Дариюс Мийо - французский композитор, дирижёр, музыкальный критик и педагог, один
из участников объединения "Шестёрки". Мийо считается одним из самых плодовитых
композиторов XX века - ему принадлежат 443 опусных сочинения. Творчество
композитора отмечено влиянием музыкального фольклора, джаза и современных ему
музыкальных течений.
Ранние годы
Мийо родился в Экс-ан-Провансе в семье любителей музыки. Его родители - Габриэль
Мийо (из семьи контаденских евреев) и Софи Аллатини (из сефардской
еврейской семьи). Согласно генеалогическим изысканиям самого Мийо, его семья
прослеживается вплоть до XV века; его предки уже тогда жили в Провансе. Мать
обладала сильным контральто, а отец, по его словам, был "музыкантом в душе, и был
наделён очень верным музыкальным чутьём".
В консерваторские годы Мийо знакомится с будущими коллегами по "Шестёрке" -
Артюром Онеггером и Жермен Тайфер, единственной женщиной в их композиторском
объединении. Онеггер позже вспоминал: «Он трудился рядом со мной, он спорил,
рассуждал с такой находчивостью, дерзновенной смелостью, что просто потрясал
всем своим поведением застенчивого юношу-провинциала, каким я был тогда».
Любимыми композиторами Мийо в этот период были Клод Дебюсси и Модест Мусоргский.
Мийо глубоко сожалел о чуждом, по его мнению, влиянии германского духа на
французскую музыку в лице школы Сезара Франка (лозунг "Долой Вагнера"
принадлежал именно Мийо). В австро-немецкой музыке он предпочитал венских
классиков, в частности, Моцарта, Шуберта, и некоторые симфонии Малера.
Начало карьеры
Первый серьёзный композиторский опыт Мийо относится к 1913 году: он написал
«Струнный квартет», и на его премьере сам исполнил партию первой скрипки. На войну
Мийо не был призван из-за слабого здоровья. Некоторое время он работал во
"Франко-бельгийском обществе", оказывавшем посильную помощь беженцам.
В 1916 году он отправляется в Бразилию в качестве секретаря Поля Клоделя -
известного поэта, служившего на должности французского посла в этой стране.
Дружба с ним началась в 1911 году, когда они познакомились в Париже: «Этот день
положил начало долгому творческому содружеству (что было самым прекрасным в моей
жизни музыканта) и драгоценной дружбе, которой я горжусь». Совместно с Клоделем
Мийо создал около 30-ти сочинений. Во Франции была опубликована его переписка с
поэтом, содержащая 299 писем. После смерти поэта композитор продолжал поддерживать
дружеские связи с вдовой, детьми и внуками Клоделя.
В начале 1919 года Мийо вернулся в Париж, где стал членом "Шестёрки" и начал активную
композиторскую деятельность. Регулярно по субботам в течение двух лет все
собирались в квартире Мийо на бульваре Клиши, где, как вспоминает композитор,
бывали многие представители творческой интеллигенции, жившие в Париже - Пабло
Пикассо, Фернан Леже, Жорж Брак, Мари Лорансен, Жан Кокто, Блез Сандрар и другие.
Музыке композитора этого периода (конец 1910-х - начало 1920-х гг.) свойственны задор и
эксцентричность, что можно отнести в первую очередь влиянию яркой личности и
музыки Эрика Сати, неформального вождя "Шестёрки" и на протяжении более десяти
лет - старшего друга Мийо. В своём творчестве Дариюс Мийо также отразил
бразильские впечатления. В балете «Бык на крыше» (1919) он использовал около 30-ти
бразильских мелодий. А Жан Кокто написал к готовой музыке сценарий пантомимы
балета.
Музыка
Мийо работал в разнообразных музыкальных жанрах - его перу принадлежат 16 опер,
14 балетов, 13 симфоний, кантаты, камерные сочинения, музыка к кинофильмам и
театральным постановкам. Композитор работал необычайно быстро и плодотворно -
список его работ насчитывает 443 произведения. Морис Равель не раз иронизировал
над поразительной творческой плодовитостью Мийо. В частности,
рассказывая Мишелю Кальвокоресси о том, что на сочинение Сонаты для скрипки и
виолончели у него ушло полтора года, Равель заметил: «Мариюс, он же Дариюс Мийо за
это время написал бы 4 симфонии, 5 квартетов и множество лирических поэм на
слова Поля Клоделя».
В молодые годы Мийо среди
композиторов "Шестёрки" слыл самым дерзким новатором-урбанистом, однако, со
временем занял более умеренную творческую позицию. Радикальные авангардные
техники посттональной эпохи (додекафония, сериализм, сонорика и др.), широко
популярные в XX веке, не оставили какого-либо следа в музыке Мийо, до последних
опусов державшегося пределов расширенной тональности с модализмами. В позднем
творчестве использовал элементы алеаторики, которую он обозначал как
«ограниченную», или «контролируемую». В отличие от подлинно алеаторических
сочинений, в алеаторике Мийо звуковысотность и ритм чётко нотированы. Среди
сочинений с применением контролируемой алеаторики - вторая часть «Струнного
септета» (1964), «Музыка для Граца» (1968), «Музыка для ансамбля Ars nova» (1969).
Из-за стилистического и жанрового многообразия творчества композитора, что
роднит Мийо с его музыкальным кумиром Игорем Стравинским, критики зачастую
обвиняли его, что он противоречив, излишне разностилен и непостоянен - "изменчив,
как Протей". Камиль Сен-Санс в получившем известность письме из Алжира,
опубликованном в газете "Менестрели" с возмущением отозвался о музыке Мийо,
назвав её извращением и "кошачьим концертом".
