Дороти Эмма Арзнер (англ. Dorothy Emma Arzner, 3 января 1897 - 1 октября 1979) - американский
режиссёр. Её режиссёрская карьера в художественных полнометражных фильмах
охватывала период конца 1921-х - начала 1940-х. Все это время она была единственной
женщиной, работающей в этой области.
Ранняя жизнь и карьера
Дороти Арзнер родилась в Сан-Франциско, выросла в Лос-Анджелесе, где её отцу
принадлежал ресторан, посещаемый многими голливудскими знаменитостями. После
окончания средней школы она поступила в Университет Южной Калифорнии в надежде
стать врачом. Во время Первой мировой войны она оставила учёбу, чтобы работать за
рубежом медсестрой. К тому времени как война закончилась, Дороти решила не
продолжать учёбу и, после визита в киностудию, решила начать карьеру режиссёра.
Через связь с директором Вильямом Ч. де Миллем, Дороти получила работу в
кинокомпании «Paramount Pictures». Начинала она как стенографистка. Продвинулась дальше,
став сценаристом, после чего была повышена до монтажёра и в течение полугода
быстро освоила эту работу. Её первой работой в качестве режиссёра и монтажёра
стала известная классическая кинолента «
Кровь и песок», с
Рудольфом Валентино в главной роли.
Вскоре Дороти была вознаграждена за свою качественную работу. Впечатлённый
талантом режиссёра, продюсер Джеймс Круз предложил ей работу в качестве
сценариста и режиссёра в нескольких своих фильмах. Арзнер достигла большого
влияния благодаря своей работе над более чем 50 фильмами для «Paramount». Используя
своё влияние, она грозилась уйти в качестве режиссёра к конкуренту - «Columbia Pictures». В
итоге «Paramount» уступил, и в 1927 году вышел фильм «
Мода для
женщин», который принёс большую прибыль студии.
В «Paramount» Арзнер сняла своё первое звуковое кино «
Бурная
вечеринка», главную роль в котором исполнила Клара Боу . Чтобы Боу могла
свободно передвигаться по съемочной площадке, Арзнер установила микрофон на
удочку, создав этим первый микрофонный бум. «
Бурная
вечеринка» пользовалась успехом у критиков и заняла 3-е место среди самых
кассовых картин 1929 года. Фильм, действие которого разворачивается в женском
колледже, содержал лесбийские мотивы, - этот подтекст часто использовался в
работах Арзнер. Следующие три года её фильмы явно не соответствовали принципам
Кодекса Хейса. В этих фильмах были показаны агрессия, свобода слова и
независимость женщин.
Арзнер оставила «Paramount» в 1932 году, чтобы начать работу в качестве независимого
продюсера для нескольких студий. Фильмы, которые она сняла в этот период, - одни из
самых известных её картин. Они стали стартом в карьере для многих актрис, включая
Кэтрин Хепбёрн , Розалинд Расселл , Сильвию Сидни и Люсиль Болл .
В 1936 году Арзнер стала первой женщиной, присоединившейся к недавно образованной
Гильдии режиссёров Америки.
По неизвестной причине (возможно, из-за желания оправиться после болезни) Арзнер
перестала снимать фильмы в 1943 году. Её подруга Джоан Кроуфорд , бывшая лицом «Pepsi»,
попросила Арзнер смонтировать несколько рекламных роликов. И в последующие годы
она продолжила работать на телевидении режиссёром рекламных роликов и армейских
учебных фильмов.
Она также ставила пьесы, а в 60-70-е годы работала в качестве профессора в киношколе
UCLA, где обучала сценарному и режиссёрскому ремеслу до самой своей смерти в 1979
году.
Личная жизнь и смерть
У Арзнер была романтическая связь с несколькими актрисами. Но большую часть своей
жизни, с 1930 года и до самой смерти, она прожила с танцовщицей и хореографом Мэрион
Морган.
Арзнер умерла в возрасте 82 лет в Ла Куинта, Калифорния, её тело кремировали, а прах
развеяли.
Память
За достижения в области киноиндустрии Арзнер удостоена Звезды за номером 1500 на
Голливудской «Аллее славы», находящейся на Вайн-стрит.