Сэр Эдуард Уильям Элгар - британский композитор романтического направления.
Некоторые из его крупных оркестровых работ, в том числе «Энигма-вариации» и
«Торжественные и церемониальные марши», получили широкое признание. Он также
является автором симфоний, камерной музыки, инструментальных концертов, ораторий
и песен. В 1924 году он был назначен Мастером королевской музыки.
Детство и юность
Эдуард Элгар родился в семье Уильяма Элгара, настройщика фортепиано и продавца
музыкальных товаров, и его жены Энн (по рождению Грининг). Элгар был четвёртым из
семерых детей. Незадолго до его рождения мать приняла католическую веру, поэтому
Эдуард был крещён и воспитывался как католик.
Элгар вставал рано и нередко садился за чтение Вольтера, исторической классики
Дрейтона, Лонгфелло и других произведений, которые рекомендовала ему мать. Он
часто слушал, как отец играл на орга́не в церкви Св. Георга, и вскоре пошёл по
стопам отца. В восемь лет он начал брать уроки игры на фортепиано и скрипке.
Основной интерес для него представляла скрипка, и своё первое произведение он
написал именно для этого инструмента.
Проведя детство в магазинчике отца на главной улице Вустершира в окружении
партитур, музыкальных инструментов и учебников по музыке, юный Элгар
самостоятельно изучил музыкальную теорию. В тёплые летние дни он стал забирать с
собой рукописи за город, для изучения (ещё с пяти лет он пристрастился к езде на
велосипеде). Таким образом для него было положено начало прочной взаимосвязи
между музыкой и природой. Позднее он скажет: «Музыка, она в воздухе, музыка вокруг
нас, мир переполнен ей, и можно просто брать столько, сколько потребуется».
В 15 лет Элгар надеялся уехать в Лейпциг, чтобы заняться изучением музыки, но не
имея средств, бросил школу и стал работать на местного солиситора (юрисконсульта).
Примерно к этому времени относится его первое появление на публике в качестве
скрипача и органиста. Через несколько месяцев, он ушёл от солиситора и занялся
карьерой музыканта, давая уроки игры на фортепиано и скрипке, а также время от
времени работая в магазинчике отца. Элгар и его отец были активными членами
Вустерского мужского хора Гли-клаб. Он аккомпанировал певцам, играл на скрипке,
сочинял музыку, делал аранжировки, и даже впервые выступил в качестве дирижёра.
Карьера
В возрасте 22-х лет он принял должность капельмейстера в Вустерской
психиатрической больнице для бедных в Павике, в трёх милях к юго-западу от
Вустера, прогрессивном учреждении, где верили в целебную силу музыки. Здесь он
тоже сочинял музыку - в 1896 году некоторые из произведений, написанные для оркестра
лечебницы (главным образом танцы), были обнаружены и исполнены там же.
Во многом годы, проведённые в качестве скрипача в Вустершире, были для него самыми
счастливыми. Он играл первую скрипку на Вустерском и Бирмингемском фестивалях.
Ещё одним бесценным опытом стало исполнение 6-й симфонии, а также «Stabat Mater» под
управлением их автора, Антонина Дворжака. Как участник квинтета духовых
инструментов, а также по заказу своих друзей-музыкантов он сделал множество
аранжировок произведений Моцарта, Бетховена, Гайдна и других мастеров. Это
помогло ему отточить навыки композиции и аранжировки, которые он применил в своих
ранних сочинениях.
В своих первых поездках за границу, в начале 1880-х, Элгар побывал в
Париже и Лейпциге, присутствовал на концертах первоклассных оркестров, где
впервые услышал музыку Рихарда Вагнера. Возвращение в провинциальную обстановку
обострило его желание получить более широкое признание. Он часто ездил в Лондон,
пытаясь опубликовать свои работы, но в этот период жизни он нередко был подавлен и
сильно нуждался в деньгах. В апреле 1884-го, в письме другу он писал: «Мои
перспективы безнадежны как никогда... думаю, дело не в недостатке энергии, поэтому
иногда я прихожу к заключению, что мне не хватает способностей... У меня нет денег -
ни цента.»
В возрасте 29 лет, благодаря своей преподавательской деятельности, он
познакомился с
Эллис
Робертс, дочерью покойного генерал-майора Генри Робертса и публикующейся
писательницей. Она была старше Элгара на восемь лет. Через три года Эллис стала
его женой, вопреки желанию её семьи. Они поженились 8 мая 1889 года в Бромтонской
часовне. Вера Эллис в него, а также то, что у неё хватило смелости выйти замуж за
представителя низшего класса, очень поддержали Элгара в его карьере. Она спокойно
управлялась с его перепадами настроения и была доброжелательным критиком. Она
также взяла на себя управление его делами, и стала его личным секретарём.