В своих
произведениях Мийо нередко использовал элементы народной
музыки - провансальской («Провансальская сюита»), фольклорные мотивы других
французских регионов («Французская сюита»), бразильской («Бык на крыше»,
«Бразильские танцы»), креольской («Бал на Мартинике», «Карнавал в Нью-Орлеане»,
«Освобождение Антильских островов»), североамериканской («Кентуккиана») и
другой, а также элементы джаза.
В 1920 году Мийо оказался едва ли не единственным из музыкантов, кто активно
поддержал очередное изобретение Эрика Сати - т.н. "Меблировочную музыку", спустя
полвека приведшую к образованию целого направления в музыке, такого
как минимализм. Более того, Мийо участвовал в организации одного из концертов
меблировочной музыки 8 марта 1920 года в галерее Барбазанж, и оставил интересные
воспоминания об этом эпатажном событии.
Хотя сам Дариюс Мийо не сочинял меблировочную музыку, некоторые исследователи
отмечают, что участие в проекте привело к ещё большему "полевению" Мийо и
появлению у него индустриальных и конструктивистских идей. Как раз в это же время
у него появился эксцентричный замысел - написать цикл песен для голоса с
инструментальным ансамблем на текст каталога с выставки под названием
«Сельскохозяйственные машины» в которой каждый номер носит название одной из
машин («Сенокосилка», «Сноповязалка», «Плуг для запашки», «Жатка»,
«Почвоуглубитель», «Сеноворошилка»).
В 1920-е годы Мийо часто ездил с концертами в разные страны, где исполнял свою музыку
как дирижёр и пианист. В 1922 году во время гастролей в США он впервые
услышал джазовую музыку, и был совершенно очарован ей. Джазовому искусству Мийо
посвятил статью под названием «Развитие джаза и североамериканская,
негритянская музыка». Стилевые черты джаза особенно заметны в
балете «Сотворение мира» (1923), оконченном через год после американской поездки, а
также в некоторых позднейших сочинениях.
В конце 1924 года Мийо снялся в эпизодической роли в короткометражном немом
фильме Рене Клера «Антракт».
В 1940 году, в связи с усилившимися нацистскими настроениями во Франции, Мийо с
женой и сыном переехал в Лиссабон, а оттуда эмигрировал в США, где по рекомендации
дирижёра Пьера Монтё получил преподавательскую должность в колледже Миллс
в Окленде. Преподавание он совмещал с концертной деятельностью, выезжая на
гастроли во время каникул в колледже. Мийо приглашали в качестве дирижёра
оркестры Чикаго, Бостона, Вашингтона, Нью-Йорка.
Во время Второй мировой войны почти все родственники композитора погибли в
концентрационных лагерях. Памяти погибшего в фашистском концлагере своего
племянника Мийо посвятил кантату «Огненный замок».
После окончания Второй мировой войны Мийо периодически возвращался во Францию,
давал мастер-классы в Парижской консерватории и продолжал преподавать в колледже
Миллс до 1971 года. Среди многочисленных учеников Мийо наиболее известны Берт
Бакарак, Дэвид Брубек, Жорж Делерю, Филипп Гласс, Бетси Жолас, Стив Райх, Янис
Ксенакис, Дьёрдь Куртаг, Жильбер Ами и многие другие современные композиторы.
Личная жизнь[/b]
В 1925 году Мийо женился на своей кузине - актрисе Мадлен
Мийо, ставшей впоследствии либреттисткой его опер «Грешная мать», «Медея»
и «Боливар». В качестве свидетеля был приглашён Поль Клодель. Выступая позднее в
различных оперных и кантатных произведениях Мийо в роли чтицы ("Recitante"), она
популяризировала его творчество после его смерти, участвовала в фестивалях и
мемориальных мероприятиях, посвящённых ему. В 1982 году Мадлен опубликовала полный
систематический каталог произведений мужа. Ей же он посвятил фортепианную сюиту
«Муза-хозяйка», "протоколирующую" один день их семейной жизни.
В 1926 году по приглашению Бориса Красина Мийо гастролировал вместе со своей
женой, а также с другом - пианистом и композитором Жаном Вьенером
в Москве и Ленинграде.
Вернувшись из Советского Союза, Мийо получил новое приглашение на гастроли в США
и Канаде, попутно изучая негритянский фольклор. В 1930 году у супругов Мийо родился
сын Даниэль, ставший впоследствии художником.
Последние годы[/b]
Последние годы композитор провёл в Женеве. Из-за ревматизма он был вынужден
передвигаться в инвалидной коляске, но несмотря на болезнь, Мийо продолжал писать
свою автобиографию, получившую окончательное название «Моя счастливая жизнь».
Называя
себя в ней "французом из Прованса иудейской веры", Мийо отдал дань еврейским
традиционным и современным сюжетам и образам - практически во всех современных
ему жанрах. Среди его опусов на еврейскую тему - опера «Давид» (написана к
3000-летнему юбилею Иерусалима; премьера в форме оратории состоялась в 1954 году),
балет «Сны Иакова» (1949), струнный квартет «Царица Савская» (1939), фортепианная сюита
«Семисвечник» (1951), оркестровая пьеса «Ода Иерусалиму» (1973), сочинения для хора с
оркестром «Барух ха-Шем» (1944) и «Каддиш» (1945), кантаты «Бар-мицва» (1961) и «Ани
маамин» (1974, последнее сочинение Мийо).
Умер Дариюс Мийо 22 июня 1974 года в Женеве. Похоронен в семейном склепе в родном Эксе
на кладбище Святого Петра.
По материалам Википедии