Уэсли Эдди (полное имя - Роберт Уэсли Эдди, англ. Robert Wesley Addy) - американский
характерный актёр театра, кино и телевидения, «известный своей умной
интеллигентной манерой поведения, а также способностью нести сдержанную,
ледяную, утончённую угрозу». Эдди начал свою плодотворную карьеру как
исполнитель ведущих ролей на классической сцене, а в начале 1950-х годов начал
сниматься в кино и на телевидении. Известный своими серебряными волосами, Эдди
часто играл холодных или пугающих персонажей.
Ранние годы
Уэсли Эдди родился 4 августа 1913 года в Омахе, штат Небраска. Окончив экономический
факультет Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Эдди сменил направление
своей карьеры и поступил на стажировку в летний театр, а затем перебрался в
Нью-Йорк, чтобы начать профессиональную театральную карьеру.
Карьера на Бродвее: 1935-1950
В 1935 году Эдди дебютировал на Бродвее в спектакле «Паника» по пьесе Арчибальда
Маклиша, в котором играл вместе с Орсоном Уэллсом.
Вплоть до 1941 года Эдди играл на Бродвее, исполнив, в частности, серию ролей в
шекспировских спектаклях: Марселла и Фортинбраса в постановке Лесли Говарда «
Гамлет» (1936),
Генри Перси в «Генрихе IV, часть I» (1939), Бенволио в «Ромео и Джульетте» (1940) и Орсино
в «Двенадцатой ночи» (1940-41). Его партнёрами в этих постановках были легендарные
актёры Орсон Уэллс , Лоуренс Оливье и, особенно часто, Морис Эванс .
Вторая мировая война прервала успешное начало бровейской карьеры Эдди, но в 1946
году он вернулся в театр, сыграв вместе с Кэтрин Корнелл в трагедии Софокла
«Антигона» и комедии Бернарда Шоу «Кандида».
Эдди сыграл ещё несколько заметных ролей на Бродвее, одной из его последних
значимых ролей в этот период стала роль Эдгара, сына Глостера в «Короле Лире»
(1950-51).
Карьера в Голливуде: 1951-1996
В 1951 году 38-летний Эдди дебютировал в кино в фильме «
Первый
легион», высококлассной психологической драме Дугласа Сирка , рассказывающей о
борьбе скепсиса и веры в сознании священников иезуитской семинарии. В 1953 году
Эдди появился в двух телеверсиях шекспировских театральных постановок, сыграв
короля Франции в «Короле Лире» с Орсоном Уэллсом в заглавной роли, и Горацио в «
Гамлете» с
Морисом Эвансом.
В 1955 году Эдди вошёл в неформальную актёрскую команду режиссёра Роберта Олдрича ,
сыграв значимые роли второго плана в двух его лучших фильмах нуар. В
классическом нуаре «
Целуй меня насмерть» (1955) по роману Микки Спиллейна он сыграл
лейтенанта полиции. В сатирическом нуаре о нравах голливудского кинобизнеса «
Большой нож» (1955) по пьесе Клиффорда Одетса Эдди предстал в образе
писателя и друга детства главного героя.
В добротном нуаровом триллере «
План преступления» (1956) Эдди сыграл роль лишённого лицензии врача,
который становится главным исполнителем мастерски продуманного плана
ограбления поезда. На следующий год Эдди сыграл небольшую роль в нуаре Роберта
Олдрича «
Текстильные джунгли» (1957). Олдрич однако не смог закончить фильм и был
уволен за две недели до его завершения. Фильм завершил Винсент Шерман , который и
указан в титрах как режиссёр.
В послевоенной драме Роберта Олдрича «
Десять секунд до ада» (1959) Эдди сыграл бывшего немецкого офицера,
который в группе с другими немецкими военнопленными выполняет смертельно
опасную работу по обезвреживанию неразорвавшихся снарядов на территории
Берлина. Далее Олдрич «использовал Эдди в небольших ролях в своей классике
Гран-Гиньоля», психологических хоррор-драмах «
Что случилось с Бэби Джейн?» (1962) и «Тише...тише, милая
Шарлотта» (1964). В 1963 году Эдди появился в небольшой роли в комедийном вестерне
Олдрича «
Четверо из Техаса» (1963). В 1971 году Эдди в последний раз сыграл у Олдрича в
гангстерской драме «Банда Глиссомов» (1971) по роману Джеймса Хэдли Чейза, исполнив
роль богатого отца похищенной бандой невесты.
В 1966 году Эдди сыграл эпизодические роли в драме «
Мистер
Буддвинг» и в фантастическом психологическом криминальном триллере Джона
Франкенхаймера «
Вторые». Одной из наиболее памятных ролей Эдди была роль капитана
второго ранга Элвина Крамера в картине Ричарда Флейшера «
Тора! Тора!
Тора!» (1970).
В 1970-80-е годы Эдди лишь время от времени снимался в кино, сыграв в таких значимых
картинах, как «
Телесеть» (1976), «
Европейцы» (1979) и «
Вердикт»
(1982). У режиссёра Сидни Люмета Эдди снялся в двух фильмах, которые были
номинированы на Оскар - «
Телесеть» (1976) и «
Вердикт»
(1982). Дважды Эдди сотрудничал с режиссёром Джеймсом Айвори, сыграв заметные роли в
его исторических мелодрамах по романам Генри Джеймса - «
Европейцы» (1979) и «
Бостонцы» (1984).
В 1995 году после долгого перерыва Эдди снялся в романтической комедии
«Современный роман». Его последней киноработой стала роль судьи в криминальной
драме «
До и после» (1996) с Мэрил Стрип и Лиамом Нисоном в главных ролях, который
вышел за год до его смерти.
Карьера на телевидении: 1960-1980-е годы
«Так и не поднявшись до главных ролей в кино, в 1960-е годы Эдди обратил своё
внимание на телевидение, а также возобновил работу в театре». «Надежный и крепкий
актёр, Эдди играл на телевидении как учтивых джентльменов, так и злодеев».
В 1958-1959 гг. Эдди исполнял роль доктора Кэмпбелла в криминальном телесериале «
На пороге ночи», он также сыграл в двух эпизодах сходного по построению
телесериала «Перри Мейсон» в 1962 и в 1966 гг. Кроме этого, Эдди сыграл в пяти сериях
криминальной драмы «
ФБР» (1965-1969), а также по одном разу в криминальных телесериалах «
Беглец» (1965) и
«Айронсайд» (1970). Также актер появился в популярных научно-фантастических
телесериалах «
За гранью возможного» (1965, 1 эпизод) и «
Захватчики» (1967, 1
эпизод). В 1970-1980-х годах он играл роль Билла Вударда в 27 сериях классической
мыльной оперы «
Надежда
Райана» (1977-1978), и Кэбота Олдена в одной из серий мыльной оперы «Любить» (1983).
Личная жизнь
В 1961 году Эдди женился на известной актрисе Селесте Холм , с которой прожил до
конца жизни. Они сыграли вместе в нескольких театральных спектаклях, в частности,
в 1970 году во второй раз в своей карьере он сыграл в комедии «Кандида».
Уэсли Эдди умер 31 декабря 1996 года в возрасте 83 лет в Дэнбери, штат Коннектикут.