первая самостоятельная постановка Эйзенштейна в Рабочем театре и самая
знаменитая его работа-неузнаваемо переделанная сатирическая комедия
А.Островского «На всякого мудреца довольно простоты». В «Мудреце» В.Янукова
играла роль Клеопатры Львовны Мамаевой. Она была настоящей звездой этого
представления. Внешне образ решался в стиле мюзик-холльной этуали.
Интересно, что реминисценции «Мудреца», как об этом писал С.М.Эйзенштейн, лежат в
основе кинофильма «Цирк» Г.Александрова, который был ассистентом и
актером-участником спектакля (роль Голутвина).
В.Янукова сыграла в последующих постановках Эйзенштейна в Рабочем театре: роль
Элли в пьесе С.Третьякова «Слышишь, Москва?» и роль комсомолки в «Противогазах»
того же автора.
В 1925 году в Первый Рабочий театр Пролеткульта пришел режиссер Н.Лойтер, тоже (как и
Эйзенштейн) ученик Мейерхольда. Начался период крепких реалистических
спектаклей, таких как «По ту сторону щели», «Гляди в оба», «На переломе»,
«Малиновое варенье» А.Афиногенова, «Власть» А.Глебова и др.
В 1928 году в журнале «Новый зритель» мелькнуло сообщение о том, что руководством
Пролеткульта ведутся переговоры с Эйзенштейном о новой театральной постановке,
для чего писатель А.Глебов специально пишет пьесу о семичасовом рабочем дне.
Наверное, была предпринята попытка вернуть Эйзенштейна в Пролеткульт.
Верочка Янукова продолжала работать в театре Пролеткульта. Она вышла замуж за
актера и режиссера Константина Кочина, родила дочь Изабеллу. Творческие пути ее и
Эйзенштейна больше не пересекались.
Сохранилось устное предание в семье Януковой о том, что Г.Александров, искавший
исполнительницу на роль Анюты в фильме «Веселые ребята», приходил к актрисе домой
с предложением сниматься, но дома ее не застал, а дальше как-то все заглохло.
В 1932 году вместе с Пролеткультом Первый Рабочий театр прекратил свое
существование. В.Д.Янукова поступила в театр ВЦСПС, художественным руководителем
которого был А.Дикий. Надо упомянуть, что А.Дикий в 1920 году в Пролеткульте поставил
пьесу В.Плетнева «Невероятно, но возможно»-поставил как веселую, бесшабашную
буффонаду, карикатурный гротеск. В театре ВЦСПС В.Янукова сыграла Рену в
«Вершинах счастья» Дос Пассоса (постановка А.Дикого, 1933), Веру Петровну Звонкову
во «Вздоре» К.Финна (постановщики И.Виньяр и Б.Тамарин, 1933). «Можно только
порадоваться успехам молодой артистки, писала газета. Юнга в “Матросах из
Каттаро” Ф.Вольфа (1932) и Вера Петровна во “Вздоре” показывают, что в театре ВЦСПС
налицо актерский рост».
В период работы в театре ВЦСПС В.Янукова вместе с А.Диким снимались в фильме «
Восстание рыбаков» (по А.Зегерс, режиссер Эрвин Пискатор, 1934), она играла
роль портовой девушки, Дикий - роль Кеденека. Встреча с таким режиссером, как
Пискатор, была счастливым событием, фильм имел хорошую прессу, Янукову очень
хвалили, фильм демонстрировался и в некоторых странах Европы.
В 1934 году Янукова снялась в фильме «
Карьера Рудди»
в роли Эдди (режиссер В.Немоляев).
С октября 1935 года актриса работает в Реалистическом театре (возник в 1927 году из
Четвертой студии МХАТ, с 1930 по 1937 театр возглавлял Н.Охлопков). Здесь В.Д.Янукова
сыграла «татуированную» в знаменитой постановке Н.Охлопкова «Аристократов»
Н.Погодина. В 1936 году театр поставил «Отелло», где Вера Дмитриевна сыграла
Дездемону (Отелло - А.Абрикосов).
В 1936 году Янукова снялась в фильме «
Заключенные» по
пьесе «Аристократы» (она-Сонька, Костя-Капитан-М.Астангов), фильм был поставлен
режиссером Е.Червяковым, но вскоре после выхода был снят с проката и восстановлен
только в 1956 году. После этого фильма В.Д.Янукова стала если не знаменитой, то
широко известной актрисой. В газете «Правда» была напечатана статья Б.Горбатова
«Фильм о перековке», где автор писал: «Она сумела без лишней истеричности, без
ложного пафоса создать правдивый, волнующий образ девушки, измученной проклятым
прошлым, и жадно, со стиснутыми зубами, ухватившейся за светлую перспективу,
которую ей показали в лагере».
В Реалистическом театре в мае 1937 года состоялась премьера спектакля «Мечта» по
книге летчика, Героя Советского Союза, участника экспедиции по спасению
челюскинцев М.В.Водопьянова «Мечта пилота», где он написал о своем желании
покорить Северный полюс. 21 мая 1937 года Водопьянов осуществил свою мечту. В тот же
день состоялась премьера спектакля, где В.Янукова сыграла роль бортмеханика Ани
Бирюковой, возлюбленной пилота. «Пьеса возникла из мечты. Сила этой мечты
вдохновила автора. Сила этой мечты вела его в полете над вечными льдами Арктики.
Обаяние этой мечты помогло актерам театра (Абрикосову, Януковой и др.) создать
живые, искренние образы советских летчиков. Какая поистине необычайная
премьера!» - писала по этому поводу газета «Известия».
Янукова познакомилась и подружилась со знаменитым летчиком. Надо сказать, что
благодаря огромной славе и авторитету Михаила Водопьянова Вера Дмитриевна
смогла выхлопотать себе жилплощадь и переехала с Никитского бульвара в комнату в
Конюшковском переулке, дом 30.
В 1937 году произошло слияние Реалистического и Московского Камерного театра. В
феврале 1938-го состоялась премьера спектакля «Кочубей» А.Первенцева и Н.Охлопкова,
где Янукова сыграла свою последнюю роль.
Личная жизнь
Была замужем за актером и режиссером Константином Кочиным. Родилась дочь
Изабелла. Внучка брежно хранит документы и фотографии Клеопатры Пролеткульта.
Ушла из жизни после тяжелой болезни в Москве 12 мая 1939 года.