Тамара
Туманова - известная русская и американская балерина и актриса, получившая от
поклонников поэтическое имя "Черная жемчужина русского балета" благодаря своей
эффектной внешности и экстраординарного таланта, проявившегося еще в раннем
детстве.
Она была утончённой красавицей, безукоризненно сложенной, с идеальными чертами
лица. Впрочем, не одной красотой завоевала Туманова ведущие балетные сцены Европы
и Америки и мировые экраны. Она была великой труженицей, требовательной к себе и
до щепетильности ответственной. Не позволяла себе ни капризов, ни выходок,
присущих дивам. Обладательница неординарных данных, Туманова с самого своего
необычного рождения была отмечена Творцом, была избранной.
Дочь Владимира Дмитриевича Хасидович (1885-1962). Родилась она в поезде возле Тюмени 2
марта 1919 года: её мать, Евгения Хасидович-Борецкая, из княжеского рода Грузинских
князей Туманишвили, ехала в Сибирь. Тамаре было полтора года, когда её родители,
разлученные революцией, вновь встретились. Семья покинула Россию, затем после
долгих скитаний год они провели в Шанхае, потом в Каире и наконец обосновались в
Париже. В школе знаменитой Ольги Преображенской, или "Мадам Прео" - примы
Мариинского театра, Тамара начала заниматься балетом.
И уже в девять лет дебютировала в балете "L'Eventail de Jeanna". В 1933 году гениальный Джордж
Баланчин взял её в труппу "бэби-балерин" (вместе с Татьяной Рябушинской и Ириной
Бароновой). С легкой руки "мадам Прео" Тамара Хасидович-Борецкая стала Тумановой.
Увидев в ученице огромный потенциал, Преображенская решила изменить ее неудобную
фамилию на загадочный псевдоним, образованный от девичьей фамилии матери. Вскоре
к новому имени прибавилось гордое и звучное - "Чёрная жемчужина русского балета".
Начиная с 1930-х годов перед ней открываются двери ведущих театров мира: Парижская
Опера, Ла-Скала, Ковент-Гарден. Джордж Баланчин, Серж Лифарь, Леонид Мясин
специально для нее ставят спектакли. Михаил Фокин передает ей секреты балетного
искусства. Ее жизнь заполнена творчеством. Она знакомится с крупнейшими
деятелями искусства того времени: Александром Глазуновым, Сергеем Прокофьевым,
Пабло Пикассо, Марком Шагалом и другими.
В 1940-х годах Туманова увлеклась кино. В 1944 году Тамара дебютирует в фильме "Дни
славы" Жака Тёрнера. Её партнёром в фильме был Грегори Пек. Для него эта роль тоже
дебютная, она принесла актёру, по его собственному признанию, первую любовь.
Несмотря на то, что Пек и Туманова были пылко влюблены друг в друга, это не
помешало Тамаре выйти в том же 1944 году замуж за американского сценариста,
продюсера и режиссёра-постановщика "Дней славы"
Кейси
Робинсона. Брак Тумановой и Робинсона продлился чуть более 10 лет. За год до
развода супруг снял Тамару в роли легендарной Анны Павловой и ещё в двух
музыкальных лентах - "Глубоко в сердце" (1954) и "Приглашение к танцу" (1955) и вернулся к
оставленной когда-то ради Тумановой первой семье.
После долгого перерыва Туманова вновь появилась на экране в 1966 году в детективе
Альфреда Хичкока "Разорванный занавес", где сыграла роль увядающей звезды,
которая никак не хотела поверить в то, что её слава закатилась. Последней
киноработой Тумановой стала картина Билли Уайлдера "Частная жизнь Шерлока
Холмса" (1970).
Уйдя со сцены,
Тамара
Туманова жила тихо - не давала интервью, не принимала гостей и поздравлений.
Скончалась от неизвестного недуга в Санта Монике (Калифорния) 29 мая 1996 года в
возрасте 77 лет, незадолго до этого подарив Вагановскому хореографическому музею
в Санкт Петербурге свои сценические костюмы.