Джордж Кулурис - английский актёр театра и кино, более всего известный своими
бродвейскими и голливудскими работами 1930-40-х годов.
Родился в семье англичанки и торговца греческого происхождения. Получил
образование в Манчестерской гимназии Англии. Когда Кулурису было 20 лет, он решил
стать актёром, однако родители были против его желания. Тогда он сбежал из дома, но
первоначально стал работать официантом на трансатлантическом лайнере
«Маджестик».
В конце концов, Кулурису удалось поступить в Центральную школу драматического
искусства в Лондоне, где учился у Элси Фогерти. После её окончания в 1925 году он
дебютировал на лондонской сцене в шекспировском театре «Олд Вик» в спектакле
«Генрих V». Вскоре Кулурис добился заметного успеха на театральной сцене после
того, как в 1926 году сыграл главную роль Янка в первой британской постановке пьесы
Юджина О’Нила «Волосатая обезьяна».
К 1929 году Кулурис перебрался на Бродвей, где продолжал работать на протяжении
всех 1930-х годов. За этот период он сыграл в двенадцати спектаклях.
В 1936 году Кулурис познакомился с Орсоном Уэллсом, когда они вместе играли в в
спектакле по пьесе Сидни Кингсли «Десять миллионов призраков». Уэллс пригласил
Кулуриса стать членом-основателем создаваемого им театра «Меркурий», что стало
«важной вехой в карьере Кулуриса».
В 1940 году Кулурис отправился вместе с Уэллсом в Голливуд, чтобы сыграть в его
знаменитой ныне картине «
Гражданин
Кейн» (1941). Дальнейшая карьера Кулуриса в США была связана в основном с
кинематографом, хотя время от времени он возвращался на бродвейскую сцену. В 1943
году Кулурис поставил на бродвейской сцене трагедию «Ричард III», в которой сыграл
заглавную роль, продемонстрировав всё своё мастерство в создании образов
злодеев.
«Высокого роста, с аристократической манерой речи», «огромными плечами,
вытянутой головой и прикрытыми глазами, Кулурис был естественным выбором на
зловещие роли». Кулурис создал галерею преступников и злодеев в десятках
спектаклей и фильмов. «Хотя как актёр он был весьма искусен в исполнении ролей
злодеев, особенно, богатых бизнесменов, но он не менее хорошо умел исполнять
благородные роли».
Фильмами в которых Кулурис сыграл свои наиболее значимые роли, стали также
военная драма «
Дозор на
Рейне» (1943), фильмы нуар «Женщина на поезде» (1945), «
Вердикт» (1946) и «
Никто не
вечен» (1946), приключенческая драма «
Изгнанник с островов» (1951), биографическая драма «
Малер» (1974) и комедия «Ритц»
(1976).
Страдая от болезни Паркинсона, Кулурис тем не менее продолжал работать вплоть до
начала 1980-х годов, в последний раз появившись на экране в британской гангстерской
драме Джона Маккензи «Долгая Страстная пятница» (1980) и во французской
нео-нуаровой комедии Франсуа Трюффо «Скорей бы воскресенье!» (1983).
К концу своей жизни он попробовал свои силы в написании мемуаров, рассказывающих
о его ранней жизни в Манчестере и его ранних этапах, пока неизданных, кроме яркой
выдержки, опубликованной в газете Guardian в феврале 1986 года.
Кулурис был женат дважды. В первом браке у него родилось двое детей - Джордж
Франклин, который работает преподавателем в области компьютеров, и Мари Луиз,
которая стала художницей. После смерти первой жены в 1976 году Кулурис женился
повторно. Со второй женой он прожил вплоть до своей смерти.
Умер 25 апреля 1989 года от сердечной недостаточности после болезни Паркинсона в
Лондоне.