Эллис изо всех сил старалась привлечь к нему внимание влиятельных персон, правда,
без особого успеха. Ради карьеры мужа она отказалась от некоторых собственных
устремлений. Впоследствии в своём дневнике она признавалась: «Забота о гении -
это уже сама по себе работа целой жизни для любой женщины». В качестве
обручального подарка Элгар подарил ей короткое произведение для скрипки с
фортепиано «Salut d'Amour».
Вскоре Эдуард и Эллис переехали в Лондон, чтобы находиться ближе к центру
музыкальной жизни Великобритании, и Элгар всерьёз занялся композицией. Тем не
менее, пребывание в столице успеха не прибавило, и они вынуждены были вернуться в
городок Молверн, где Элгар мог зарабатывать на жизнь преподавательской
деятельностью и дирижированием в местных музыкальных коллективах. Несмотря на
разочарование от лондонского периода, возвращение в провинцию, поближе к природе
и друзьям, хорошо сказалось на здоровье Элгара и послужило источником
вдохновения.
Благоденствие Элгаров закончилось в 1914 году с началом Первой мировой войны. Семья
активно подключилась к деятельности на благо родной страны: Элгар записался в
добровольные помощники полиции лондонского района Хэмпстед. Эллис учила
французскому языку солдат, отправляющихся на фронт, Кариса поступила
добровольцем в Красный Крест. Популярность «Страны надежды и славы» зашкаливала,
и Элгар подумывал о том, чтобы добавить к этому гимну новые строчки, в которых
прозвучал бы призыв к борьбе. Но война продолжалась, число жертв росло, и
настроение композитора изменилось - его бесило то, с какой беззастенчивостью
используют его лучшее произведение в патриотической пропаганде.
После войны Элгар столкнулся с совершенно новым для него миром. Самым тяжёлым
ударом стала смерть его жены Эллис 7 апреля 1920 года. Композитор впал в глубокую
депрессию. Душевный покой вернулся к нему лишь в 1923 году, после того как он
арендовал коттедж в столь любимом им Вустершире. В профессиональном отношении
Элгар процветал, а награды множились. Кроме всего прочего, композитору пожаловали
титул баронета, и с тех пор его представляли как "сэра Эдуарда Элгара, баронета,
члена Ордена заслуг, Рыцаря Великого креста", а в Англии все эти титулы кое-что да
значили. Элгар злился, если о его новом высоком статусе забывали, но без любимой
супруги оказываемые ему почести уже не радовали так, как раньше.
В последние годы композитор страдал от мучительных болей, в итоге исследование
показало неоперабельный рак. Когда он слёг, между его лондонской квартирой и
новой студией звукозаписи "Abbey Road" установили радиосвязь, и Элгар мог слушать, как
осуществляется запись его произведений.
Скончался 23 февраля 1934 года в Вустере. Был похоронен в церкви Святого Вулстана.
Увековечение памяти[/b]
Именем Элгара названы многие улицы в городах Англии. Например, есть одиннадцать
Элгар-авеню, в том числе одна - в Молверне, графство Вустершир, а ещё одна вблизи
дома, где жил Элгар.
В честь композитора установлено несколько памятников. Один из них, в конце
Вустерской Хай-стрит, стоит напротив собора, в нескольких метрах от того места,
где некогда размещался магазинчик его отца. Ещё один памятник композитору
находится в самом начале Чёрч-стрит в Молверне. В сентябре 2005 года
вблизи Херефордского собора, в ознаменование многочисленных музыкальных и
прочих связей Элгара с этим городом, был открыт памятник скульптора Джемы
Пирсон.
В доме в Нижнем Бродхите, где родился композитор, ныне находится музей,
посвящённый его жизни и работе.
Творческое наследие[/b]
Музыка Элгара также напрямую связана с двумя значимыми ежегодными мероприятиями
в календаре Великобритании: «1-й Торжественный и церемониальный марш»
исполняется на заключительном концерте Би-Би-Си промс, а на церемонии в День
памяти погибших в I-й и II-й мировых войнах у Лондонского Кенотафа, сводными
оркестрами исполняется «Нимрод» из его «Вариаций "Энигма"».
Отрывок из «1-го Торжественного и церемониального марша» также повсеместно
используется в США на церемониях вручения дипломов в школах и университетах, и
известен там под названием «Выпускной марш».
По материалам Википедии и biography.wikireading.ru