Джованни Перголези (при рождении Джованни Баттиста Дра́ги) - итальянский
композитор, скрипач и органист. Представитель Неаполитанской оперной школы, один
из самых ранних и важнейших композиторов оперы-буфф. Его настоящая фамилия
- Дра́ги, а псевдоним "Перголези" был образован от названия городка Пергола, где
жили предки музыканта.
Ранние годы
Итальянский композитор Джованни Перголези родился 4 января 1710 года в небольшом
городке Ези, в провинции Анкона. С детства Джованни был неравнодушен к музыке, и
потому, достигнув тринадцатилетнего возраста, он поступил учиться в одну из
неаполитанских консерваторий - "Poveri di Jesu Cristo", где изучал музыку под
руководством Франческо Сантини, Гаэтано Греко и Франческо Дуранте.
Прошло совсем немного времени, и ученик неожиданно принёс своему профессору
сочинённую им сонату. Уникальные музыкальные способности ученика в области
композиции были настолько очевидны, что было принято решение о необходимости его
занятия и с другими преподавателями. Поэтому молодой музыкант стал
совершенствоваться в игре на скрипке, в классе преподавателя Доменико Матея.
Музыка
Перголези отличало удивительное трудолюбие. Будучи учеником консерватории, он
работал ещё и скрипачом в оркестре. Параллельно с этим молодой музыкант много
времени отдавал сочинению своих произведений. В 1731 году им была создана духовная
драма «San Guglielmo d`Aquitania», которая с невероятным успехом была исполнена в монастыре
"St. Agnese Maggiore", и вызвала бурю эмоций у слушателей.
Этот событие сделало композитора известным в музыкальных кругах, и в начале
следующего года он был приглашён князем Стильяно на службу в качестве
капельмейстера оркестра. Вскоре Перголези написал музыку к драме
«Салюстия» и
первую свою оперу «Ricimero» Поставленные на сцене театра "Сан-Бартоломео" в Неаполе,
эти произведения имели, однако, посредственный успех. Столь печальное событие на
некоторое время охладило интерес композитора к музыке для театра, и он начал
писать инструментальные сочинения. В довольно короткое время Перголези создал 33
трио для двух скрипок и баса.
В Неаполе Перголези остался до конца своих дней. Здесь впервые были поставлены
все его оперы, кроме одной -
«Олимпиада»,
премьера которой состоялась в Риме.
Подлинную же мировую славу заслужили созданные затем выдающиеся
вокально-симфонические сочинения композитора. Его великолепная десятиголосная
двуххорная месса и «Magnificat» навсегда остались среди лучших произведений этого
жанра. Тем не менее, вновь возникший интерес Перголези к сочинению опер, побудил
его к созданию музыки для театра. И замысел был незамедлительно воплощён в
жизнь.
С первых же своих шагов на композиторском поприще Перголези зарекомендовал себя
как яркий сочинитель, не чуждый экспериментов и нововведений. Самой удачной его
оперой является написанная в 1733 году
«Служанка-госпожа», быстро завоевавшая популярность на оперных
подмостках. Когда в 1752 году (уже после смерти композитора) она была представлена
в Париже, то вызвала ожесточённые споры между сторонниками
традиционной французской оперы, признанными корифееями которой были Жан-Филипп
Рамо и Жан-Батист Люлли, и поклонниками новой итальянской комической оперы.
Споры между консерваторами и прогрессистами бушевали в течение пары лет, пока
опера не сходила со сцены, в течение которых парижское музыкальное общество
оказалось расколото надвое.
Тогда же, в 1733 году, Перголези был назначен регентом капеллы "Notre Dame" в Лоретто.
Вместе с этим, ободрённый удачной премьерой, он тотчас приступил к сочинению
своих новых опер. Наступил короткий период, когда композитором были созданы
несколько замечательных произведений в этом жанре, причём большая часть успеха
пришлась на его комические оперы «Lo Frate inamorato» и «IL Maestro di musica». Теперь всем стало
очевидно, что выдающийся представитель неаполитанской оперной школы Джованни
Перголези, фактически создал новый оперный жанр - оперу-буфф. Характерными для
этого жанра стали новый музыкальный стиль и оживлённые, действенные ансамбли с
чертами бытовой песенности. Оперное искусство стало более жизненным и избавилось
от напыщенного виртуозного пения, близкого концертному исполнению. Следует
сказать, что черты нового появились и в других сочинениях Перголези, которые на
самом деле предвосхитили глубокий стилевой перелом в музыкальном искусстве
середины XVIII века.
Самым известным произведением композитора является его фа-минорная
кантата «Stabat Mater» («Стояла мать скорбящая»), написанная незадолго до смерти. Это
произведение на стихи итальянского монаха-францисканца Якопоне да
Тоди повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа. Этот
католический гимн для небольшого камерного состава (сопрано, альт, струнный
квартет и орга́н) - одно из самых вдохновенных произведений композитора.
«Stabat Mater» Перголези
была написана в качестве "дублёра" аналогичного произведения Алессандро
Скарлатти, исполняемого в неаполитанских храмах каждую страстную пятницу.
Впрочем, вскорости эта работа затмила свою предшественницу, став самым часто
издаваемым в XVIII веке произведением.
Перголези также создал ряд крупных инструментальных работ, включая скрипичную
сонату и скрипичный концерт. В то же время ряд сочинений, приписываемых
композитору после его смерти, оказался фальшивкой. Так, долгое время считавшийся
детищем Перголези «Concerti Armonici» оказался на поверку сочинённым нидерландским
композитором Унико Вильгельмом ван Вассенаром.
Последние годы
В жизни Джованни Перголези был легко возбудимым и болезненным человеком, но при
этом чрезвычайно трудолюбивым. Всё это не могло не сказаться на его здоровье. В 25
лет он заболел и вынужден был уехать в Поццуоли, в предместье Неаполя. Здесь жизнь
его постепенно угасала. В последние свои дни он работал над переделкой своего
любимого произведения
«Stabat Mater».
Перголези умер 16 марта 1736 года от туберкулёза в возрасте 26-ти лет. Ошеломлённые
соотечественники даже не сразу поверили в случившееся, а узнав достоверно, горячо
сожалели о столь ранней утрате.
Творческое наследие
Творческая личность великого итальянского маэстро отличалась не только редкой
яркостью, но и удивительной целеустремлённостью. За столь короткую жизнь он сумел
наметить новые пути практически во всех музыкальных жанрах, составлявших его
творчество. Многие поколения композиторов воспользовались его музыкальными
традициями. Так, в 1919 году Игорь Стравинский написал балет с вокальным
сопровождением «Пульчинелла», используя музыкальные темы Перголези.
В солнечной Италии, с тех давних пор, во всех церковных храмах стала исполняться
его замечательная духовная музыка.
А в конце 2009 года в один из «Декабрьских вечеров» в заснеженной Москве, в музее
изобразительных искусств им. Пушкина, через 273 года после создания, прозвучала
великая кантата
«Stabat Mater». Прозвучала торжественно и проникновенно - именно так, как и
написал её Джованни Перголези.
По материалам Википедии и specialradio.ru