Но́ра Гре́гор (Nora Gregor, 3 февраля 1901 - 20 января 1949), полное имя Элеоно́ра
Герми́на Гре́гор - кино- и театральная актриса, снималась в немом и звуковом
кино. Её наиболее заметная работа - роль Кристины в фильме Жана Ренуара «
Правила игры» (1939). Была замужем за князем Эрнстом Рюдигером
Штарембергом, вице-канцлером Австрии в 1934-1936 годах.
Нора родилась 3 февраля 1901 года в небольшом городе Гориция на северо-востоке
Италии (в то время эта территория входила в состав Австро-Венгрии). Её родителями
были Карло Грегор, владелец часового магазина, и немка Мария Брюнольд. В 1919 году
семья Грегоров перебралась в Австрию, где Нора выступала на театральных
подмостках Вены и Граца. В 1920 году она дебютировала в кино и стала достаточно
регулярно сниматься, хотя и не всегда на первых ролях. Её партнерами становились
Анита Бербер в фильме «Огоньки в глубине» (1923), Уолтер Слезак в фильме Карла
Теодора Дрейера «
Михаэль» (1924), Конрад Вейдт в фильме «
Скрипач из Флоренции» (1926) и др.
Затем в 1930 году актриса уехала в США и провела там три года, периодически
возвращаясь на съёмки в Берлин. В тот период она снялась в главных ролях в фильмах
«Олимпия» (1930, дебют Грегор в звуковом кино) и «Процесс Мэри Дуган» (1931), которые
являлись адаптированными для германского зрителя вариантами голливудских
картин - соответственно мелодрамы с Джоном Гилбертом и Кэтрин Дейл Оуэн «Его
великолепная ночь» и одноимённого фильма, где главную роль исполняла Норма Ширер.
В 1932 году актриса появилась в паре с Робертом Монтгомери в американской комедии
«
Но плоть слаба», однако её карьера в Голливуде не получила развития, и
она вернулась в Европу. Кроме того, известно, что в 1931 году она приняла участие в
дуэте с сыном Дугласа Фэрбенкса в успешном американском спектакле The Man in Possession.
В 1933 году у Норы начался роман с австрийским аристократом, политическим деятелем
и лидером хеймвера Эрнстом Рюдигером Штарембергом. Оба они состояли в браке
(мужем актрисы был пианист и композитор
Митя Никиш) и
поэтому не могли оформить свои отношения официально. В октябре 1934 года Нора
родила от Штаремберга сына. В 1936 году Никиш покончил с собой, затем Штаремберг
добился развода, и 2 декабря 1937 года любовники поженились. Церемония
бракосочетания состоялась в узком кругу в церкви Св. Иосифа на горе Каленберг.
Их семейное благополучие длилось недолго. В 1938 году после аншлюса Штаремберг
лишился своего влияния и был вынужден эмигрировать из Австрии. Вероятно Нора
уехала во Францию вслед за супругом, но в 1939 году она обратилась к Гитлеру с
прошением об аннулировании её брака. Была ли её просьба удовлетворена -
неизвестно.
В том же году Грегор снялась у Жана Ренуара в драме «
Правила игры», и
роль аристократки Кристины де ла Шене считается самым большим достижением её
кинокарьеры. Судьба этого фильма сложилась непросто - он был освистан зрителями и
вскоре после начала проката запрещен французским правительством. Негатив фильма
был уничтожен во время бомбардировки в ходе Второй мировой войны, и только в 1956
году картина была практически полностью восстановлена энтузиастами по уцелевшим
рабочим материалам.
Далее Нора эмигрировала в Латинскую Америку, где в 1945 году вышла её последняя
картина «
Надкушенный плод». 20 января 1949 года Нора Грегор покончила жизнь
самоубийством в чилийской столице Сантьяго.