Марина Викторовна Кондратьева - артистка балета и педагог, прима-балерина
Большого театра, народная артистка СССР (1976). Лучезарная лирическая героиня
Большого театра, она пришла в прославленную труппу в середине прошлого столетия -
на роли, которые до нее танцевали Галина Уланова, Ольга Лепешинская, Раиса
Стручкова. Училась у Марины Семёновой , застала в театре годы Лавровского и эпоху
Григоровича, вошла в золотую плеяду 1970-х вместе с Майей Плисецкой, Екатериной
Максимовой, Ниной Тимофеевой, Наталией Бессмертновой, Владимиром Васильевым,
Марисом Лиепой, Михаилом Лавровским.
Ранние годы
Родилась 1 февраля 1934 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Отец - лауреат
Государственной премии СССР, действительный член Академии наук СССР, доктор
физико-математических наук В. Н. Кондратьев. Ученые, работавшие под крылом
академика Иоффе, были знамениты и дружны. Все жили одной большой семьей и в одном
доме в Казани, куда во время войны эвакуировали ленинградские институты. В городе
открыли много госпиталей, где лечили фронтовиков. «Мы выступали c концертами
перед ранеными, - вспоминает Кондратьева. - Для моих танцевальных импровизаций по
центру палат сдвигали столы, и я в платочке плясала русскую. До сих пор помню своих
первых зрителей - перебинтованных, с загипсованными руками и ногами...» Затем
семья перебралась в Москву.
В Московское хореографическое училище была рекомендована А. Я. Вагановой.
Окончила училище в 1952 году по классу педагога Г. П. Петровой, после выпуска была
принята в балетную труппу Большого театра.
Карьера в Большом
В театре занималась у М. Семёновой. Составляла дуэт с танцовщиком Марисом Лиепой -
«Ромео и Джульетта», «Жизель», «Спящая красавица», «Лебединое озеро». Также в
разные годы партнёрами выступали Н. Фадеечев, М. Лавровский, Ю. Владимиров, Б.
Хохлов, В. Тихонов, Я. Сех и другие.
Среди первых больших ролей в балете - «Золушка». Любимый балет - «Анна Каренина».
Cама Майя Плисецкая пригласила её на «свою» роль. В актерской жизни Кондратьевой
партия Анны стала последней и очень любимой. Она ее понимала и чувствовала, все её
всегда скрываемые страсти вырвались наружу.
Полетный танец Кондратьевой ценили за романтическую легкость и чувственность,
потому она и стала одной из лучших Жизелей ХХ века.
Балерина Людмила Семеняка: «Её танец вызывал у меня ассоциации с японской
живописью, тончайшими и такими выразительными штрихами, с прозрачными мазками
акварельных красок».
Хореограф Касьян Голейзовский: «Если бы Терпсихора существовала в
действительности, воплощением её была бы Марина Кондратьева. Не знаешь и не
можешь уловить, когда она опускается на землю. То видишь только одни её глаза, то
лёгкие изящные ноги, то только одни выразительные руки. Все вместе они
рассказывают убедительным языком чудесные истории. Но вот еле заметный поворот
плеча - и её нет... и кажется, что её вообще не было. Она, как раннее розовое облачко,
то появляется, то тает на глазах».
Солист балета, партнёр Кондратьевой Марис Лиепа: «Высочайший профессионализм
Кондратьевой восхищает не только в её сольных выступлениях, но и в дуэтах, и в
ансамблях с другими солистками. Быть надёжным партнёром - тоже искусство. И как
достигнуть его - для многих остаётся секретом.».
Снималась в телеэкранизации балета «
Паганини» (1974) и
фильме-балете «
Легенда о
любви» (1969). Ее творчеству посвящен телефильм-концерт «
Балерина Марина Кондратьева» (1979) и документальные
фильмы «
Это бесконечное фуэте» (режиссер Э. Агаджанян, «Классика-фильм», 2002) и «
Имя музы -
Марина» (2009, режиссёр Н. С. Тихонов)
Педагогическая деятельность
В 1979 году из-за болей в спине оставила карьеру балерины.
В 1980 году окончила Государственный институт театрального искусства имени А. В.
Луначарского (ныне Российский институт театрального искусства - ГИТИС).
Педагогическую деятельность начала в Государственном концертном ансамбле СССР
«Московский классический балет» (ныне Театр классического балета Н. Касаткиной и
В. Василёва). В 1980-1987 годах преподавала в ГИТИСе, с 1986 - доцент; с 1987 года,
одновременно с работой в Большом театре, ведёт занятия в Институте танца в Москве,
в 1990-2000 годах преподавала классический танец в Московской академии хореографии (с
1999 - профессор).
Репетировала с балеринами «Театра классического балета» М. Перкун-Бебезичи и В.
Тимашовой, также работала с артистами труппы «Большой театр - студия Ю.
Григоровича», в том числе с Е. Князьковой.
В Большом театре ведёт женский класс и занимается репетиторской работой. В разные
годы под её руководством занимались и репетировали такие артистки, как Л.
Семеняка (вместе они подготовили «Шопениану»), Н. Грачёва, А. Антоничева, Е.
Шипулина, Н. Осипова, Ч. Ализаде и многие другие артистки балета. Среди её учениц в
настоящее время - О. Смирнова, Н. Кобахидзе, Джу Юн Бэ, А. Окунева, Н. Бирюкова.
Балетмейстер-постановщик
С 1988 года выступает в качестве балетмейстера-постановщика, поставив в Большом
театре Гран-па из балета «Пахита» в хореографии М. Петипа и «Па-де-катр» в
хореографии А. Долина.
Перенесла на сцены зарубежных театров классические спектакли:
«Спящая красавица» (хореография М. Петипа) - Королевский балет Новой Зеландии
«Баядерка», «Дон Кихот» Л. Минкуса (хореография А. Горского), «Золушка» С.
Прокофьева (хореография Р. Захарова), «Жизель» А. Адана (хореография Ж. Коралли, Ж.
Перро, М. Петипа), «Пахита» - Корейский национальный балет, Сеул
«Корсар» А. Адана (хореография М. Петипа в редакции П. Гусева) - Центральный балет
Китая
Вечер хореографии Мариуса Петипа - балетная труппа Оперы Ниццы, Франция
В 2013 года стала членом Художественного совета балетной труппы Большого театра.